- Новости :: ЛичностьВыпуск № 31 (271) от 05.08.2012
- Забытый гений «Капитанской дочки» Ии Арепиной
Почему жизнь любимой всем СССР актрисы была сплошной чередой трагедий
Ия Арепина— одна из культовых актрис 60-х годов, лауреат Каннского кинофестиваля, уроженка Ардатовского района Мордовии. Заканчивающийся июль – месяц одновременно и рождения, и смерти этой удивительной талантливейшей актрисы. Быть может, кто-то из зрителей старшего поколения наверняка помнят ее по фильмам «Красные листья», «Большая семья», «Борец и клоун», «Когда разводят мосты», «Калина красная». Но известной на весь мир актрису сделала роль в знаменитом фильме «Капитанская дочка», где она сыграла главную роль — Маши. Ее популярность и востребованность длились недолго. После чего об Ие Арепиной надолго забыли. Для нее это было разрушающим стрессом на долгие годы. Она пережила два инфаркта…
Досье
Ия Алексеевна Арепина
(2 июля 1930 — 24 июля 2003) — советская и российская актриса театра и кино.
Родилась 2 июля 1930 года в Ардатове Мордовской АССР, была седьмым ребенком в многодетной семье. В 1954 году окончила ВГИК, (мастерская
В. В. Ванина, В. В. Белокурова). С 1954 по 1958 год — актриса Театра-студии киноактёра. Одной из самых удачных ролей Арепиной стала роль Маши Мироновой в фильме Владимира Каплуновского «Капитанская дочка». Эта роль принесла Арепиной всемирную известность. Затем были удачные роли в известных фильмах: Стася в историко-революционном фильме «Красные листья», Мими в драме «Борец и клоун». Скончалась И. А. Арепина 24 июля 2003 года, похоронена в Москве на Николо-Архангельском кладбище. Лауреат Каннского кинофестиваля за 1955 год в номинации «Лучший актёрский ансамбль» за фильм «Большая семья».
«Так хочется, чтобы всегда была весна!»
— Мне было три-четыре года, - рассказывала она в одном из интервью. - В семье знали, что гостей развеселить смогу только я. Мама говорила: «Ну, Иенька, как ты поешь?» Я важно так встану и затягиваю куплет: «Жили у бабуси два веселых гу-уся…» Детская такая песенка, помните? Потом в школьные годы я занималась в драмкружке, играла в спектаклях по пьесам Островского. Папа был начитанным, веселым, играл на балалайке, гитаре. Мама была неграмотной.
Окончив школу, белокурая красавица, у которой не было отбою от ардатовских женихов, упаковала деревянный чемодан, перетянутый большими ремнями, и отправилась в Москву. На внутренней стороне чемоданной крышки были наклеены две фотографии любимых актрис того времени: наша Любовь Орлова и голливудская звезда Одри Хепберн, на которую, как считала сама Ия, а потом и ее поклонники, она была похожа внешне.
Документы она отправляла во все театральные вузы Москвы, но вызов ей пришел только из ВГИКа. Там она предстала перед приемной комиссией в самовязаных шерстяных носках, вязаной же кофте, подпоясанной нелепым широким поясом. На голове — два «хвостика», перетянутых резинками. Она прочла монолог Павла Власова из Горького. Громко, сдвинув к переносице свои нарисованные брови и выставив вперед одну ногу. Комиссия от смеха чуть не сползла под стол: девушка изо всех сил старалась казаться серьезной и взрослой. И грозной! А еще эти брови…
Разочарование в любви
Ия Арепина, в которую после успеха «Капитанской дочки», по словам Стриженова, «была влюблена вся Россия», первый раз вышла замуж за кинооператора Юлия Куна. Они познакомились на съемках картины «Степные зори» в 1954 году. Оба были молоды и хороши собой, но при этом оба горячие и гордые. У них родился сын, которого тоже назвали Юлием. Через несколько лет брака любовь разбилась, красивая и знаменитая пара развелась. С сыном отношения у Ии не сложились, он рано ушел из дому…
Вторым мужем Ии Алексеевны стал Вадим Мильштейн, синхронный переводчик. Тоже красавец, как и первый муж. На обычных мужчин актриса и не глядела, ей нравились исключительно красивые и высокие. Вначале все было прекрасно. Они очень хотели ребенка, однако зачать его никак не получалось, и в конце концов семья распалась. Но не потому, что не было детей. Так же, как и в первом браке, всему виной — сложные характеры.
