- Новости :: Вокруг автоВыпуск № 11 (251) от 14.03.2012
- АВТО сервис/салон
Официальным дилерам запретят ремонтировать автомобили ?
В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) вновь заявили о том, что правила, сложившиеся на рынке обслуживания гарантийных автомобилей, должны быть пересмотрены. Стоимость ремонта и запчастей у официальных дилеров серьезно завышена, полагают чиновники, но, по их же собственным словам, они знают, как эту ситуацию изменить.
В частности, предлагается разделить функции продаж и обслуживания: дилеры займутся реализацией новых авто, а ремонтом – независимые автосервисы. Но прежде чем перейти к решительным мерам, в ФАС собираются провести анализ рынка, по итогам которого и будет вынесено решение – а каким оно будет, в пользу дилеров или наоборот, пока не знает никто. В том числе, и сами чиновники.
«Если мы отметим, что производители автомобилей и дилеры делают навстречу определенные шаги, реформируя рынок сервиса и продаж в более открытую сторону, то мы, вполне возможно, откажемся от тех изменений в отраслевых правилах, которые были озвучены накануне», - рассказал «Российской газете» начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников.
Ранее представители ведомства обрушились на дилеров с жесткой, но аргументированной критикой. «Никаких прозрачных требований к отбору дилеров нет, ясных процедур тоже нет – все это создает отсутствие прозрачности и нездоровую деловую среду в этом секторе. Дилеры считают свой бизнес клиентоориентированным, однако, приходя в любой авторизованный сервис и изучив цены на запчасти и обслуживание, начинаешь в этом сомневаться», - в частности, говорил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
Напомним, чиновники не так давно инициировали очередную проверку деятельности автоконцернов, работающих на территории России, по итогам которой пришли к неутешительным выводам. В списке нарушений законодательства – восемь пунктов.
Первый и главный: то, что дилерам приходится совмещать функции продавца и ремонтной организации. По мнению руководства ФАС, необходимо отделить «мух от котлет». Это, как минимум, приведет к снижению цен на ТО, а также позволит выйти на рынок независимым автосервисам. Вторая претензия к автоконцернам заключается в том, что они, по сути, вольны диктовать продавцам любые условия: например, ограничить срок действия дилерского соглашения, или в одностороннем порядке расторгнуть договор на поставку запчастей.
В вину автоконцернам ставится нежелание работать с неавторизованными сервисами, также в ФАС считают, что дилерские цены должны устанавливаться непосредственно продавцом, а не диктоваться «сверху». Кроме того, техцентры должны, наконец, получить право на обслуживание автомобилей конкурирующих марок.
Антимонопольщики предлагают установить новые правила работы на российском рынке. Основополагающих позиций – две. Первая: разделение функций продавца и сервисного центра, и вторая: обеспечение свободного доступа на гарантийный рынок независимым техцентрам.
Что любопытно, сами дилеры идею о разделении рынка считают разумной. По крайней мере, именно такого мнения придерживается Андрей Петренко, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Однако есть нюансы. «Данный процесс проходил в Европе, но в течение длительного времени. Прежде чем запускать подобную схему, необходимы длительные согласования и разработка техрегламентов», - пояснил глава РОАД.
«Решать этот вопрос в одночасье было бы неразумно, это может привести к сумятице, и здесь уместны аналогии с введением новых правил техосмотра, - полагает Петренко. - Само по себе предложение ФАС вполне логичное, но его грамотная реализация возможна только в долгосрочной перспективе».
- Версия для печати