№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 20 (364) от 14.05.2014
«Я просто хотел напугать начальника»

Такелажник, устроивший взрыв возле многоэтажки, осужден к 11 годам строгого режима

Пролетарский суд завершил рассмотрение громкого уголовного дела о взрыве на Светотехстрое, произошедшем в январе 2012 года. Напомним, в результате инцидента пострадали супруги-энергетики Сафонкины, занимающие руководящие должности на предприятии «ТГК-6», и их водитель, а весь город стоял на ушах, гадая, было ли случившееся терактом. Только через год выяснилось, что «акцию» спланировал и провел подчиненный Сафонкина – такелажник Сергей Таякин, недовольный постоянными переработками, которые ему не оплачивали. Возможно, рабочего никогда бы не нашли, но через несколько месяцев он стал вымогать у начальника деньги… 

 

«Через дверь убить не могло!»

Во время следствия и судебного процесса 58-летний рабочий пытался доказать, что хотел лишь напугать начальника, чтобы тот уволился с работы. О том же он говорил в последнем слове, предшествующем оглашению приговора.

- Я раскаиваюсь в содеянном и прошу прощения у потерпевших. Я все понял и осознал. Сам себя наказал, - сказал Сергей Таякин. – За то время, пока нахожусь под стражей, я перенес две тяжелые операции, остался с одной почкой. Недавно умер самый близкий мне человек – отец…

Подсудимый просил учесть, что никогда не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности, имеет 35 лет трудового стажа, звание ветерана труда и почетного донора, работал в том числе на вредном производстве. Также он добавил, что они с супругой воспитали  троих детей и каждому дали высшее образование. «Прошу не наказывать меня строго!» - обратился Таякин к суду и перешел к изложению своей точки зрения на произошедшее. 

- Я не собирался убивать Сафонкина, хотел просто напугать его, чтобы он ушел  с работы и не издевался над подчиненными. Я предлагал коллегам пойти к нему и потребовать повышения зарплаты, но они отказались – боялись, что потеряют работу, - рассказывал подсудимый. По мнению Таякина, его доводы об отсутствии намерения убивать начальника подтверждают даже результаты экспертиз: - Эксперты установили, что через металлическую дверь потерпевших убить не могло! А ведь я мог установить взрывчатку в другом месте, но поставил под дверь… Кстати, планировал провести акт устрашения еще накануне вечером, но увидел во дворе прогуливающегося мужчину и не стал… Я не хотел, чтобы пострадали люди! Я планировал, что железки, разлетевшиеся за дверью, только напугают Сафонкина, хотя обвинение и говорит, что потерпевшие остались живы по независящим от меня причинам. Обвинение подходило к делу формально и предвзято, и мне остается уповать на справедливый и честный суд… По статье «Вымогательство» прошу учесть, что так называемые «неоднократные угрозы» по телефону о физическом насилии  в адрес Сафонкина и его близких, о которых говорил прокурор, выразились всего лишь в одном слове - «мокруха». В первом разговоре я предлагал начальнику уйти с работы или заплатить 3,2 миллиона рублей, при этом говорил, что для нас предпочтительнее, чтобы он именно уволился. Прошу суд назначить мне наказание по ст. 163 с учетом этих фактов…

 

Бомба с дистанционником

По данным следствия, замысел подорвать начальника возник у Таякина в декабре 2011 года. У себя дома мужчина, имеющий два высших технических образования, смастерил самодельную бомбу с дистанционным управлением, начинив ее гайками, болтами и металлическими скобами. 18 января 2012 года в восьмом часу утра такелажник поставил коробку с взрывным устройством массой 150 граммов в тротиловом эквиваленте возле входа в подъезд дома №14 по ул. Коваленко, где проживал Сафонкин, а сам отошел на безопасное расстояние. Когда энергетик показался в дверях, Таякин нажал на кнопку дистанционного управления. Последовал взрыв. Мощная волна отбросила от входа Вячеслава Сафонкина, его супругу Галину и зацепила их водителя Василия Горшкова. Также взрывом сорвало с петель дверь подъезда, повредило бетонный козырек над входом и припаркованные во дворе машины, выбило стекла в квартирах … Пострадавших госпитализировали, у мужчин диагностировали контузии, у женщины – перелом стопы и разрыв барабанной перепонки. 

