№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 4 (348) от 22.01.2014
Гибель «империи»

Верховный суд вынес приговор по делу организованного преступного сообщества «Мордва»

Более ста лет наказания на десятерых, свыше двух миллионов рублей штрафа в доход государства и аналогичная сумма в качестве компенсации морального вреда потерпевшим – таков приговор Верховного суда РМ по делу организованного преступного сообщества «Мордва», последовавший на прошлой неделе после обвинительного вердикта коллегии присяжных. Напомним, двенадцать заседателей признали подсудимых в зависимости от роли каждого виновными в руководстве и участии ОПС, бандитизме, убийствах, самоуправстве, даче и получении взятки. На прошлой неделе председательствующий на процессе Алексей Лукшин огласил приговор.

 

В день оглашения приговора Верховный суд был взят под усиленную охрану: в зале, помимо конвоя, постоянно присутствовали вооруженные судебные приставы, а вокруг здания курсировали полицейские патрули. Пятерых подсудимых – лидеров  преступного сообщества Владимира Казанина и Вячеслава Маковчука, руководителя чамзинского «филиала» Бориса Тимонькина, исполнителя одного из убийств Андрея Сяфукова и бывшего высокопоставленного сотрудника республиканского МВД Сергея Коцюбинского – доставили в суд из СИЗО. Остальные пятеро - отпущенные под залог в 5 и 10 миллионов рублей Александр Чугунов («правая рука» Маковчука по «экономической деятельности»), Семен Лавский и Олег Вельматов (посредники Казанина в контактах с Коцюбинским) и находящиеся под домашним арестом представители чамзинской бригады - Валерий Калинин и Виталий Колыженков – прибыли на приговор «самоходом». 

Сегодня в «тренде» у подсудимых – появление перед фото- и телекамерами в медицинских масках. В таком виде компания за решеткой провела три часа, пока длилось чтение приговора. Все это время Казанин держался рукой за прутья решетки, изредка перебрасываясь фразами с кем-то из товарищей по несчастью, Коцюбинский, которому, видимо, не хватало свежего воздуха, время от времени обмахивался журналом. «Заложники» и «домашние арестанты» вели себя более солидно, отгораживаться от журналистов не стали, заняв место рядом с адвокатами. 

 

Мощная структура

«Свершения» участников ОПС, рассматриваемые на процессе, охватывали целое десятилетие – 1997-2008 годы. По данным приговора, в 1997 году в результате «кадровых перестановок» «мордовских» возглавил Владимир Казанин. Примерно в это же время к преступной организации примкнули Маковчук, Сяфуков, Тимонькин, Калинин, Колыженков, Лавский и Вельматов. Сообщество состояло из четырех структурных подразделений: трех относительно самостоятельных вооруженных банд и одной группы, работавшей в «экономической» сфере. В криминальном формировании существовала четкая иерархия: «молодые» подчинялись «старшим», «старшие» - руководителям подразделений, те – непосредственно лидеру сообщества. В подразделениях поддерживалась строгая дисциплина, участники неукоснительно соблюдали разработанные правила взаимоотношений и поведения, беспрекословно подчинялись указаниям лидера. Нарушение «устава» влекло за собой обязательное наказание. 

Преступное сообщество располагало неплохой финансовой базой. Взносы в общак поступали в основном за счет криминального контроля над коммерческими объектами. 

Деньги от преступной деятельности распределялись между участниками ОПС, а также расходовались на подкуп чиновников, оплату адвокатов и приобретение оружия. К вооружению «мордовские» подходили очень ответственно, в их распоряжении имелся целый арсенал «огнестрела»: пистолеты Макарова, ТТ, ПСМ, парабеллум, наган, автоматы Калашникова, обрез охотничьего ружья, самозарядный боевой карабин с оптическим прицелом, патроны ко всему этому «великолепию», гранаты и даже взрывчатка на основе гексогена. 

