№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 3 (347) от 15.01.2014
«Глухарь» раскрыли через 17 лет

Перед Верховным судом предстали обвиняемые в убийстве Олега Еникеева

Перед Верховным судом Мордовии на прошлой неделе снова предстали участники группировки «Юго-Запад». На этот раз ответ перед законом держат трое представителей «блохинского» звена – Виктор Грушев, Равиль Хайров и Михаил Аникин, которые обвиняются, без преувеличения, в самом громком преступлении 90-х – убийстве Олега Еникеева. Расстрел депутата горсовета, бизнесмена, преподавателя МГУ им. Огарева с ученой степенью кандидата наук, а также, как считает следствие, руководителя организованной преступной группы «Еникеевские» на глазах у студентов потрясло тогда всю Мордовию. Особый шок испытали жители Саранска, отчетливо осознавая, что под шальную пулю уличных разборок может попасть любой.  Раскрыть резонансное дело удалось лишь спустя 17 лет, когда уже никто не верил в то, что киллеров найдут. 

 

Маски-шоу по прошествии лет

В зале суда 38-летний Равиль Хайров и 42-летний Виктор Грушев появились в медицинских масках. Видимо, следовали традициям лихих 90-х: Еникеева они убивали тоже в масках, правда, другого цвета и «покроя». С появлением судьи маскарад закончился: Равиль и Виктор сняли «намордники». 

38-летний Михаил Аникин прятать лицо не стал и вообще вел себя намного свободнее и раскованнее. По всей вероятности, сказывается богатый опыт общения с правосудием: процесс по убийству Еникеева – третий в его криминальной «карьере». Ранее - в 2008-м - Михаил «схлопотал» трехлетний срок за незаконный оборот оружия, в 2011-м – 11 лет строгого режима за руководство организованным преступным сообществом и вымогательство. Причем последний процесс был не менее громким, чем сегодняшний: тогда впервые в Мордовии было доказано существование организованного преступного сообщества «Юго-Запад», по делу проходили 14 человек во главе с печально знаменитым Владиславом Печниковым, а оценку действиям подсудимых давали присяжные.

Не впервые на скамье подсудимых очутился и Виктор Грушев. Однако на фоне деяний Аникина его «подвиги» выглядят все же скромнее: в конце декабря 2012 года он был приговорен к 7 годам строгого режима за вымогательство денег у предпринимателя, которого, по версии следствия, с 1995-го по 2008-й  «накрышевал» более чем на 2 миллиона рублей, а потом четыре года скрывался от правоохранителей. Осенью 2012-го бега закончились: Грушева задержали в ресторане московского Торгового центра «Атриум». При досмотре у него был обнаружен поддельный паспорт на имя Тимура Рафхатова…

Единственным до сих пор незапятнанным в этой компании оставался предприниматель Равиль Хайров. После того, как следствие по убийству Еникеева было возобновлено, выяснилось, что именно этот чистый перед законом человек был тем, кто стрелял в преподавателя из автомата Калашникова…

 

Защищу себя сам

На первом же заседании Михаил Аникин продемонстрировал юридические познания. Он  заявил, что отказывается от услуг адвоката и пожелал защищать себя сам. Суд в удовлетворении ходатайства отказал, однако Аникин, судя по всему, не расстроился, и тут же заявил еще одно: о допуске в качестве защитника своей супруги Ирины. «В этом случае у меня будет больше возможностей защититься», - пояснил он. В следующую минуту выяснялось, что у женщины нет юридического образования, и суд отказал в удовлетворении и этого ходатайства – «на основании того, что Аникина не сможет грамотно обеспечить защиту».

Далее суд выяснял, согласны ли подсудимые на то, чтобы на процессе работали журналисты. Все трое подсудимых, как и их адвокаты, разумеется, были против, причем Хайров «против категорически». 

- Почему вы против? – поинтересовалась судья у Грушева.

