№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЛичностьВыпуск № 36 (276) от 07.09.2012
Операторский фронт

5 сентября – столетний юбилей Владимира Сущинского

Cегодня исполняется сто лет нашему знаменитому земляку, фронтовому герою, который не произвел ни одного боевого выстрела. Речь идет о прославленном военном кинооператоре Владимире Александровиче Сущинском, который с камерой прошел практически всю Великую Отечественную войну и продолжал снимать даже будучи контуженным. Он погиб в феврале 1945 года, оставив бесценный вклад в дело памяти жертв и героев страшной войны. 

 

досье

 

Сущинский Владимир Александрович (5 сентября 1912 — 22 февраля 1945), фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, капитан. Оператор фронтовых киногрупп Волховского, Ленинградского, 4-го и 1-го Украинских фронтов. Снятые им кадры вошли в выпуски киножурналов, спецвыпуски и документальные фильмы. Мастер боевого репортажа, художник-публицист. Снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту. Погиб при съёмках боёв в предместьях города Бреслау (Вроцлав). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946 — посмертно).

Образование – Саранский энергетический техникум, ВГИК. 

Награды:    Сталинская премия второй степени (26.1.1946 — посмертно) — за фронтовые киносъёмки; орден Красного Знамени; орден Отечественной войны I степени; медаль «За отвагу»; медаль «За оборону Ленинграда»

Фильмография:    1942 — «День войны»; 1943 — «За Родину»; 1944 — «Битва за Севастополь»; 1945 — «В Верхней Силезии»; 1946 — «Фронтовой оператор».

 

 

 

Уголок кино на Первомайской

Владимир родился в 1912 году в уездном Саранске - спокойное время и спокойный город. Впрочем, вскоре грянула Первая мировая, после – революция, и в школу будущий фронтовик пошел уже в совсем иной обстановке. В первый класс 7-й школы он пошел в 1920 году. Приблизительно в это же время начал увлекаться фотографией и всем, что связано с кино. Он собирал афиши, открытки артистов, их биографии и кадры из фильмов. В доме №8 по улице Первомайской, где жила его семья, Володя оборудовал уголок кино. После седьмого класса Сущинский поступает в энергетический техникум, а по его окончании получает направление в Куйбышев. Но сердце Владимира пленено кино. Он мечтает о нем, и во что бы то ни стало намерен поступать во ВГИК. В 18 лет его призывают в армию, а после демобилизации Сущинский едет в Саранск для подготовки к экзаменам.

Конкурс во Всесоюзный государственный институт кинематографии был едва ли не самым большим в СССР. Самоучка из Мордовии своим упорством добивается своего и блестяще сдает вступительные экзамены. Домой, в Саранск, родителям и сестре прилетела радостная телеграмма – «Принят во ВГИК», это было в 1937 году. Окончил Владимир институт в грозный 1941 год. Более того, дата окончания и вовсе роковая – 22 июня. 

 

На фронт, по собственному желанию

Направление Владимир получил в Пятигорск, однако в тылу молодому оператору отсиживаться совершенно не хотелось. Он пишет рапорт и просит отправить его на фронт. В феврале 1942 года Владимир прибыл на Волховский фронт в киногруппу Алексея Алексеевича Лебедева. Шли тяжелые бои за Ленинград, враг отрезал город от всей страны. 

В январе 1943 года Ленинградский и Волховские фронты провели всем известную операцию «Искра». Владимир Сущинский производит съемки в частях 2-й ударной и 67-й армий. Словно начисто лишенный страха, он шел со своей камерой в авангарде. Тяжело найти архив освобождения Ленинграда от осады без кадров Сущинского. Кроме того, историкам кинохроника Сущинского важна и из-за столь редко встречающихся свидетельств военного быта и повседневной фронтовой жизни. Мелочам, из которых изо дня в день складывались будни миллионов людей, кроме Владимира мало кто уделял внимание. 

