№ 48 (911)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЛичностьВыпуск № 49 (237) от 07.12.2011
«Хороший хирург, как виртуозный пианист»

Известный ученый Александр Беляев – о себе, медицине и рецепте здоровья

Родился в 1950 г. в с. Новые Выселки Зубово-Полянского района.

Образование – высшее, медицинский факультет МГУ им. Н.П. Огарева, клиническая ординатура на кафедре общей хирургии и анестезиологии.

Деятельность – хирург высшей категории, член Нью-Йоркской академии наук, ассоциации общих хирургов РФ, ассоциации хирургов им. Н.И. Пирогова, международной ассоциации хирургов-гепатологов.

С 2001 г. – заведующий кафедрой общей хирургии и анестезиологии им. Н.И. Атясова МГУ им. Н.П. Огарева. Под его руководством защищены 2 докторские и 30 кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 350 научных статей, издано 11 монографий и учебных пособий, зарегистрировано 32 рационализаторских предложения.

Звания - профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, заслуженный работник высшей школы РФ.

Круг интересов: медицина, лыжи, волейбол.

Семейное положение: женат, двое детей.

Жизненное кредо – чем больше делаешь добра, тем лучше живешь!

 


- Александр Назарович, Вы в медицине почти всю жизнь. Если можно так сказать, два в одном: опытный врач-практик и известный ученый. Ваши разработки в хирургии - одни из передовых в мире. Как удалось добиться того, о чем не помышляли зарубежные ученые?

- Во многом это заслуга моего учителя - известного ученого Николая Ивановича Атясова. В 1980 году он переехал из Нижнего Новгорода заведовать кафедрой общей хирургии и анестезиологии. Николай Иванович был творческой личностью, быстро создал экспериментальную лабораторию и ему срочно понадобились ученики. Так чисто случайно я попал в науку. Оформил документы в ординатуру, и сразу начались опыты на собаках по оживлению организма. Впервые в мире мы тогда применили внутрикостный способ вливания жидкостей. Когда больной теряет много крови, его вены пустеют и попасть в них практически невозможно. Мы показали, что лекарственные жидкости можно с успехом вводить в губчатое вещество костей и, в частности, пяточную кость. По этой теме я тогда защитил кандидатскую.

В докторской диссертации углубили и расширили наши исследования. Мы впервые изучили вопросы воздействия на организм двух поражающих травматических факторов и разработали новые эффективные методы лечения.  

Еще одно научное направление нашей кафедры – реанимация печени при тяжелых заболеваниях. Не случайно этот орган называют лабораторией, где происходит обезвреживание всех токсических веществ. При тяжелейших интоксикациях печень выходит из строя и больные умирают. Если лекарство вводить в периферическую вену, то до больного органа дойдет лишь малая его часть, а когда оно вводится непосредственно в кровеносное русло органа, то эффективность лечения повышается.

- Вы давно исследуете сахарный диабет и вызванные им осложнения. Каких успехов удалось достичь в этой области?

- Это мировая проблема. У пациентов с сахарным диабетом часто бывают сосудистые осложнения: образуется гангрена нижних конечностей, что впоследствии приводит к инвалидности, а нередко - и к смерти. В свое время Министерство здравоохранения республики  поставило перед нами задачу - улучшить лечение больных с гнойными осложнениями сахарного диабета и уменьшить число ампутаций на уровне бедра. В этом направлении в Республиканской клинической больнице ведется эффективная лечебная работа. Сейчас у нас результаты по лечению гнойных осложнений сахарного диабета – одни из лучших в России. Количество ампутаций удалось снизить на 20 процентов. Это большое достижение! Если сохраняется конечность или уменьшается уровень ее ампутации, то качество жизни у человека значительно улучшается.

- Сколько жизней удалось спасти благодаря всем этим научным разработкам?

- Кто их считал! Такая статистика не ведется, но, думаю, несколько тысяч точно…

- Какие операции самые сложные?

- Я оперирую на органах брюшной полости и сосудах. Каждое оперативное вмешательство по-своему сложное. Некоторые операции длятся по 4-6 часов. Самые сложные операции на печени, желчных путях и, конечно, повторные.

Надо сказать, что сейчас число оперативных вмешательств сократилось. Например, раньше оперировали больных с язвенной болезнью желудка 3-4 раза в неделю, а теперь 3-4 – в месяц. Появилось много хороших лекарств, которые позволяют лечить без хирургического вмешательства.

Медицина развивается очень быстро. В Москве в двух-трех клиниках уже оперируют роботы, а хирурги лишь управляют процессом. Думаю, что это новшество придет и к нам лет через пять а возможно и быстрее.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть хороший хирург?

- Хирург всегда находится в нервном напряжении. Любая операция – это внедрение во внутреннюю среду организма, поэтому всегда есть риск. Хороший хирург в первую очередь должен знать анатомию и быстро ориентироваться в строении и расположении органов. А еще ценится рукоделие. Хирург должен владеть руками и пальцами, как виртуозный пианист. Нужно уметь очень быстро завязывать хирургические узлы и за минуты - сшивать сосуды. Так принято: чем быстрее прошла операция, тем лучше для больного. Однако впереди рук все равно должна идти голова.

А еще хорошего врача отличает тяга к научным знаниям. Недаром про хирурга, который не самосовершенствуется, говорят, что он ремесленник.

- Но и у хороших врачей тоже бывают неудачные операции…

- К сожалению, иногда больные умирают. Бывают очень тяжелые осложнения и настолько запущенные болезни, что ничего уже сделать нельзя.

Даже если оперированный больной умирает не по вине хирурга, он все равно чувствует психологическую ответственность за неудачный исход и сильно переживает. Поэтому хирурги живут в среднем на десять лет меньше, чем люди других профессий.

- Почему Вы выбрали столь нелегкий путь?

- У нас в семье никогда не было врачей. Мои родители – простые колхозники. Старший брат поступил учиться на хирурга в Рязанский медицинский институт. Когда я заканчивал школу, открылся медицинский факультет в Саранске, поэтому решил последовать по стопам брата. С него и началась наша медицинская династия. Мои дети тоже – хирурги. Сын – кандидат медицинских наук, сейчас проходит научно-практическую стажировку в Германии. Дочь – старший преподаватель на кафедре акушерства и гинекологии.

- Александр Назарович, в прошлом году вы отметили юбилей. Как удается держать себя в отличной форме при таком напряженном ритме работы?

- Работа за операционным столом, а также преподавательская деятельность - статичная, поэтому я стараюсь побольше двигаться. Люблю бегать на лыжах, в молодости много тренировался, выступал на соревнованиях. Один – два раза неделю, когда получается, играю в волейбол.

Хотелось бы всем рекомендовать больше заниматься профилактикой заболеваний. Питайтесь регулярно и здоровой пищей (со своего огорода), занимайтесь спортом, а еще укрепляйте нервную систему. Все болезни, в том числе язвенная и раковая, обостряются при нервных потрясениях.

Берегите себя и будьте здоровы!

С.Родионова.

Версия для печати Версия для печати