- Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 50 (394) от 12.12.2014
- «Считаю себя гражданином России!»
В Саранске за ложное сообщение о теракте задержан рецидивист из Львова
Весьма незаурядная личность оказалась на прошлой неделе в саранском СИЗО. 67-летний Александр Чуднов – человек без определенного места жительства и без гражданства – сообщил в полицию о бомбе, заложенной в Саранском аэропорту. Когда великовозрастного «телефонного террориста» задержали, выяснилось, что это уже третье его преступление подобного рода. По словам уроженца Львова, таким образом он пытается добиться российского гражданства. Но это еще не все. Оказалось, биография Чуднова изобилует многочисленными «ходками» в места лишения свободы за мошенничество, а об одной его афере многократно писали центральные СМИ.
«Отправьте меня в СИЗО!»
1 декабря около восьми часов вечера в дежурной части республиканского МВД раздался звонок и немолодой мужской голос сообщил, что в 21.00 в Саранском аэропорту сработает взрывное устройство. В тот день это был уже второй звонок о «теракте»: утром полицейские искали бомбу в лицее №7 (позже выяснилось, что ее «заложил» 15-летний школьник). Взрывного устройства в аэропорту не оказалось. Через несколько часов полицейские вычислили автора ложного сообщения. На этот раз «телефонным террористом» оказался некий Александр Чуднов, прибывший в Саранск днем ранее. Звонок по каналу 02 он сделал, находясь в магазине по ул. Коммунистическая. При задержании гость республики признался в содеянном, но мотивы поступка согласился изложить только начальнику уголовного розыска. В дальнейшем стало известно, что подобные «фокусы» Чуднов проделывал и в других регионах, за что дважды отправлялся в привычные для себя места лишения свободы.
4 декабря Ленинский суд решал вопрос о мере пресечения для обвиняемого по статье «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Пожилой, интеллигентного вида мужчина невысокого роста в костюме с галстуком и очках с толстыми линзами появился в зале суда, прикованный наручником к конвоиру.
- Ваша честь! – обратился он в судье. – Я прошу прощения, но когда у меня повышается давление, то закладывает ухо, и я плохо слышу.
- Я буду говорить громко, - пошел навстречу пожилому лжетеррористу судья. – Представьтесь, пожалуйста.
- Чуднов Александр Исаевич, родился 25 апреля 1947 года в городе Львове, откуда выехал еще юношей.
- Гражданином какого государства являетесь?
- В том-то и вопрос. Я считал, считаю и буду себя считать гражданином Российской Федерации. Сейчас я пребываю в статусе без гражданства, что и послужило причиной моего несколько безнравственного поступка, - без всякого пафоса, наоборот, довольно буднично ответил Чуднов.
- Образование у вас какое?
- Высшее историко-филологическое, отделение романистики.
- Чем занимались?
- Криминальной деятельностью, - так же спокойно сообщил задержанный, - потому жил по чужим документам. А когда решил завязать, оказалось, что не получал паспорт на свою истинную фамилию Чуднов и меня объявили лицом без гражданства. Но всю свою жизнь я проживал в Российской Федерации.
- Семейное положение?
- Холост. Но есть любимая женщина и сын. Но по понятиям мне нельзя было жениться.
- По каким понятиям? – невозмутимо спросил судья.
- По тем криминальным понятиям, по которым я жил всю жизнь.
- Ранее судимы?
- Да.
- Когда освободились?
- Я не помню. Ваша честь, там у вас все написано, посмотрите, пожалуйста… Я правда не помню, у меня много судимостей, с 69-го года…
Против ходатайства дознавателя – заключения под стражу на 30 суток – тезка знаменитого российского писателя не возражал.
- Я согласен. Отправьте меня в следственный изолятор, - попросил он. И правда, куда деваться зимой человеку, который по сути бомж.
Пока судья совещался, Чуднов охотно общался с журналистами и приглашал представителей СМИ обязательно посетить его судебный процесс.