 

«Огаревцы»,  «гаврилинцы», «9-й батальон»  и чамзинский «филиал»

Как следует из приговора, одной из банд, входящей в ОПС «Мордва» и состоящей из звеньев «огаревцы» и «гаврилинцы», Казанин руководил лично с 1996 по 1999 годы. Подразделение постоянно пополняли «новобранцы», которые в обязательном порядке проходили курс «молодого бойца»: их обучали стрелять, конспирироваться и скрывать следы преступления, правильно вести себя при задержании и т.д. Все эти навыки были необходимы при столкновениях с членами противоборствующих группировок. По указанию лидера участники банды получали фотографии «конкурентов», о которых собирали информацию (адреса, места появления, модели и номера машин), чтобы в дальнейшем устраивать на «противников» нападения. Кроме того, на «гаврилинцев» Казанин возложил обязанности по «крышеванию» Центрального рынка Саранска.

Другая банда, получившая название «9-й батальон», по данным приговора, была создана в 1997 году, когда прежде единая «Мордва» разделилась на «финаевских» и «ефремовских». Поддерживая первый лагерь, «батальон» призван был «бороться» с «ефремовскими». В подразделение входили Сяфуков, Лавский, Вельматов, одно из звеньев возглавил Маковчук…

Примерно в это же время еще одну вооруженную группу для «контроля» Чамзинского района основал Борис Тимонькин. В группировку вошли Валерий Калинин и Виталий Колыженков, которые стали в числе прочего еще и телохранителями Тимонькина. По материалам дела, в сентябре 1997-го руководитель подразделения лично научил Колыженкова стрелять из автомата Калашникова, а затем поручил ему устранить «конкурента» - «куратора» чамзинских предпринимателей Гусарова. Через месяц, 3 октября, около 23 часов в п. Комсомольский Колыженков, вооруженный АК-74, и Калинин, имеющий при себе пистолет Макарова, открыли огонь по «объекту», появившемуся на улице вместе с тремя товарищами. Как следует из приговора, Калинин выстрелил в «конкурента» 8 раз, Колыженков – 15, в результате «киллеры» «перестарались» и убили не только «заказанного» Гусарова, но и Приказчикова. Бандитские пули настигли и двух других парней, но ранения оказались не смертельными.

 

Борьба за рынок

В 1999 году у «Мордвы» возникли большие финансовые проблемы. Дело касалось Центрального рынка - наиболее прибыльного торгового объекта, который группировка Казанина отхватила при разделе сфер влияния. Здание и прилегающую к нему территорию арендовала подконтрольная «мордовским» компания, и все предприниматели, работающие на рыночных площадях, исправно платили дань «гаврилинцам». Однако на рубеже веков администрация города предпочла заключить следующий договор аренды не с продовольственной компанией, а Ассоциацией сотрудников правоохранительных органов. Во главе объединения стоял полковник милиции в отставке Виктор Лавров, который намеревался очистить рынок от криминалитета. Мириться с потерей баснословных денег, поступающих от «крышевания» рынка, Казанин не захотел и поставил подчиненным задачу устранить строптивого полковника. План, в разработке которого руководитель «мордовских» участвовал лично, претворили в действие ранним утром 26 августа 1999 года. Под видом дорожных рабочих киллеры засели на дороге возле села Атемар, где пролегал путь Лаврова, и на глазах местных жителей расстреляли его машину из АКМ. От полученных ранений полковник скончался на месте. Через месяц Казанин скрылся, но контакта с единомышленниками не потерял, исправно получая информацию и продолжая руководить преступным сообществом…

 

Невыгодные сделки

Тем временем криминальная жизнь «Мордвы» шла своим чередом. Согласно приговору, 6 октября 2001 года во время передела власти в «9-м батальоне» Маковчук дал Сяфукову «особое поручение» - устранить недавнего соратника по криминальной деятельности  Прокофьева. В тот же день около восьми часов вечера на ул. Тельмана исполнительный Сяфуков расстрелял жертву, находившуюся за рулем ВАЗ-21093. 