На месте происшествия сотрудники правоохранительных органов собрали около полутора килограммов «начинки» взрывного устройства – гвоздей и болтов. Радиус действия самодельной бомбы составил 25 метров, единичные куски были обнаружены на расстоянии 40 метров…

 

Длительный розыск

Несмотря на грамотный подход следователей, который оценили даже прибывшие в Саранск опытные криминалисты из центрального аппарата Следственного комитета России, вычислить злоумышленников по «горячим следам» не удалось. Месяцем позже в одной из обувных мастерских города  оперативники обнаружили тайник с обрезами, ПМ с глушителем и патронами к ним. 55-летний владелец предприятия – уроженец Грузии – сразу попал под подозрение правоохранителей, но в итоге выяснилось, что к подрыву энергетиков он не причастен. 

В дальнейшем ход расследования громкого преступления взял под контроль специально созданный штаб, в который вошли представители республиканских УФСБ, МВД  и СК. Было допрошено более 100 свидетелей, проведено 50 экспертиз, в том числе комплексная взрывотехническая экспертиза и исследование ДНК. Наиболее приоритетной оставалась версия о профессиональной деятельности потерпевших, но в то время правоохранители еще не знали, что она окажется настолько прозаичной...

 

«Прокололся» на телефоне

Между тем Таякин все надеялся, что начальник уволится с предприятия. Но вопреки его ожиданиям, Сафонкин и не думал уходить. Тогда такелажник решил «подсказать» руководителю, что делать дальше. Он приобрел «левую» сим-карту, и в ноябре начал названивать управленцу с настойчивыми просьбами, больше похожими на угрозы, покинуть место работы либо заплатить 3,2 миллиона рублей. При «переговорах» соблюдал все доступные меры конспирации: нос зажимал женской заколкой для волос, включал телефон непосредственно перед разговором, а по окончании сразу вынимал аккумулятор и сим-карту, чтобы не запеленговали. «Неизвестный говорил, что мы с женой отняли у них бизнес и, если я не приму его условия, меня ожидает повторение событий. Я так понял, что он имеет в виду взрыв», - свидетельствовал в суде Сафонкин. 

И все-таки «неуловимый мститель» «прокололся»: как-то раз пополнял баланс «подпольного» сотового телефона, и его запечатлела видеокамера терминала. После этого Таякин попал в разработку оперативных служб. Когда сотрудники правоохранительных органов показали видеозапись Сафонкиным, те были в шоке. «Мы столько передумали за это время!.. За Славой закреплено последнее слово в принятии решения во время тендерных торгов, думали, может быть, обидели кого, ведь сейчас все хотят заработать…», - рассказывала в судебном заседании Галина Сафонкина. Мысль о том, что против них «сработал» простой работяга, даже не приходила супругам в голову! «Для меня мотив преступления до сих пор остается загадкой, - говорил Вячеслав Сафонкин. – Я в любом случае не смог бы решить производственные проблемы Таякина. У меня нет на это полномочий, поскольку утверждает ставки и начисляет зарплату московское руководство. И вообще, такелажники подчиняются мне косвенно, у них свой начальник – бригадир».

 

Срок и штраф

В прениях гособвинение запрашивало для Таякина 15 лет лишения свободы. Суд снизил планку до 11 лет; после основного наказания мужчину ждет еще ограничение свободы сроком на один год. Также он должен будет выплатить государству 100 тысяч рублей штрафа. Кроме того, суд частично удовлетворил гражданские иски потерпевших и постановил взыскать с Таякина в общей сложности 608 тысяч рублей в качестве компенсации морального и материального ущерба. Приговор не вступил в законную силу.

Версия для печати Версия для печати