- То, что я сделал, - единственный выход из создавшегося положения. Таким способом я отстаиваю свое право быть гражданином Российской Федерации, - излагал Александр Исаевич. – Да, я родился во Львове, туда направили моего отца – военнослужащего. На Западной Украине он воевал с бандеровцами и погиб. Во Львове прошли мое детство и юность, там я закончил университет имени Ивана Франко, но затем я уехал оттуда. Долгие годы занимался криминалом, пользовался чужими паспортами, а потом решил завязать и уехать к брату в Израиль. Но так как у меня не было подлинных документов, меня сочли гражданином Украины. Но я всю жизнь жил в России, и здесь отбывал наказание. На Украину не хочу. Я видел матерей, которые оплакивали своих погибших от рук бандеровцев детей. Сейчас бандеровцы у власти, меня это поражает, потому что они не способны больше ни на что, кроме как убивать…
После получасового совещания суд вынес решение заключить Чуднова под стражу до 1 января 2015 года.
Богатое прошлое
В дальнейшем выяснилось, что Александр Исаевич Чуднов не столь прост, как кажется на первый взгляд и, возможно, его слова следует делить на два, а то и три. Оказалось, что этого человека прекрасно знают в большинстве регионов России, поскольку он имеет около десятка судимостей. К уголовной ответственности привлекался в основном за мошенничество, причем «гастролировал» по всей стране.
По имеющимся данным, на криминальную тропу Чуднов ступил в 22 года, и тогда же, в 1969 году, схлопотал первый срок. Через год освободился, но уже в 1971-м «приземлился» снова. В середине 70-х был признан особо опасным рецидивистом, затем психически невменяемым и несколько лет провел в специализированных больницах. Дальнейшую его деятельность можно охарактеризовать как «вышел-сел-вышел-сел». А о его долгоиграющей афере 1997 года даже сняли документальный фильм. Чуднов разъезжал по стране под видом спецкора столичных изданий («Огонька», «Аргументов и фактов», «Сельской газеты»), приходил на прием к министрам сельского хозяйства и просил направить на успешное агропредприятие, чтобы написать очерк. После беседы с руководителем хозяйства как бы между прочим предлагал посодействовать обмену опытом лучших работников за границей – в Канаде, Германии, США. Организацию поездки брал на «свое» издание, рассказывая про спонсорскую помощь известных банков и связи в МИДе. Группы набирались чуть ли не за считанные часы. По приезду в Москву Чуднов (он же Кеслер, он же Ивченко, он же Аграновский, он же Нестерук и т.д.) собирал у людей документы и деньги (для «обмена» на валюту по льготному курсу), скрывался в вестибюле МИДа и исчезал. Что интересно, ни чиновники, ни обычные граждане практически никогда не просили «журналиста» показать удостоверение. На его уловки с «обменом опытом» однажды повелись даже высокопоставленные милиционеры в генеральских званиях. Правда, этот эпизод остался недоказанным: по понятным причинам руководители милиции отрицали данный факт.
С такими «журналистскими гастролями» Чуднов объехал почти всю страну, оставив вспоминать себя недобрым словом жителей Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Кемеровской, Новосибирской областей, Красноярского края, Москвы, Карелии, Татарстана, Карачаево-Черкессии и т.д. Задержали его в Липецке: глава делегации не поверила в столь быстрое оформление заграндокументов даже при наличии больших связей в МИДе, позвонила в редакцию издания, а затем – в милицию…
«Террорист» со стажем
Своеобразную борьбу за российское гражданство Александр Чуднов начал более полутора лет назад, когда в очередной раз освободился из мест лишения свободы. После отбытия наказания ему отказали в российском гражданстве и поместили в спецприемник башкирского города Стерлитамака для депортации на родину, в Украину. Чуднов же во что бы то ни стало хотел остаться в России. 3 марта 2013 года прямо из спецприемника он позвонил в местную полицию и, представившись сторонником радикального течения ислама, сообщил, что через несколько часов произойдут взрывы на железнодорожных вокзалах Уфы и Казани. Бомбу не нашли, зато быстро вычислили «террориста». На Чуднова завели уголовное дело, и вскоре он оказался на зоне. Однако к концу того же года уже гулял на свободе в Оренбурге с паспортом на имя Юрия Виноградова. Там профессиональный мошенник похитил сотовый телефон и деньги, а потом попал в больницу с гипертонией и из стационара сообщил в органы внутренних дел о заминированном железнодорожном вокзале. За второй «теракт» его приговорили к одному году колонии строгого режима. Освободившись, Александр Исаевич прибыл в Мордовию…
- Версия для печати