- Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 13 (357) от 26.03.2014
- Маршалов осужден к 12 годам строгого режима
Суд не внял доводам бывшего мужа Валерии Варго о невиновности
В Октябрьском суде завершилось рассмотрение одного из самых громких уголовных дел последних лет – убийства 32-летней Валерии Варго. Виновным в жестокой смерти молодой женщины признан ее первый муж и отец ее восьмилетнего сына 35-летний Вениамин Маршалов, до самого окончания процесса настаивавший на том, что не имеет отношения к преступлению. «Некоторые люди работают не на своих местах», - так отреагировал осужденный на приговор. Не возникает никаких сомнений в том, что Маршалов будет обжаловать его.
Четыре месяца поисков
Свирепая расправа над менеджером компьютерной фирмы Валерией Варго произошла в девятом часу утра 17 сентября 2012 года в доме №42 по ул. Гожувской. Женщина отвела в школу сына-первоклассника и возвращалась домой, но до квартиры не дошла. Спустя несколько минут ее окровавленное тело на площадке первого этажа рядом с лифтом обнаружили соседи. Рядом лежал полиэтиленовый пакет с ножом.
На теле погибшей эксперты насчитали более 40 ножевых ранений, 13 из которых были проникающими. Позже было установлено, что убийца наносил удары прямо через пакет. Как рассказывали представители Следственного комитета, первые удары были сильными, потерпевшая пыталась закрыться от них руками и получила множественные касательные ссадины. Экспертиза установила, что женщина скончалась от полученных ранений, осложнившихся обильной кровопотерей.
Чтобы раскрыть преступление, следствию понадобилось четыре месяца кропотливейшей работы. С самого начала у правоохранителей имелось не менее пяти версий произошедшего. Вениамин Маршалов был одним из первых, к кому следственно-оперативная группа пришла с обыском через несколько часов после убийства. В это время одежда бывшего мужа Валерии крутилась в стиральной машине, и это еще больше наводило на определенные подозрения. Не очень убеждало и представленное Маршаловым алиби: он заявил, что ранним утром был у бабушки и даже ходил для нее в магазин. Однако вспомнить точное время прихода внука пожилая женщина не смогла, а сотрудники магазина, хотя и опознали Вениамина среди клиентов, но также не могли подтвердить наверняка, что он в то утро заходил за покупками. Кроме того, в числе подозреваемых оказались второй супруг погибшей Валерий Варго и ее брат Эраст Поздняков. По делу было проведено более 40 экспертиз, по словам представителей следствия, некоторые из них можно назвать уникальными и именно они указали на Маршалова. Кроме того, в ноутбуке его матери были найдены файлы с прайс-листами ножей, адреса магазинов, где они продаются, текст с указанием болевых точек человека, инструкцией, как вести себя с «людьми в форме» и т.д. 21 января 2013 года Вениамин был задержан.
Противоположные мнения
Вину в инкриминируемом ему преступлении Маршалов не признал. В начале судебного процесса он просил направить дело на доследование, чтобы статью «Убийство» переквалифицировали на еще более тяжкую - «Убийство с особой жестокостью». По мнению юристов, последствия такого хода были очевидны: убийства с особой жестокостью относятся к подсудности Верховного суда, где обвиняемый смог бы заявить ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных. Однако доследования и переквалификации статьи не последовало, и Маршалову и его адвокату пришлось защищаться перед профессиональным судом. Надо сказать, делали они это со всей тщательностью, в частности, находили несоответствия в заключениях экспертов, подавали массу ходатайств, вызывали свидетелей. Маршалов настаивал на том, что к убийству Валерии причастны либо ее второй муж Валерий Варго, к которому она с сыном ушла от него, либо Эраст Поздняков, злоупотребляющий алкоголем и нигде не работающий. Подсудимый также сообщил, что бывшая жена была ему безразлична, единственное, чего он добивался все три года после развода – возможности видеться с сыном. Такой же позиции придерживалась мать Вениамина – Людмила Маршалова. Более того, как следует из ее показаний, Валерия была любительницей выпить, «под градусом» вела себя агрессивно и неадекватно по отношению к ребенку, а когда вышла замуж во второй раз, то они с новым мужем настроили мальчика против родного отца и бабушки.
