№ 46 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЛичностьВыпуск № 19 (259) от 08.05.2012
День учителя Сергея Побожьева

 Откровенное интервью с лучшим педагогом Мордовии 

Завершившийся республиканский конкурс «Учитель года» выявил сильнейшего. Им стал учитель-стажист Сергей Побожьев, преподающий информатику в Ельниковском лицее. Легко ли приходится в школе мужчине, как удавалось педагогам выживать в 90-е годы, адекватна ли под-

держка учителей государством сегодня и поднимается ли престиж их профессии – обо всем этом Сергей Константинович рассказал нашей газете.

 

досье

 

Побожьев Сергей Константинович: родился в 1964 году в Виндрее Торбеевского района. Окончил физико-математический факультет МГПИ им. Евсевьева. Стаж педагогической работы – 25 лет. 

 

 

 

- Сергей Константинович, конкурс закончился, теперь Вы можете рассказать о своих эмоциях от победы.

- Испытываю удовлетворение. Значит, что-то еще умею (смеется). И еще постоянно думаю об ответственности. Теперь мне предстоит выступить на всероссийском конкурсе, и все постоянно о нем спрашивают. Уже сейчас задумываюсь, какие наработки буду представлять в Москве.

- Кстати, по поводу наработок. Вы – учитель информатики, специалист в самой динамичной дисциплине. Как Вам всегда удается оставаться подкованным в современных информационных технологиях, которые так быстро меняются?  

- Наверное, благодаря ученикам. К постоянному совершенствованию подталкивают меня они, постоянно держат в тонусе. Так было и в ранние мои годы: выполняешь какой-то наработанный алгоритм, который опробован уже не раз, как кто-то из ребят привносит что-то свое, выполняет действие рациональней. Важно из этого извлечь пользу уже и для себя. Когда ты учишь, нельзя бояться учиться самому. Особенно в такой важной и прикладной дисциплине, как информатика. Этот предмет, во-первых, наиболее приближен к производству, а во-вторых, уже в школе готовит к настоящей жизни. Естественно, большую роль играет самообучение. Интернет открывает для этого огромные возможности – есть много сайтов с мастер-классами, методическими наработками. Ну и, разумеется, – постоянные курсы, повышение квалификации, без этого в нашей работе нельзя. Учусь, в общем… 

- Сельская и городская школа – где лучше?

- Даже не знаю… Везде интересно. Я работаю в райцентре, и особой разницы между ельниковскими и саранскими детьми не заметил. Саранские, быть может, раскрепощенней. Но ведь по одному уроку судить нельзя, поэтому мне и сравнивать особо не с чем. Сейчас даже в самом удаленном селе есть Интернет, а он стирает всякие границы. Главное в любой школе – дети. С теми ребятами, кто интересуется предметом, увлечен им, всегда приятно работать. 

- Вы пережили в школе 90-е годы. В борьбе за выживание школа была не самым надежным бастионом. Тяжело было?

- Скажем, нелегко. Иногда даже хотелось все бросить, нужно было кормить семью. У меня жена – врач. То есть у нас такая «бюджетная» семья. О том, что зарплат тогда не было, вы и сами знаете. Мы всерьез задумывались о том, чтобы уехать. Как все – в Москву. Но решили, что от добра добра не ищут. Мы верили, что все должно нормализоваться, полного отчаяния не возникало. Конечно, мы нередко задавались вопросом «Что дальше?». Но вместо ответа только улыбались друг другу и говорили: «Давай посмотрим еще чуть-чуть». Нужно было перетерпеть, мы перетерпели. 

- Разочарования от выбранной профессии не возникало?

- Честно скажу – было немного. И после окончания института, и после армии в школу большого желания идти не было. А потом я уехал работать вожатым в «Артек». И все изменилось. И с детьми работать очень понравилось, и коллектив там очень сплоченный – в общем, педагогическая профессия меня пленила. Я понял, что это дело нужное. Уже после «Артека» знакомые мне предложили поработать в Ельниках. Там мне понравилось, хороший райцентр. Так навсегда здесь и остался. До школы я успел еще поработать  на приборостроительном заводе. Не жалею ли, что поменял работу на производстве на школу? Нет. Школа мне близка, как только я стал преподавать, я понял, что это по-настоящему мое дело.   

- Сейчас все больше известных и талантливых людей обращаются к школе. Например, учителем работает известный писатель и тележурналист Дмитрий Быков. Что это – до такой степени возросший престиж профессии?

- Возможно, и так. Я разговаривал с преподавателями пединститута – несмотря на демографический кризис, у них есть набор. Причем профессию педагога выбирают не абы кто, а достаточно подготовленные абитуриенты. Да, действительно во многом свою роль  сыграло повышение зарплаты. Адекватна ли она труду педагога? Наверное, хотя за всех учителей я говорить не могу. Если конкретно обо мне, то я получаю порядка 15 тысяч. Оплата зависит от количества часов. Но если говорить честно, для меня денежный вопрос не главный.

- А подсобное хозяйство не ведете?

- Раньше вели, но сейчас нет ни возможности, ни острой надобности. Вы сейчас застали меня после уроков, а через полчаса начнутся факультативы. То есть раньше шести часов вечера я из школы уйти не смогу. Жена у меня – терапевт, у неё точно также времени на хозяйство не хватит. В молодости – да, выкармливали и бычка, и поросят, это было естественно.   

- Напоследок озвучу, наверное, самый популярный вопрос, связанный с образованием: как Вы относитесь к ЕГЭ?

- Отношение противоречивое. Да, безусловно, выпускникам открываются самые разные пути. С другой стороны, возникают чисто методические проблемы. Например, слишком сложные вопросы, которые просто не имеют отношения к школьной программе. ЕГЭ новшеством в нашей республике не назовешь, все-таки десять лет экзамен проходит в такой форме. Выросло поколение учеников, которые уже готовы именно к подобной форме испытаний. Если будут учтены все промахи и недочеты – думаю, ЕГЭ станет положительной практикой. 

П. Семенов.

 

Версия для печати Версия для печати