Когда Ие Арепиной было тридцать с хвостиком, она, гостя у родных в Ардатове, познакомилась с молодым мужчиной. Еще раз выходить замуж она, разочаровавшаяся в мужчинах, не собиралась, а родить еще одного ребенка очень хотелось. Так на свет появилась дочка Лада.
Жизненные «отдушины»
Почему ее звезда так быстро погасла? Однажды на съемках очередного фильма, который снимал молодой режиссер, произошел типичный для кинематографических кругов случай. Этот режиссер пожелал, чтобы холодная красавица Ия Арепина стала его любовницей. Он раскинул перед ней красивые карьерные перспективы в случае, если она согласится. Но девушка, вместо того чтобы воспользоваться ситуацией, как сделали бы многие на ее месте, вдруг отказала. И не просто отказала, а во всеуслышание. Потому что даже представить себе не могла, что успеха можно добиться через постель. Свои роли она получала на общих основаниях, проходя через все этапы кинопроб, чем очень гордилась. Ия собралась и самовольно уехала со съемок в Москву. Вышестоящему руководству она написала объяснительную, рассказав в ней о причине своего внезапного отъезда. В ответ получила… строгий выговор за срыв съемок.
Одной из последних картин, в которых снялась Ия Алексеевна, была эпизодическая роль в знаменитом фильме Василия Шукшина «Калина красная». Она очень давно любила его как режиссера и артиста, мечтала у него сняться. Потом было еще несколько маленьких ролей, и… все стихло. Больше никто никуда ее не приглашал. Она стала играть только в Театре киноактера, иногда ездить на гастроли со спектаклями. И так — много лет подряд. Молчало кино, молчали СМИ. Жить помогали «отдушины»: дочь, собака и лес.
«Моя жизнь — сплошная череда трагедий»
Последние лет пять к ней стали часто обращаться журналисты, режиссеры рекламных роликов. Но она всем говорила: «Раньше надо было вспоминать. А теперь поздно». На роли бабушек в «домиках в деревне» и прочих сюжетов она рекомендовала взять своих приятельниц из театра, давала номера их телефонов.
И хотя Ия Арепина часто повторяла: «Моя жизнь — сплошная череда трагедий», — в целом на нищенское и ужасное существование она пожаловаться не могла, в том числе благодаря заботе и помощи дочери. И тем трагичнее однажды оказалась ситуация с упоминанием Ии Алексеевны в телепрограмме «Серебряный шар». Ведущий Виталий Вульф в одном из выпусков, говоря о бедственном положении звезд прошлых лет, сказал, что блистательная актриса Ия Арепина последние годы провела на паперти и вот так там и умерла, всеми забытая…
Он, Вульф, был прав лишь в одном. Да, об Ие Арепиной, может быть, и забыли. Но те, кто знал Ию Алексеевну, скажут, что никогда в жизни ее характер не позволил бы унижаться, прося милостыню. Ей проще было умереть с голоду, чем протянуть руку за подаянием.
«Твой дух найдет себе приют…»
…Она умерла под утро. Летом. Ночью ее в очередной раз душила астма. Она, видимо, сначала долго терпела, не выходила из своей комнаты на кухню за лекарствами, потому что боялась разбудить внука и дочь. А потом, когда стало невтерпеж, пошла, но по дороге случился внезапный сердечный приступ. Смерть наступила мгновенно.
На похороны Ии Арепиной пришли чуть более десятка человек. В основном родственники и две пожилые актрисы Театра киноактера. Ия Алексеевна еще при жизни хотела, чтобы после смерти ее кремировали, а затем либо похоронили на родине, в Ардатове, либо развеяли прах над морем. Но дочь Лада решила, что для всех, кто пожелает навестить могилу, будет удобнее, если захоронение состоится в Москве. Поэтому место ее нынешнего обитания — Николо-Архангельское кладбище. На надгробии выгравированы строки из поэмы Лермонтова «Мцыри», которую она очень любила:
«Пускай в раю, в святом
заоблачном краю
Твой дух найдет себе приют.
Страданье спит в холодной
вечной тишине…»
П. Семенов.
- Версия для печати