- Новости :: СпортВыпуск № 11 (459) от 17.03.2016
- «Алмаз» и его «огранщики»
Лыжник из Мордовии Игорь Федотов всего за 3 года добился феноменального прогресса
Одного из героев прошедшего зимнего сезона – чемпиона II зимних юношеских Олимпийских игр, лыжника Комплексной спортивной школы олимпийского резерва Игоря Федотова – в самый его разгар застать дома было практически невозможно. Сборы, соревнования, переезды с места на место – такова она, спортивная жизнь. В обычной жизни Игорь производит впечатление тихого и застенчивого человека, погруженного в свои мысли, но на лыжне он полностью преображается, превращаясь в «человека-ракету», преодолевающего трассу на одном дыхании. Это – его стихия. За это его ценят в Федерации лыжных гонок России, определившей молодого гонщика из Мордовии на первое место в национальном рейтинге среди юношей до 18 лет. Такого в истории мордовских лыж ни в советские, ни в новые российские времена еще никогда не было…
- Игорь, наши читатели знают о твоих победах, но совсем ничего не знают о тебе…
- Родился я в 1998 году. Пока еще учусь в школе, в 11-м классе. В Чамзинке, в школе №2. Папа у нас умер. Мама – Татьяна Михайловна Федотова – работает на стройке. Кроме меня, в семье еще двое детей: брат и сестра. Но они не спортсмены.
- Расскажи, как ты увлекся лыжами?
- На лыжах любил кататься всегда, и вот однажды попался на глаза тренеру Владимиру Казакову. У Владимира Дмитриевича глаз наметанный, он подозвал меня и спросил: «Будешь ко мне ходить?». Это было в 2011 году. Мне тогда 13 лет исполнилось. Вообще-то, я в первое время долго сомневался. Уходил, возвращался, снова уходил... Моим первым увлечением был футбол, сначала я ходил в футбольную секцию, но со временем лыжи все-таки взяли верх.
- Когда ты понял, что это все всерьез?
- Когда выиграл первые соревнования. Это была Спартакиада учащихся. Я тогда «классикой» толком еще бегать не умел, но пришел вторым, с отставанием от победителя в две десятых секунды. Потом мы бежали по системе Гундерсена свободным стилем, и тут уж я дал «газу». За два круга до финиша все было уже ясно.
- С тех пор «классику» освоил?
- По-прежнему не до конца. Бегаю лучше, но она все еще мое слабое место.
- Ты занимаешься в группе Николая Седова и Олега Аданичкина. Тренируешься, в основном, где – дома, в Чамзинке?
- Нет, я постоянно нахожусь на сборах. В Чамзинке бываю редко.
- А как же учеба?
- Если честно, то это моя самая большая проблема. Учусь в основном на тройки. На сборы беру с собой учебники и занимаюсь самостоятельно, но многое «не догоняю», а в этом году у нас ЕГЭ.
- Какие у тебя планы после школы?
- В будущем хочу стать тренером по лыжам. Буду поступать в Институт физической культуры и спорта при Пензенском госуниверситете.
- А почему в пензенский, а не в наш?
- Там проще с учебой, да и вообще все спортсмены высокого уровня, которых я знаю, учатся в Пензе.
- Какую оценку за сезон ты бы поставил себе сам?
- Хороший был сезон. Главной задачей было отобраться на юношеские Олимпийские игры. Национальный отбор проходил в Сыктывкаре, и там я занял второе место. Подумал, что все, «пролетел». Но тренеры мне сказали: едешь. Потом нас повезли на сбор в Шушен, это в Норвегии, откуда пару раз привозили в Лиллехаммер для ознакомления с трассами. Трассы там, я скажу, – это что-то! Подъемы по километру, спуски, горочки, трамплины! Я таких в своей жизни еще не видел, но мне они очень понравились.
Первая гонка была ски-кросс. Мы к ней специально не готовились. Ехали просто посмотреть, а заодно и поучаствовать. Естественно, что никаких мест мы не планировали. Потом была спринтерская гонка классическим ходом. Там я был уже гораздо выше, восьмым, а самое главное – получил представление о соперниках и понял, что с ними можно бороться. Потом была разделка свободным ходом, в которой я завоевал свою первую медаль – бронзовую.
