- Новости :: СпортВыпуск № 37 (277) от 12.09.2012
- Разговор по ходу
Неформальное интервью с самой титулованной семьей отечественного спорта – Сергеем и Анисёй Кирдяпкиными
Вот она – одна из самых известных пар спортивной России, Сергей и Анися Кирдяпкины. Он с гостеприимной улыбкой открывает дверь, казалось бы, надоевшим за последние месяцы журналистам, провожает на кухню к щедро накрытому столу, она – наливает горячего чаю. Кирдяпкины встречают нас как долгожданных и желанных гостей, хотя мы-то знаем, что застали чемпионов в ту редкую минуту, когда они не заняты чемоданами перед сборами или не собираются на ежедневные тренировки. В это время они могли бы отдохнуть от бесконечных звонков, лиц, поездок и просто посвятить их друг другу… Но вместо этого охотно рассказывают о своей жизни, переживаниях, устремлениях.
О будущем
- После Олимпиады всеобщего внимания нам стало еще больше, - рассказывает Сергей. – Конечно, иногда утомляет. Но многие даже не представляют, что значит для нас поддержка болельщиков. Для нас ведь это не просто так – когда люди подходят и берут автографы, говорят, что наши победы улучшили настроение на неделю вперед… А после Олимпиады люди подходят и искренне говорят «спасибо». Все это очень помогает. Это лишний раз напоминает, что наши старания важны не только для нас, но и для болельщиков, республики, страны. Это не перечеркнуть, это не забудется…
- Ну а что потом?
Сергей: Потом? А я не знаю. Хотелось бы себя попробовать на тренерском поприще. Все же какой-никакой опыт у меня есть. Может быть, получится кого-нибудь воспитать. В любом случае, мы бы хотели с Анисей как можно больше оставаться в спорте. Конечно, можно было бы окончательно уйти в полицию, я бы с радостью туда пошел...
- Ну Вы и так сейчас служите в полиции.
Сергей. Да, и огромное всему её руководству спасибо. И федеральному, и республиканскому. Сомневаюсь, что мог бы совместить полноценную службу и тренировки. А нам пошли навстречу, позволили сосредоточиться на спорте.
- Но и вы тоже спортобщество «Динамо» подняли до невиданных вершин.
Сергей/ Я вам больше скажу, на лондонской Олимпиаде из 24 золотых медалей 12 – в активе «Динамо». Такого никогда не было.
- Вам с «жезлом» так и не удалось постоять на дороге?
Сергей. Нет, хотя один раз разговоры об этом были. Предполагалось, что я на День милиции заступлю, но потом, видимо, от этой идеи отказались. Честно скажу – сейчас я не знаю, как бы мне ежедневно удавалось выходить на службу. Как в дальнейшем жизнь сложится – посмотрим…
О петухе
- Ходили слухи, что чета Кирдяпкиных живет за городом, ведет хозяйство. Об этом даже федеральные издания писали. О злом бойцовском петухе, которого вы специально вырастили…
Анися: Об этом петухе мы от кого только ни слышали, хотя сами ту публикацию и не прочитали.
Сергей: Не знаю, от кого там Валера Борчин услышал про этого петуха, но у журналистов эта легенда пошла именно от него. Вообще, у меня еще в Инсаре был петух, который гонял Наумкина (Алексей Николаевич Наумкин – первый тренер Сергея Кирдяпкина – ред.). Алексей Николаевич еще сам тогда был действующим спортсменом, и с утра забегал за мной, за другими парнями, и вместе мы бежали кросс – в лес, на реку. А петух пытался за ним бежать и подклевывать. Он, наверное, своих курей так защищал ото всех. Ну а в результате теперь ходят легенды, что мы чуть ли не в нашей городской квартире бойцовских петухов выращиваем…
Анися: Бывало, конечно, что нам живую птицу на соревнованиях дарили. Это были призы от птицефабрики. Мы их родственникам передаривали, у кого свое хозяйство есть.
- У вас отпуск уже был после Олимпиады?
Анися: Будет. На следующей неделе поедем в Португалию.
- Наверное, здорово, когда едешь куда-то отдохнуть, а не на сборы…
Анися: А там как раз сбор и будет. Там соберется легкоатлетическая команда. Правда, особо не перегружаясь тренировками.
Сергей: Две недели мы будем общаться, вспоминать события Олимпиады. То есть это все же больше отдых.
- Никогда у вас не возникает желания отключить мобильники и уехать куда-нибудь подальше, ото всех спрятавшись?