- Ну не знаю… - растерялся тот. – Против я…

 

12 выстрелов и 3 «контрольных»

По версии сотрудников отдела по особо важным делам Следственного комитета Мордовии, идея расправиться с Еникеевым принадлежала руководителю одной из бригад «Юго-Запада» Алексею Блохину и его коллеге по криминальной деятельности Игорю Николаеву. Следователи считают, что Еникеев представлял для них определенную опасность, поскольку располагал большими деньгами, его группировка была довольно конкурентоспособна, к тому же он контактировал с противниками «юго-западских» - «химмашевскими». Исполнителями определили четырех «подчиненных»: Виктора Грушева и Сергея Ларькина – от «блохинских», Равиля Хайрова и Михаила Аникина – от бригады Николаева. Расправа произошла 27 октября 1995 года. Около часа дня, когда 32-летний доцент Еникеев в 4-м корпусе МГУ им. Огарева читал лекцию студентам, в аудиторию на втором этаже  ворвались вооруженные  «бойцы» и открыли шквальный огонь. Студенты дружно рухнули на пол, Еникеев, стоявший у доски, скорее всего, даже не успел понять, что происходит: его просто изрешетили пулями. Преподаватель получил множественные ранения, в том числе в голову и сердце, и умер мгновенно. 

Как установило следствие, Еникеева поливал огнем Хайров, выстреливший в депутата не менее 12 раз из АК-74. Три последних, «контрольных», выстрела из пистолета ТТ произвел Ларькин. Грушев и Аникин с таким же оружием в руках стояли на «стреме», выполняя функцию прикрывающих. Завершив «акцию», киллеры исчезли так же стремительно, как и появились. Оружие они «сбросили» в соседнем дворе. 

Дело о дерзком убийстве в университете быстро попало в разряд «глухарей», по городу тем временем курсировало множество самых разных слухов о том, кто расправился с Еникеевым и кому это было нужно. На след «расстрельной команды» оперативникам удалось выйти лишь в 2012 году, после задержания Грушева. Хайрова с Аникиным долго искать не пришлось: первый даже не скрывался, проживая в Саранске, второй «отдыхал» на зоне. Четвертый участник убийства Сергей Ларькин находится в розыске до сих пор…

 

Очередь на отстрел

Впрочем, предполагаемые заказчики ликвидации Еникеева пережили его ненадолго. Очередь Николаева подошла уже в следующем году, причем инициатива его устранения, по версии следствия, исходила все от того же Блохина, который увидел в давнем соратнике конкурента по криминальной деятельности. Приказ уничтожить Николаева поступил опять же Грушеву и еще одному «молодому» - Чиснякову. 6 июля 1996 года напарники выследили жертву возле дома №10 по улице Розы Люксембург, и когда в 23 часа он вышел из подъезда и направился к своей машине, подскочили к нему и выпустили 8 пуль из пистолета ТТ. Сквозные ранения с повреждением головного мозга не оставили «конкуренту» шансов на жизнь…

Кроме того, следствие установило, что в 2001 году Грушев был задействован в убийстве предпринимателя Валерия Пугачева, который не хотел идти под «крышу» к Блохину. На этот раз напарником Грушева был некий Чижанов. С первого раза устранить бизнесмена не получилось, после этого, по данным обвинительного заключения, Чижанов решил завершить дело в одиночку. 25 июня он застрелил Пугачева из обреза охотничьего ружья во дворе дома по ул. Косарева на глазах несовершеннолетнего сына бизнесмена…

Однако и самому Блохину оставалось немного до кончины. Весной 2002 года «Юго-Запад» раскололся на два лагеря: Блохин с одной стороны и Сергей Коннов  и Владислав Печников с другой никак не могли поделить сферы криминального влияния. Противостояние перешло в кровопролитную уличную войну. Смутное время Блохин пережидал в Санкт-Петербурге, где в январе 2003 года его расстреляли неизвестные. Лишившись «командира», одни его подчиненные разбежались, другие, в том числе Аникин, перешли в «ведение» Коннова и Печникова...

 

В убийстве депутата признались единодушно

- Признаете ли вы вину в инкриминируемых преступлениях? – обратилась судья к Грушеву после оглашения обвинительного заключения.

- По убийству Пугачева я не согласен с квалификацией. Ни от меня, ни от Блохина Чижанову не поступало указания на убийство предпринимателя, только на причинение вреда, - ответствовал он. 

Впрочем, так это или нет, сейчас установить невозможно, потому как Чижанова тоже нет в живых. Не дожил до сегодняшего дня и Чисняков…

Хайров и Аникин, которым вменяется только убийство Еникеева, вину признали в полном объеме. Причем не успел прозвучать вопрос, как подсудимые поспешили признаться в совершении преступления…  

В. Филатова.

Версия для печати Версия для печати