В 2002 году Маковчук создал в преступном сообществе еще одно подразделение – для совершения экономических преступлений. «Правой рукой» авторитетного деятеля стал вошедший в это время в группировку Александр Чугунов. В феврале 2004 года Маковчук встретился с гендиректором Центрального универмага и заставил заключить невыгодный для предприятия договор об аренде помещения. Суть противоправного деяния заключалась в том, что универмаг сдавал подконтрольным «Мордве» фирмам площади по заниженной цене в 160 рублей за квадратный метр, а те, в свою очередь, передавали их в субаренду предпринимателям уже по рыночной стоимости – от 400 до 1400 рублей. Убытки торгового объекта исчислялись десятками миллионов рублей…

Кроме того, «экономистам» стало известно о долге универмага в 2,5 миллиона рублей перед одним предпринимателем. В мае 2004-го Маковчук и Чугунов взяли бизнесмена в оборот, заставив переуступить им право требования долга. После подписания договора «мордовские» отдали коммерсанту только 1,8 миллиона рублей, остальные 700 тысяч он так и не увидел…

 

Секретные сведения от милицейского «крота»

…Все эти годы Казанин продолжал находиться «в эмиграции», причем его поисками занималась не только российская милиция, но и Интерпол. По прошествии десятилетия стало известно, что успех преступного авторитета в «игре в прятки» обеспечил высокопоставленный сотрудник республиканского МВД Сергей Коцюбинский. Стоявший у истоков создания УБОП, а впоследствии дослужившийся до заместителя начальника криминальной милиции республиканского ведомства, полковник не устоял перед большими деньгами и переметнулся на другую сторону. За один только 2007 год он, по данным приговора, больше 30 раз (порой - ежедневно) выходил на связь  с «работодателями» и докладывал обстановку. «Сливал» информацию о разработках подозреваемых, обысках, командировках сотрудников УБОП (в том числе для задержания Денискина), планы проведения оперативно-розыскных мероприятий, секретные сведения о местонахождении потерпевшего, показания обвиняемых по уголовным делам, содержание шифрограмм и аудиозаписей о наблюдении за объектами и людьми, интересующими УБОП и УФСБ и т.д. Кроме того, достоянием представителей оргпреступности становилась информация о предстоящих назначениях на руководящие должности в Следственном комитете по РМ, личные данные сотрудников по борьбе с оргпреступностью, а Лавского «оборотень в погонах» возил в Горяйновку для фотосъемки дома одного из начальников УБОП… 

Благодарность Казанина не знала границ. Ценные сведения ежемесячно оплачивались «премией» в 250 тысяч рублей. Всего за год, что его выслеживали правоохранители, полковник получил от Казанина через посредников – Лавского и Вельматова - 2,8 миллиона рублей. 

 

Горячая пора задержаний

Обрушение криминальной «империи» началось в 2007 году. 11 сентября на пр. Ленина возле Дома союзов милицейский спецназ заблокировал бронированный джип «Шевроле Тахо», в котором находился Маковчук. Осознавая, что выйти из салона удастся только в наручниках, пассажиры заперлись изнутри и стали спешно «сжигать мосты»: ломать сим-карты и рвать на мелкие кусочки записи. Среди задержанных тогда оказался и Сяфуков.

Для Казанина и его милицейского осведомителя час икс пробил 8 февраля 2008 года. Оперативники УФСБ взяли полковника возле дома №89 по ул. Осипенко после того как «связной» Вельматов передал ему очередные 250 тысяч. Неподалеку от места встречи чекисты задержали Лавского. Одновременно в Москве на шикарной съемной квартире «повязали» Казанина, который проживал в столице по поддельным документам. Тот до последнего момента надеялся сбежать и даже умудрился вырубить свет во всем доме. 

