№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 1 (605) от 02.01.2019
Искусство обмана: друг или враг тебе твой смартфон

 Как не попасть на «крючок» к мошенникам.

Прирожденные мошенники, а к ним, вне всякого сомнения, относятся расплодившиеся в последнее время в огромном количестве телефонные и компьютерные «разводилы», могут обладать выдающимися артистическими способностями, которые они по большей части, используют не по назначению. Им бы на сцену, в кинематограф, в рекламу, на худой конец, но нет – хочется чего-то большого. Не эфемерной славы и признания, а чего-то материального, измеряемого в денежных единицах разных стран.
Вот и толкает этих людей естественная потребность в признании на самые неблаговидные поступки. Возможно, вы когда-нибудь слышали имя Кевина Митника, одного из самых известных и раскрепощенных хакеров 90-х. У него даже была книга с говорящим названием «Искусство обмана». Так вот, этот Митник был не только отличным программистом, но и великолепным социальным инженером. В разговоре с человеком он мог выпытать любую нужную ему информацию, в том числе касающуюся личной жизни. Собеседник, обычно ничего не подозревающий, сам раскрывал ему карты.
Хотя сегодня большинство приемов социальной инженерии хорошо известны сотрудникам правоохранительных органов, жулики продолжают неплохо зарабатывать, используя их. Поэтому, чтобы противодействовать манипуляции, мы должны учиться быстро распознавать ее. 
В России, как правило, жертвами телефонных мошенников и кибер-преступников становятся люди пожилого возраста, слабо разбирающиеся в современных технологиях и компьютерной технике. Но это вовсе не значит, что когда-нибудь на «крючок» к хакеру не сможет попасться кто-то из молодых и, как им кажется, продвинутых «юзеров». О самых характерных приемах изъятия денег из наших кошельков, которые стоят «на вооружении» профессиональных жуликов, нам рассказал оперуполномоченный по особо важным делам Управления уголовного розыска Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Дмитрий Васильевич Костькин. Ведь давно известно, что лучшая защита от заболевания – это профилактика.
- За 11 месяцев 2018 года (данные по году пока не обработаны) на территории республики было зарегистрировано 572 случая мошенничества общеуголовной направленности. Из них почти половина – 254 преступления – в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации. По нашим подсчетам, в последнее время подобные преступления становятся все более распространенными и, если можно так сказать, «модными». Уголовный мир внимательно следит за технологическим прогрессом, хорошо отдавая себе отчет в том, что время грабежей, налетов на машины инкассаторов уходят в прошлое. Это, во-первых, опасно, а во-вторых, очень «муторно». Гораздо проще найти какого-нибудь «лоха» через интернет и выдоить из него все до последней копейки.
- Приведите самые распространенные примеры кибер-мошенничества.    
- Был такой случай. Пенсионерке Антонине Васильевне из Саранска позвонила некая женщина, которая представилась работником социальной службы защиты населения. Она сказала, что ей как пенсионеру, полагаются льготы и определенные дотации на питание. Но для этого надо открыть карту Momentum и подключить к ней услугу «Мобильный банк». Девушка-операционистка в любом отделении Сбербанка охотно сделает это всего за несколько минут. Затем женщина на «том конце провода» попросила идентификатор и код доступа к карточке. Если в банке поинтересуются, сказала она, для чего нужна эта карта, то нужно сказать: для оплаты услуг ЖКХ. В общем, Антонина Васильевна сообщила мошенникам всю необходимую информацию. Итог – плачевен. Деньги с ее вклада были списаны.
Или вот, например, Алексей разместил в интернете объявление о продаже мебели. Вскоре ему позвонил мужчина и сказал, что хочет оплатить мебель через «Мобильный банк». Для этого Алексея попросили пройти к банкомату и под руководством звонившего совершить несколько простых операций. В результате наш молодой человек подключил чужой номер телефона к своей карте и получил пару «идентификатор+пароль». После чего продиктовал информацию, указанную в чеках. А дальше все просто: мошенники уже получили доступ ко всем счетам Алексея в Сбербанке…
Здесь мы приводим две самые распространенные схемы махинаций с интернет-кошельками. А бывают еще так называемые «нигерийские письма», когда к вам на электронную почту могут прийти странные сообщения с непонятных IP-адресов, содержащие красивые легенды о мифических родственниках в Африке, о принадлежащих вам «горах золота» и просьбу перевести деньги на счет для получения оплаты услуг адвоката или выплаты комиссии. Или, так называемый «фишинг» – кражу персональных данных (пароля, логина) банковской карты, разного рода рассылок, содержащих ссылку на фальшивые сайты.