- Что можешь сказать о Магнусе Киме, который стал главной звездой лыжных соревнований в Лиллехаммере? Действительно так крут, как о нем говорят?
- Папа у него кореец, мама – норвежка. Живет и тренируется в Норвегии, а выступает за Корею. Хороший лыжник. Выиграл ски-кросс и разделку. Я проиграл ему почти минуту, норвежец, который был вторым (Вебьёрн Хегдаль), почти 20 секунд. Но мне он не показался парнем с другой планеты. Тренеры сборной рассказали, что через год-два все может измениться. Да и сейчас с ним было вполне реально побороться.
- Как проходила ваша золотая эстафета?
- Насколько я знаю, в таком формате она проводилась впервые. Это так называемая северная комбинация. Было пять этапов. Первые два – это прыгуны с трамплина (София Тихонова и Виталий Иванов). Метры, показанные ими, а также двоеборцем (Максим Сергеев), перевели в секунды, а потом на третьем и пятом этапах бежали мы – лыжники, а на четвертом – двоеборцы. После прыжков с трамплина мы были четвертыми с отставанием от сборной Словении на 37 секунд. Но уже на первом гоночном этапе Майя Якунина все отыграла. Сергеев проехал вровень с лидерами, и на последний этап я уходил в одно время с немцами и норвежцами. А дальше уже все было делом техники. На первом подъемчике я оторвался на 10 секунд, на втором – еще на несколько. Дальше главным было не упасть на спуске и доехать до финиша без приключений, что я и сделал. Конечно, был очень рад и горд за нас и за себя.
- Этой зимой у тебя будут еще какие-то соревнования?
- Нет. Этот сезон для меня закончен. Можно полностью переключаться на учебу и сдачу ЕГЭ, а на будущий год главная цель – отобраться на юношеский чемпионат мира, который состоится в США.
- В твоей школе как к тебе относятся?
- Хорошо относятся, но поблажек в учебе не делают.
- В родной Чамзинке ты, наверное, знаменитость?
- Нет, я себя никакой звездой не чувствую. Кроме родных и товарищей по школе меня мало кто узнает.
- Мечтаешь когда-нибудь принять участие во взрослой Олимпиаде?
- Кто же об этом не думает? 2018 год, конечно, можно уже не рассматривать. А вот к 2022 году буду готовиться всерьез.
- Что тебе дает сотрудничество с таким наставником, как Николай Седов?
- Таких специалистов, как Николай Евгеньевич, в России вообще очень мало. Мне повезло с наставниками: и с Владимиром Казаковым, и с Олегом Аданичкиным, и с Николаем Седовым. Это очень опытный, грамотный тренер, я многому у него научился.
- Сейчас, когда то тут, тот там вспыхивают скандалы, связанные с допингом, не могу не спросить тебя о твоем отношении к теме милдроната и других запрещенных препаратов.
- Не знаю, как в других видах спорта, но нас регулярно «таскают» на допинг-контроль. Пока были в Норвегии, только кровь сдавали три раза. Потом после каждого старта сдавали мочу. Не знаю, о чем идет речь, я даже слова такого – милдронат – не знаю.
- Можно же побеждать без всего этого?
- Конечно, можно. Если у тебя есть грамотный тренер, и ты профессионально относишься к своему делу, то успехи в конечном итоге обязательно придут.
А. Пьянзин.
Тем временем
Лыжники КСШОР Мордовии Рауль Шакирзянов и Алексей Петухов стали призёрами IX международного Дёминского лыжного марафона. Соперниками наших спортсменов были 1600 лыжников из 19 стран мира и 50 регионов России.
Погода преподнесла настоя-
щий подарок участникам марафона: лыжная трасса была в идеальном состоянии и оказалась, как единодушно отметили участники, очень быстрой. Фаворит забега олимпийский чемпион Евгений Дементьев практически со старта ушел в отрыв от группы преследователей и заранее решил вопрос о победителе (1.45.03).
Вторым стал лыжник из Мордовии Рауль Шакирзянов (1.46.07.2), третьим – ещё титулованный представитель республиканской КСШОР, чемпион мира, призер Олимпийских игр и любимец деминских болельщиков Алексей Петухов (1.46.07.6).
Версия для печати