По словам потерпевшей стороны, все было с точностью до наоборот. Вдовец Валерий Варго рассказал, что на протяжении всей их семейной жизни, с 2010 по 2012 гг., Маршалов угрожал Валерии, говорил «готовь место на кладбище», «скоро к мамаше своей пойдешь» (мать убитой женщины повесилась несколько лет назад. – Ред.). Нечто подобное о бывшем зяте рассказывал и отец погибшей. Николай Поздняков охарактеризовал Вениамина Маршалова как человека ревнивого и агрессивного по отношению к его дочери, постоянно предъявляющего ей претензии по разным поводам. По словам Позднякова, после того, как первый брак распался, и Валерия вышла замуж повторно, Вениамин постоянно звонил ей с угрозами и оскорблениями, приходил к ней на работу, в детский сад к сыну, в полицию, социальные службы и рассказывал, что Валерия ведет непотребный образ жизни.
О непростых отношениях Валерии с Маршаловым в один голос заявляли ее подруги и коллеги по работе. Девушки рассказывали, что Валерия жаловалась на агрессивность и раздражительность мужа, показывала ссадины и синяки от побоев.
Интересны показания инспектора по делам несовершеннолетних, к которой с жалобой на Валерию обращались Маршалов и его мать. «Отец и бабушка ребенка говорили, что его мать злоупотребляет спиртным, ведет аморальный образ жизни и не занимается воспитанием сына. Но информация не подтвердилась. После проверки отношения между Маршаловыми и Варго не улучшились, они неоднократно устраивали скандалы из-за ребенка, что негативно сказывалось на его психике», - рассказала сотрудник полиции. Инспектор охарактеризовала Валерию как спокойную уравновешенную женщину, способную слушать оппонента и находить компромиссы. О Маршалове, несмотря на его меланхоличность и внешнюю невозмутимость, у работника сложилось впечатление, что в тихом омуте черти водятся. «Он всеми способами старался добиться, чтобы ребенок проживал именно с ним и чтобы именно он занимался воспитанием сына», - к такому выводу пришла сотрудник органов внутренних дел…
«Обжалуем обязательно!»
В прениях гособвинение просило назначить Маршалову наказание в виде 14 лет колонии строгого режима. Выступая с последним словом, Вениамин призвал суд не ломать ему жизнь и вынести оправдательный приговор. Однако, исследовав всю совокупность доказательств, суд пришел к выводу о виновности Маршалова в убийстве бывшей жены, исключив какие-либо подозрения в адрес Варго и Позднякова. В частности, суд учел, что Варго прошел исследование на полиграфе, которое подтвердило его непричастность к преступлению. Кстати, Маршалов от проверки на «детекторе лжи» отказался…
В результате Вениамин Маршалов был осужден к 12 годам колонии строгого режима. Видимо, подсудимый был готов к такому повороту событий: когда прозвучал срок, на его лице не дрогнул ни один мускул. Впрочем, на протяжении всего процесса Маршалов оставался малоэмоционален и невозмутим…
- Вам понятен приговор? – спросил судья после оглашения.
- Я его услышал, - загадочно ответил Маршалов, а на вопрос журналистов о своем отношении к приговору многозначительно ответил: - «Некоторые люди работают не на своих местах».
Помимо длительного пребывания за колючей проволокой, суд постановил частично удовлетворить гражданский иск Валерия Варго о компенсации морального вреда. Однако из заявленных Варго 3 миллионов рублей он получит только 500 тысяч. Такое решение суд принял из-за того, что на иждивении Маршалова остался восьмилетний сын, а Варго уже унаследовал трехкомнатную квартиру Валерии и претендует на часть ее ипотечной жилплощади, которую она получала совместно с Маршаловым. Мнение потерпевшего о назначенном сроке и денежной компенсации осталось неизвестным: сразу после вынесения приговора он покинул зал суда.
…По всей видимости, точку в этом громком деле ставить пока рано. Мать осужденного Людмила Маршалова заявила, что приговор будет обжалован в обязательном порядке. «Будем обращаться в Верховные суды и Мордовии, и России, а если надо будет, дойдем до Европейского суда по правам человека!» - сказала она.
В. Филатова.
- Версия для печати