- Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 34 (274) от 23.08.2012
- Старший помощник прокурора республики торговал должностями?
Бывший начальник кадровой службы «государева ока» Николай Скворцов обвиняется в коррупционных преступлениях
Вчера в Верховном суде началось рассмотрение громкого уголовного дела коррупционной направленности. На скамье подсудимых - бывший высокопоставленный работник «государева ока» Николай Скворцов, которого следствие обвиняет в получении взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством и покушении на мошенничество. Как утверждает следствие, в бытность старшим помощником прокурора республики по кадрам Скворцов запросил у жителя Саранска 700 тысяч рублей за трудоустройство, а также пытался провернуть аферу стоимостью 100 тысяч рублей.
Первое слушание дела оказалось коротким. Подсудимый ответил на вопросы, касающиеся его личности, а затем его защита заявила ходатайство о переносе заседания в связи с болезнью клиента.
К слову, выглядит Николай Скворцов в самом деле неважно, что вполне понятно: уже 7 месяцев, с момента задержания, он находится в СИЗО, а условия заключения вряд ли добавят здоровья 55-летнему бывшему прокурору (к слову, из органов прокуратуры он был уволен с формулировкой «за нарушение присяги»). Суд удовлетворил заявленное ходатайство и назначил следующее заседание на 27 августа.
Кадры, деньги и бараны
По данным обвинительного заключения, в 2010 году житель Саранска обратился к Скворцову с просьбой посодействовать в устройстве дочери в какое-либо районное подразделение ведомства в качестве помощника прокурора. Переговоры велись через посредника – друга Николая Аркадьевича, с которым, по материалам уголовного дела, они когда-то вместе учились. Конкретное место потенциальной работы не озвучивалось, то есть девушка могла получить должность как в одной из трех районных прокуратур Саранска, так и за пределами столицы региона. По словам гособвинителя – старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Николая Писчаскина, «взнос» общей сложностью в 30 тысяч Скворцов получил весной-летом прошлого года. Как следует из материалов дела, первая «деловая» встреча с посредником состоялась в конце марта – начале апреля на Кировском рынке. Тогда, по версии следствия, кадровик получил 20 тысяч рублей. Чуть позже, опять же по данным обвинительного заключения, в период с мая до августа, на дом Скворцову были доставлены два барана на сумму 10 тысяч рублей. А в декабре отец девушки поставил в известность о происходящем сотрудников УФСБ…
- Сумма, которую запрашивал Скворцов, показалась ему слишком завышенной. Сначала он просил 250 тысяч рублей, затем размер выплаты стал расти, и в окончательном варианте составил 700 тысяч, - сообщил в беседе с журналистами Николай Писчаскин.
После проверки информации оперативники УФСБ по РМ провели оперативный эксперимент. 22 декабря около девяти часов вечера старший помощник прокурора встретился с другом-посредником возле своего дома по пр. 50 лет Октября. После передачи денег в разговор мужчин вмешалась группа захвата. Для прокурорского работника появление чекистов было полнейшей неожиданностью. Не успел он вымолвить и слова, как на его запястьях защелкнулись наручники. При досмотре у Скворцова было обнаружено 100 тысяч рублей, но, по версии следствия, прокурор получил их совсем по другому поводу… Кстати, у посредника при себе имелось еще 400 тысяч, и, по материалам дела, эти-то деньги как раз и предназначались за содействие в трудоустройстве. Правда, по данным гособвинения, от 400 тысяч Николай Аркадьевич отказался, рассудив, что примет всю сумму разом после благополучного исхода дела.
Процессуальные манипуляции
Еще одна грязная история, в которой, по мнению следствия, оказался замешан начальник кадровой службы, была связана с мошенничеством. Здесь-то и фигурировали те самые 100 тысяч, при получении которых Скворцова задержали. Завязка этого эпизода началась с того, что Рузаевский суд вынес условный срок обвиняемому по одному уголовному делу. Наказание показалось гособвинению слишком мягким, и прокуратура обжаловала его в вышестоящей инстанции. Однако вскоре стало ясно, что приговор, скорее всего, останется в силе. Кассационное представление решено было отозвать как не имеющее дальнейших перспектив. Зато личную перспективу в этом деле, по версии следствия, усмотрел Скворцов. Как следует из материалов дела, через посредника он довел до сведения «условника», что после пересмотра приговора срок может стать реальным (с отбыванием в местах лишения свободы). Тут же осужденный получил «благую весть»: в силах прокурора сделать так, что кассационное представление будет отозвано. По данным обвинительного заключения, «благодеяние» Скворцов оценил в 100 тысяч рублей. Напомним, в действительности кадровик не имел никакого влияния на ситуацию.
«Это провокация»
Свою вину в содеянном Николай Скворцов отрицает, заявляя, что его оговорили, и в отношении него совершена провокация.
- Честно говоря, когда мы, сотрудники аппарата республиканской прокуратуры, узнали о его задержании, то были просто шокированы. Такого мы никак не ожидали, - говорит Николай Писчаскин.
По словам адвоката подсудимого, в ходе следствия защита выходила с ходатайством отпустить Николая Скворцова под залог в полтора миллиона рублей. Однако суд отклонил и это, и следующее ходатайство – о содержании Скворцова под домашним арестом.
В органах прокуратуры Николай Скворцов проработал свыше тридцати лет, занимал должности следователя, начальника отдела по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью. С 2003 года возглавлял кадровую службу ведомства. Дослужился до чина старшего советника юстиции (в воинской иерархии приравнивается к званию полковника). Был удостоен звания «Почетный работник органов прокуратуры». Характеризовался положительно, правда, после последней проверки Генпрокуратуры ему был объявлен выговор за упущения по работе в области кадров…
- Версия для печати