Сергей: Постоянно возникает, но это практически невозможно. Это нужно согласовывать с тренером, тот будет согласовывать со старшим тренером сборной, тот – с антидопинговой комиссией и так далее. Не забывайте – у нас постоянный допконтроль. К нам и сейчас могут позвонить в дверь для забора проб на анализы. Мы находимся под постоянным контролем.
- Ну а откуда у вас сейчас взялось время на этот разговор? Вы же с утра до вечера на базе ЦОПа, тренируетесь.
Анися: Сезон закончился, мы отдыхаем. Тренировки – раз в день. Ну это так – для поддер-
жания формы. Километров по пять-шесть ходим, не больше.
О «землячестве» и конкуренции
- А вы в командах в «землячества» не объединяетесь? В диаспоры по районам?
Сергей: Объединяться не объединяемся, но шутим часто по этому поводу. «Да мы инсарские, да нас больше, да мы вас дубенских…». Но это все – юмор, не больше. Никогда это не выливается в переход на личности. Тем более, что у нас многих спортсменов так или иначе можно к разным районам причислить. У Лены Лашмановой, к примеру, тоже инсарские корни есть. У Сергея Морозова… а вообще на этой Олимпиаде произошел уникальный случай – на дистанции 50 километров вышли три уроженца Инсара. Нас так в шутку и называют – сборная Инсара. Ну а вообще, это неважно. Таланты есть везде, главное – работать.
- Обгонять друзей тяжело?
Сергей: Спорт – есть спорт. Да, мы друг другу помогаем даже на дистанции. Но в конечном счете – каждый сам за себя. Сейчас подобным вопросом вконец замучили Лену Лашманову. «Как же вы могли обогнать Олю? Как же вам не жалко?» Лена даже комплексовать начала, она реально себя виноватой чувствует. Ну не абсурд ли? Во-первых, Оля и сама не обиделась. Во-вторых, она уже выиграла все, что можно, и сейчас завоевала «серебро» Олимпийских игр. Это что – разве поражение? Ольга же с Анисей соревнуется. А Оля, между прочим, у нас свидетельницей на свадьбе была. В команде почти каждого можно назвать другом. И мы друг другу всегда стараемся помочь. Но так или иначе нам придется сойтись на трассе соперниками. И чем больше мы будем состязаться друг с другом – тем лучше. Все равно когда-то придется уступать место, смена растет постоянно.
О друзьях, семье, о том, что было и могло быть
В разгар беседы к Кирдяпкиным пришел их друг Александр. Выяснилось, что с самой Олимпиады он не смог пробиться к Сергею, чтобы лично поздравить.
- Те, с кем вы раньше занимались бегом, радуются вашим достижениям? Поздравляют?
Сергей: Так или иначе, но моя жизнь полностью связана со спортом. Почти все мои друзья – действующие или бывшие спортсмены. Поздравляют ли? Ну вот, пришел мой коллега по бегу (поворачивается к Александру). Поздравишь, что ли, меня?!
- Тогда переход из бега в спортивную ходьбу тяжело дался?
Сергей: Мне было уже 20 лет. Возраст зрелый. Это в детстве можно все пробовать – хоть фигурное катание, хоть борьбу. Я все очень тщательно продумал. Были и другие предложения. Задумывался вообще завязать со спортом, посвятить себя университету и химии. Теперь, конечно, понимаю, что принял абсолютно верное решение. Не из-за побед даже, а из-за того, что познакомился благодаря ходьбе с Анисей. Сейчас читал бы про нее в газетах, что есть такая, покоряет Олимп.
Анися: Да, может, и я бы тогда ходьбой уже не занималась. И у меня тоже были мысли заканчивать. Но это было давно. Наверное, подобные мысли всех посещают – когда что-то не удается, устаешь. Так что без поддержки мужа я бы уже и сдалась…
- Сергей, у Вас тоже такие мысли были?
Сергей: Конечно. Когда я сошел на чемпионате мира в Корее с травмой, решил, что пора заканчивать. Виктор Михайлович (Чегин – ред.) мне твердо сказал: «Следующий год – олимпийский, лечись, а потом готовься». Больше я ни о чем не думал, стал готовиться.
- Кстати, Чегин всегда говорит, что Вы – скромный трудяга. А как с таким количеством наград, постоянным вниманием, поклонниками можно сохранять скромность.