Через три месяца – в мае 2008-го – за решетку загремели Тимонькин, Калинин и Колыженков, в июне того же года был задержан Чугунов.

 

Вердикт – виновны! 

Сотрудники СКР по РМ расследовали деятельность «Мордвы» в общей сложности более пяти лет: с 1999 года его то приостанавливали, то возобновляли, окончательно завершив к июлю 2009-го. Затем еще два года обвиняемые знакомились с материалами уголовного дела, объем которого составил 184 тома! В ноябре 2011-го оно поступило в Верховный суд. Обвиняемые пожелали, чтобы оценку их деяниям дали присяжные, поэтому процесс проходил в закрытом режиме. 7 ноября 2013 года после 12-часового совещания коллегия вынесла в целом обвинительный вердикт. Так, Казанин и Маковчук были признаны руководителями преступного сообщества, остальные (за исключением Коцюбинского) – его участниками. Кроме того, присяжные установили, что руководители «Мордвы», а также Сяфуков, Тимонькин, Калинин и Колыженков виновны в бандитизме. Вместе с тем заседатели указали, что подсудимые по тем или иным преступлениям заслуживают снисхождения, а по ряду статей – оправдания. Так, у Казанина не доказана причастность к созданию ОПС «Мордва» и его чамзинского подразделения, убийствам Гусарова, Приказчикова, Прокофьева и некоторым другим менее тяжким преступлениям. С Коцюбинского «снято» участие в ОПС, кроме того, по истечению срока давности у него прекращено «Разглашение государственной тайны». Также все были освобождены от наказания по тем или иным статьям по истечении срока давности.

 

100 лет наказания

При вынесении приговора суд учел вердикт присяжных о снисхождении и смягчающие обстоятельства, среди которых признание вины, наличие несовершеннолетних детей,  хронических заболеваний, благодарностей и грамот, длительное содержание под стражей. Также в «зачет» Маковчуку пошли созданные по его инициативе благотворительный фонд и Федерация настольного тенниса РМ, Лавскому и Вельматову – зарегистрированные патенты на изобретения, Коцюбинскому – многочисленные ведомственные награды. 

В результате самый большой срок – 20 лет колонии - получил 38-летний Вячеслав Маковчук. Также он должен будет выплатить штраф в размере 500 тысяч рублей в доход государства и 700 тысяч рублей родственникам Прокофьева в качестве компенсации морального вреда. 46-летний Казанин приговорен к 14 годам и штрафу в 500 тысяч рублей; моральный вред вдове и дочери Лаврова он возместил в полном объеме. 36-летний Андрей Сяфуков получил 18 лет лишения свободы, 46-летний Борис Тимонькин – 13 лет 8 месяцев со штрафом в 150 тысяч рублей. Его «расстрельная бригада» - 36-летний Валерий Калинин и 38-летний Виталий Колыженков – осуждены к 11,5 и 12 годам соответственно, с каждого из них взыскано по 300 тысяч рублей в пользу родственников Гусарова и по 500 тысяч – Приказчикова. Все они будут отбывать наказание в колонии строгого режима.

37-летний Александр Чугунов отделался более мягким наказанием: ему назначено 6 лет колонии общего режима и 200 тысяч рублей штрафа. «Легким испугом» отделались 42-летний Семен Лавский и 38-летний Олег Вельматов – каждый из них наказан 5 годами условно и штрафом в 200 тысяч рублей. Наконец, 60-летний Сергей Коцюбинский приговорен к 7 годам 4 месяцам колонии строгого режима и штрафу в 500 тысяч рублей. Также суд постановил конфисковать у него 2,8 миллиона рублей, «заработанных» за время «сотрудничества» с Казаниным, лишить звания «полковник милиции» и права занимать должности на госслужбе на три года. 

Приговор не вступил в законную силу.

В. Филатова.

Версия для печати Версия для печати