№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 22 (731) от 02.06.2021
Кому выгодно, чтобы Алексей Меркушкин оставался в СИЗО?

Все новыми подробностями продолжает обрастать история Алексея Меркушкина.

В минувшую пятницу следствие обратилось в Ленинский районный суд Саранска с ходатайством выпустить его из СИЗО и отправить под домашний арест. Этот шаг со стороны новых следователей, принявших дело, укладывается в логику и соответствует федеральному тренду – если речь идёт об экономике, «кошмарить» никого не надо. А если вспомнить, что сама необходимость задерживать человека, который не собирался скрываться, приходил на встречи со следователем и отвечал на вопросы, весьма сомнительна, то станет понятно – в какой-то момент с мерой пресечения, что называется, перестарались. Вот и судья зачитывает доводы, которые приводит следователь.

«Старший следователь Шилов просит изменить Меркушкину меру пресечения в виде заключения под стражу на меру пресечения в виде домашнего ареста. В ходатайстве указывается, что в настоящее время по делу установлены значимые обстоятельства, влекущие возможность изменения меры пресечения на более мягкую. Процесс сбора основных доказательств по делу находится на завершающей стадии. Меркушкину предъявлено обвинение и с ним произведены необходимые следственные действия: у него проведён обыск, к материалам уголовного дела приобщены документы, имеющие доказательное значение. Следствие полагает, что возможность Меркушкина повлиять на ход расследования значительно уменьшилась, а имеющиеся положительные характеристики Меркушкина, сведения о его семейном положении, постоянном проживании по месту производства, есть возможность завершения расследования по уголовному делу в условиях применения к обвиняемому иной, менее тяжкой, меры пресечения, а именно домашнего ареста. Как указывает следствие, данной меры пресечения будет достаточно для обеспечения явки обвиняемого Меркушкина к следователю и предупреждения возможности совершения каких-либо действий по воспрепятствованию расследования, предусмотренного ч. 1 ст. 27 УПК России», - произнес Дмитрий Кандрин, судья Ленинского районного суда.
Подчеркнем, что судья зачитывает позицию следствия. Ведь именно следователь ходатайствовал отпустить Алексея Меркушкина под домашний арест, и прокурор не возражал. Однако Ленинский районный суд решает оставить его под стражей, Алексей возвращается в следственный изолятор. 
Это едва ли не уникальный случай, когда суд избирает более жесткую меру пресечения, чем просило следствие. В социальной сети Facebook правозащитник Сергей Марьин написал, что подобным решением судья выдал сам себе «черную метку». И оно, это решение, будет отменено в апелляции.
«Не может суд избирать более строгую меру пресечения, чем просит следователь. Это нонсенс. Именно следователь является ключевой фигурой в ходе расследования уголовного дела. Вмешательство суда возможно в том случае, если суду известно обстоятельство, препятствующее замене меры пресечения. При этом это обстоятельство должно быть обсуждено в судебном заседании. До рассмотрения по существу дело не дошло, оно только начинается. А у судьи уже сформировано убеждение, что Меркушкин преступник. <…> Повторяю, что нет нормы закона, которая позволяет суду применять меру пресечения в виде содержания под стражей вопреки ходатайству следователя», - подчеркнул правозащитник Сергей Марьин.
Telegram-канал «Мордвин за бугром» цитирует уважаемого в Мордовии адвоката Любовь Калинкину. Она известна своей независимостью и тем, что не боится сказать правду. Вот её точка зрения: «Алексей Меркушкин скрыться никак не мог! Ведь он не был на тот момент ни подозреваемым, ни обвиняемым, и мера пресечения не избиралась!».
С этой точкой зрения согласна и популярная в Поволжье блогер Ольга Паулова. Свое мнение она озвучила на стриме YouTube-канала «ВолгаЛайф».
«Обычно, я считаю, что силовые структуры так делают, когда у них очень слабая доказательная позиция, не более того. Для того, чтобы сразу настроить общественность, судей, прокуроров, следственные там какие-то действия, людей против того человека, который становится героем такого сюжета», - заявила Ольга Паулова, блогер.
И этот сюжет сразу же начали отрабатывать. Факт задержания Алексея Меркушкина стал поводом для информационной атаки на его отца. Провокационные заголовки и тексты материалов, напрямую обвиняющие первого главу Мордовии, требуют должной юридической оценки. Отметим, что в России весьма жёсткие наказания по статье «Клевета».
Подозрения в адрес Алексея Меркушкина шиты белыми нитками и писаны вилами на воде. Об этом говорит и решение следственных органов – передать дело на более высокий уровень. Вот как процитировал судья следователя Шилова в части перспектив Алексея Меркушкина: «Как следует из пояснения следователя с учётом дополнительных доказательств обвинение может быть изменено, и он не может утверждать, является ли предъявленное обвинение Меркушкину окончательным, и может ли оно измениться как в сторону смягчения, так и в сторону отягчения».
Другими словами, новая следственная группа не считает, что Алексей Меркушкин виноват во всём. Очевидно, что профессиональный следователь Шилов не на пустом месте просил суд смягчить меру пресечения. Он явно пытается исправить ошибки своих региональных коллег.
«И то, что дело 2015 года возникло именно сейчас… Следствие, оно что, было отложено, не отложено? Ну не может быть такого, что пять лет следствие шло и, наконец, они пришли куда-то, грубо говоря. Для меня это очень похоже на какой-то заказ. Заказ идёт на силовиков, и силовики его потом исполняют. Я очень надеюсь, что это не так, и следствие разберется со всем этим, но мы не можем это исключать», - отметила Ольга Паулова, блогер.
Точно так же не стоит исключать заказного характера публикаций в федеральных и местных СМИ. Слишком много противоречий и нестыковок в истории Алексея Меркушкина, которые невозможно не заметить.
Что касается воображаемого плана побега в Минск – то невозможно доказать, что Алексей Меркушкин хотел навсегда покинуть страну, испугавшись преследования. И поэтому возникает главный вопрос – а насколько нерушимы остальные доказательства по всему этому делу?
Не стоит забывать и о том, что работа Алексей Меркушкина в качестве министра целевых программ Мордовии, а он вплотную занимался подготовкой к Чемпионату ещё с 2012 года, получила высочайшую оценку. Саранск международные эксперты признали лучшим среди городов-организаторов, а Алексея Меркушкина президент наградил почётной грамотой за большой вклад в подготовку и проведение Чемпионата.

 

Версия для печати Версия для печати