Сергей: Не знаю. Как обычно. Все делают свою работу, и мы тоже. Нас обычно о другом спрашивают – как в одной семье могут две «звезды» ужиться. Что-то не задумывался об этом (поворачивается к другу). Сань, я зазнаюсь?
Александр: Да вроде не замечал. Мы с ним еще до громких побед знакомы были. По-моему, он не изменился.
- Ну а как вы в магазин ходите? Все же узнают?
Сергей: Да… это проблема. Как хожу? Друзей отправляю! Бывали случаи, когда я до машины полчаса добирался.
- Может, наоборот, деньги б с Вас не брали?
Сергей: Ну, таксисты иногда от денег отказывались. В кафе бывало…
- Вернемся к семейной теме. Как вообще вы познакомились?
Анися: На сборах. Тогда базы ЦОПа еще не было, мы находились в санатории «Мокша». Я готовилась к Кубку России, Сергей – к Чемпионату мира.
Сергей: На чемпионат мира я поехал, уже чувствуя себя молодым человеком Аниси. Мы постоянно эсемесились (поворачивается к супруге). Помнишь, я тебе тогда с телефона Лехи Воеводина звонил. У меня тогда на роуминг средств не хватало. И когда я вернулся, а Анися все еще была на Мокше, созвониться удалось только через неделю. Вокруг суета, времени нет. Она тогда мне сказала: «Так я и знала, теперь ты меня бросишь». Я же чемпионом мира стал… Но нашим отношениям ничто не помешало.
- Спортивные семьи – не редкость, но вы у всех на слуху.
- Мы первые такие. Когда мы только начинали встречаться, некоторые тренеры опасались, причем, в основном за Анисю. Дескать, я старше, могу обмануть, ударить по спортивной карьере. Вот я сейчас и хочу у Веры Васильевны Начаркиной спросить, не знаю, помнит она или нет: есть вокруг много семей, где муж - заслуженный, жена – мастер спорта международного класса. А мы будем первой семьей заслуженных.
- Расставаться часто приходится?
Сергей: Неделя – вот самая долгая наша разлука. На чемпионат мира в Берлин я поехал, когда Анися уже оттуда возвращалась.
- А легендарное sms «Отомсти за меня» - правда?
Анися: Она уже легендарная? Да, я отправила эсемеску после того, как заняла 4-е место именно с таким текстом. О ней сейчас даже за рубежом спрашивают…
Сергей: Мне эта эсемеска помогла, хотя не могу сказать, что я только о ней думал, когда шел. На дистанции обычно задумываешься о технике, вслушиваешься в слова тренера. Все остальное отходит на второй план. Меня после кубкового захода в Саранске часто спрашивают: «Ты слышал, я тебе кричал!» Даже если б захотел, то не услышал бы. Там, по данным МВД, 57 тысяч зрителей пришло. И отвлекаться на что-то уже не получится.
- Даже на карточки?
Сергей: Многие не замечают, как судьи выносят предупреждения. Об этом спортсмену говорят тренеры. Или, наоборот, – не говорят, чтобы не волновать. На Олимпиаде, когда шла Елена Лашманова, мы с Алексеем Мельниковым кричали ей, чтобы она обходила китаянку. У нее уже были два предупреждения, у Лены – ни одного. А Лена не расслышала и решила, что сама висит на двух карточках. Ну и запаниковала. Чуть не сорвалось все из-за этого. Так что уж лучше было вообще ничего ей не говорить.
Отступать некуда. Впереди - Москва
В гостиной Кирдяпкиных на спинке дивана уютно расположились мягкие игрушки – сувениры, привезенные с соревнований.
- Как его зовут? Ты не знаешь? – спрашивает Сергей Анисю, разглядывая бело-синего «домочадца» из Лондона. – Он хоть и из Лондона, но тоже сделан в Китае. Только стоило в Англии все в десятки раз дороже. В переводе на рубли эта игрушка обошлась нам больше чем в тысячу рублей. А в Пекине на пару сотен таких несколько можно было купить. Но там настроение другое было…
- Вас и называют «европейцем» оттого, что Вы блестяще выигрываете соревнования разного уровня, выступая в Старом Свете. В Азии не везет. А что же будет в Рио?
Сергей: Так далеко загадывать нельзя. В спорте может произойти всякое. Никто от травмы не застрахован, и до 2014 года пройдут очень важные соревнования. В следующем году чемпионат мира по легкой атлетике пройдет в Москве. На него настраиваются все наши легкоатлеты. И я – не исключение. Кстати, Москва – ведь тоже Европа…
П. Семенов.
- Версия для печати