Вскоре оператора направили в киногруппу 4-го Украинского фронта. С большим искусством, под пулями врага Сущинский снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В страшной рубке Владимира ранят. Не обращая внимания на рану, он, поддерживаемый двумя солдатами, окруженный грохочущими танками и машинами, рвущимися снарядами и свистящими пулями, продолжает съемки. 

За храбрость и героизм, за мужество и стойкость Владимир награждается орденом  Красного Знамени. И не менее важная награда – короткий отпуск. В 44 году он приезжает домой. Всего на шесть дней, из предоставленных двух недель отпуска. Саранск он увидит в последний раз. 

И вновь фронт… Наши войска выбили фашистов со своей земли и движутся к их логову. Вместе с кинооператорами 1-го Украинского фронта, со своим боевым другом Николаем Быковым, Владимир снимает эпизоды освобождения Польской земли, ожесточенные бои под городом Бреслау. Наша артиллерия бьет по городу. Владимир снимает разрывы в 150-200 метрах от себя. 

Он часто смотрел смерти в глаза – винтовка «видит» намного дальше, нежели кинокамера. Как бы ни было жутко, Сущинский продолжал снимать. «Только вперед» - шептал он, когда все вокруг прятались по укрытиям. Он стремится к главному – запечатлеть разгром фашистов…

 

«Кадры… в них вся история наших побед»

… И ему почти это удалось. Летопись Сущинского прервалась холодным и непроглядным утром 22 февраля 1945 года. Войска Первого Украинского фронта вели наступление в районе Железной дамбы на подступах к городу Вроцлав. Фашисты ожесточенно отбивались, каждое здание приходилось брать с боем. Как мы можем узнать из книги С.С. Школьникова «В объективе - война», Владимир снимал бой в 150-200 метрах от себя, и как обычно всегда был впереди. Он поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. 

«От одной пулеметной очереди до другой – минутный интервал», - прокричал Сущинский своему другу, кинооператору и помощнику Николаю Быкову, - «в него мы с тобой и перескочим». И они перескочили. Сущинский уже начал снимать наших автоматчиков, но вдруг рядом с ним разорвался снаряд, один из осколков ранил Владимира в голову. Быков кинулся к другу и вытащил с зоны артиллерийского огня. А камера продолжала снимать, хватая лишь верхушку деревьев. В бреду, Владимир Сущинский повторял:

«Кадры… кадры… кадры… в них вся история наших побед…»

 

Проводы и память

Похороны Сущинского снял Николай Быков... Он и сам погиб через два дня после этого. 

В книге «Я останавливаю время» В.В. Микоши об этом написано:

«В присланной на студию коробке со снятой киноплёнкой оператор Н. В. Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог — был ранен этим же снарядом». Через несколько дней прислал на студию снятую пленку оператор М. Арбатов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Не прошло и нескольких дней, как пришло извещение: М. Арбатов погиб в бою».

В 1946 году о фронтовом операторе 

В. А. Сущинском сделан документальный фильм, в котором использована отснятая им хроника — «Фронтовой оператор», режиссёр монтажа М. Е. Славинская. В фильме есть момент, когда останавливается кадр с изображением боя, а дальше изображение пропадает и идёт чёрная плёнка. Это был момент его гибели.

В столице Мордовии именем Сущинского названа улица на Химмаше. В Московском Доме кино оно выбито на мраморной доске памяти. Боевой и творческий путь капитана Сущинского показан в кинофильмах «По дорогам войны» и «Фронтовой кинооператор». Не забывают героя и школьники – в школе №30 есть замечательная музейная комната Владимира Александровича, а в 43 лицее – настоящий музей. Но зато когда мы позвонили в Мордовский кинофонд, чтобы выяснить, как он будет праздновать юбилей фронтового классика, нам честно сказали, что о нем не знают…

Герой прошел всю войну и внес огромный вклад в ее историю. В кадрах Владимира Александровича есть и геройство, и горечь…

П. Семенов.

 

Версия для печати Версия для печати