- Самое обидное, что мошенником может оказаться человек, представляющийся работником банка, в котором вы храните деньги, ведь от него меньше всего этого ожидаешь?
- Да, и у нас были такие примеры. Девушке позвонил человек, который представился сотрудником службы безопасности банка и с тревожными нотками в голосе сообщил ей о том, что ее карта заблокирована. Это может быть телефонный звонок, а может быть и эсэмэска. Большой разницы нет.
Так вот, он попросил ее подойти к банкомату, чтобы проверить работоспособность банковской карты. Для «сохранности денег», пока служба технической поддержки банка не разберется с возникшими «проблемами», он порекомендовал ей перевести деньги на некий тестовый счет. Девушка, хотя и подозревала что-то неладное, сделала все, как ей подсказывали, и лишилась всех денег на вкладе.
- В прессе часто встречаются описания мошеннических актов, которые можно объединить слоганом «Мама, помоги!»
- В самом деле, какая же мать не бросится на помощь своему ребенку, если тот попал в беду? На это и делается основной расчет. Главное в такой ситуации – застать ничего не подозревающего человека врасплох, шокировать его, парализовать волю и способность мыслить логически. Причем действовать надо быстро, не давая «клиенту» ни минуты на передышку. 
Такие звонки чаще всего рассчитаны на женщин и эксплуатируют естественный материнский инстинкт. Самые талантливые мошенники могут грамотно моделировать голоса родственников, сбивая этим с толку свою жертву. Как правило, женщины – более доверчивые существа, они легче поддаются внушению, верят в то, что ее сын (внук) действительно устроил ДТП, сбил человека, и для того, чтобы «замять» дело, нужно быстро заплатить «кому следует». Хотя, у нас имеется немало примеров, когда в такие же ситуации попадали и мужчины.
Вообще, вариантов телефонного или интернет-мошенничества может быть великое множество: «Поздравляем, вы выиграли автомобиль!», «Ваш телефон заражен вирусом!», «Вам по ошибке перевели денежные средства. Просим вернуть» и др. Фантазия киберпреступников поистине неистощима. Они всегда на «гребне волны», отслеживают все технические новинки, штудируют международный опыт. Нужно понимать, что против вас действуют умные, технически одаренные и бесконечно циничные люди.
- По каким приметам можно вычислить мошенника? Что нужно сделать и чего категорически нельзя делать в тот момент, когда вас пытаются «развести»?
- Обратите внимание на часто встречающиеся в этих историях команды, которые мошенники дают своим жертвам: «подойти к банкомату», «сообщить данные», «продиктовать информацию с чеков»… 
Запомните эти фразы, потому что это верные признаки того, что вы общаетесь с мошенниками. Сотрудники банка при исходящем звонке (когда звонят вам, а не вы в банк) всегда обращаются адресно и никогда не запрашивают личные данные о банковских операциях по ним. Все, что необходимо знать работнику банка, он видит на экране своего монитора.
Еще один прием мошенников – ошеломить вас какой-то неприятной или шокирующей информацией, а затем, пользуясь замешательством, заставить совершить необдуманные действия. Если вам сообщили подобное, ни в коем случае не поддавайтесь эмоциям. Сначала перезвоните своему родственнику или другу и уточните, действительно ли с ним что-то случилось. 
Помните, если к вам обратились по телефону, в интернете, через социальную сеть или другим способом, и под разными предлогами пытаются узнать данные о вашей банковской карточке, пароли или другую персональную информацию, будьте осторожны – это явные признаки мошенничества. При любых сомнениях рекомендуем немедленно прекратить общение, пока человек, возможно, обладающий навыками гипнотизера, не смог полностью увлечь вас в свой замысел. Обратитесь в банк по телефону, указанному с обратной стороны вашей карты. И, конечно, не выполняйте никаких действий перед банкоматом под диктовку третьих лиц в трубку телефона.
Помните, если вы уже попали в руки мошенников, то сразу же обращайтесь в ближайшее отделение полиции и пишите заявление по факту обмана. Главное – не медлить, ведь по горячим следам раскрыть преступление значительно проще, чем спустя некоторое время. И вероятность возврата ваших денежных средств, которые были переданы в руки мошенника, возрастает в несколько раз. Поэтому, если такая ситуация случилась, не нужно опускать руки, а нужно действовать. Даже тогда, когда вы потеряли небольшую сумму денег, ведь очевидно, что этот мошенник обманул не только вас, но и еще кого-то, а также, если его поймают, вы поможете другим не стать его жертвой.
А. Пьянзин.
Версия для печати Версия для печати