- Новости :: СпортВыпуск № 16 (932) от 16.04.2025
- Врага – ненавидеть, друга – любить!
В Национальном драматическом театре Мордовии представили премьеру «А зори здесь тихие»
Историю пятерых девчонок, которые Родину защищали, показали в Национальном драматическом театре. Ту самую, пронзительную, которую написал Борис Васильев в своей повести «А зори здесь тихие». Премьерные спектакли по мотивам известного произведения о войне и женщинах на ней собрали аншлаги.Актуально до сих пор…Одна из самых популярных постановок 70-х годов прошлого века остаётся актуальной и в 21-м. В памяти живёт экранизация Станислава Ростоцкого 1972 года, и уже 10 лет прошло с момента премьеры в 2015, когда новую киноверсию представил режиссёр Ренат Давлетьяров. Гибель совсем юных девчонок не оставляет равнодушными никогда и никого. Вечная тема. У режиссёра-постановщика в Национальном драматическом театре Мордовии Дмитрия Крюкова, как практически у всех россиян, свои счёты с войной. Ещё с детства осталось щемящее ощущение после рассказов бабушек и дедов, которые воевали и трудились в тылу.На протяжении многих лет Дмитрий Крюков вынашивал идею в память о предках поставить спектакль о девушках-зенитчицах. И, наконец, осуществил творческую мечту в канун 80-летия Великой Победы: «Для меня всегда было болезненно и духовно важно. Идея возникла, когда я ещё преподавал в Нижегородском театральном училище, я делал отрывки с ребятами на курсе, и сейчас вышел полноценный спектакль на сцене театра».Как правильно наматывать портянки и вжиться в роль?«Делай раз! Делай два! Делай три!» – девчонки-военные учатся правильно наматывать портянки, потому что главное в походе для бойца – это ноги. А ножки у девушек маленькие, такие, что сапоги спадают. И героини из книги, и юные актрисы в роли зенитчиц, поначалу одинаково наивны и беспомощны в своём неумении закрутить ноги портянками, обыденный, казалось бы, в армейской жизни ритуал. Мария Акимова, которая играет Соню Гурвич, ещё студентка Института национальной культуры. Нам призналась, что даже взять в руки портянки для неё уже было тревожно и волнительно, настолько эта вещь солдатского обмундирования ассоциируется с военным временем. «Когда была первая читка, шли мурашки, – рассказала Мария, – у нас многие плакали. И когда репетируем какие-то моменты, отрывки, конечно, мурашки, особенно моя смерть, очень трогает». А потом Мария в вопросе, каково это играть смерть, исправит слово, что «не играет смерть на сцене, а проживает её». А вместе с ней все её эмоции проживают зрители. И если первое отделение спектакля проходит в глубокой тишине, то во втором уже слышны всхлипывания, зрительницы достают платки из сумочек и, не стесняясь, вытирают слёзы. И вздрагивают, когда красивую, изящную Женьку Комелькову расстреливают фашисты.Нелегко проживается сцена смерти Лизы Бричкиной, когда она тонет в болоте в глухом лесу. В лесу, который на сцене воплощается верёвками-канатами. Они спускаются вниз, превращаясь то в рощицу, освещённую солнцем, то в непролазную чащу. И канаты эти похожи на лианы, по которым хотелось бы подняться, вырваться и оказаться в безопасном месте, но топь затягивает свою жертву. Освещение и музыка как будто оживляют и одушевляют простые верёвки. Екатерина Исайчева в роли Риты Осяниной, у которой уже есть сынишка и к которому она бегает через каждые два дня, очень понимает свою героиню. У актрисы две дочки, и, работая над ролью, всё пытается «нарастить мозоль» душевную, чтобы спокойнее выходить на сцену, чтобы не было больно, чтобы целостно проживать судьбу героини в постановке. И получилось серьёзно и драматично. Почти в финале её героиня Рита погибнет, не станет ждать медленного мучительного ухода от ранения, сама решительно встретит смерть. «Такие произведения необходимы, особенно молодому поколению, – скажет заслуженная артистка Мордовии Екатерина Исайчева. – Но мы не хотим вызвать эмоцию жалости, мы хотим вызвать сопереживание. Хотим, чтобы в героинях увидели не тех, кто 80 лет назад жил, защищал Родину, а увидели самих себя. Что так же кто-то учился, кто-то жил в семье, абсолютно простые ребята, но их застала война, наступило до и после. Хотелось бы, чтобы в них увидели своих ровесников».Разбиваются фантазии о романтике войны…Как у наивной Гали Четвертак, в исполнении Кристины Павловой, разбиваются фантазии о романтике войны, так у зрителя вновь и вновь рушатся надежды, что эта растерявшаяся в первом бою пигалица, сумеет проскочить между фашистскими пулями. И очень сильно сопереживает зал старшине Федоту Евграфовичу Васкову в исполнении Дмитрия Мишечкина, который живёт эти два с половиной часа спектакля на разрыв души. И командует вверенными ему женщинами, вчерашними школьницами, и учит жизни, и шутит, и ругает, и признаёт за близких, за друзей, с кем в короткий период не просто съели пуд соли, но гораздо больше – убивали друг за друга. И все эти посылы души актёров считываются и попадают в сердца. Федота Васкова будет утешать Рита Осянина, что не зря погибли они, пять девчонок-новобранцев, которые и воевать-то не умели. Но они Родину защищали, не только дорогу железную, а Родину. И без лишних высокопарных фраз выполнили миссию – не поддались врагу.Спектакль не о войне, а о судьбахДмитрий Крюков, говоря об идее своей постановки, отмечает, что создавал спектакль не о войне, а больше о девчонках, их судьбах. Но война прочитывается в каждой их линии. Раскрывает детали ещё один герой постановки – рассказчик, актёр Евгений Благов. Как будто незримый для участников спектакля, зрителей, он искренне и тонко погружает в жизненные перипетии героинь. Через символичный мостик времени раскроется и его судьба – он окажется сыном погибшей Риты Осяниной. И когда в финале зазвучит сакраментальное, тоскующее: «Поговори со мною мама, о чём-нибудь поговори…», – удержаться от слёз, горевании о личном не сможет уже никто из присутствующих.Следующие премьерные показы спектакля «А зори здесь тихие» в Национальной драме запланированы уже на майские дни – в канун 80-летия Великой Победы, 2, 3 и 10 мая.Версия для печати