- Новости :: Вокруг автоВыпуск № 38 (382) от 18.09.2014
- Выбираем между механической и автоматической коробкой передач
При покупке автомобиля каждый водитель задумывается: с какой коробкой передач предпочесть машину — механической (МКПП) или автоматической (АКПП). Если еще лет 10—15 назад бывалые водители заявляли, что с «автоматом» лучше не связываться — мол, он ненадежный, требует сложного и дорогого обслуживания, а также увеличивает расход топлива — то сейчас это утверждение в большинстве случаев неверно.
Современные АКПП служат столько же, сколько и двигатель, а сервис не связан с какими-то космическими затратами. По расходу же топлива машины с автоматическими коробками ничем не отличаются от «механики». В то же время постоянные дорожные заторы напоминают, что управлять авто на механике крайне утомительно. Многих останавливает только то, что машины с АКПП дороже автомобилей с механикой. Кроме того, даже небольшая ошибка водителя может привести к поломкам автоматизированных коробок.
Взвесим все «за» и «против» сторонников каждого типа трансмиссий.
АКПП: ставка на комфорт
Главное преимущество — на «автомате» легче ездить. Так, многие люди, попробовавшие езду на авто с «механикой», считают, что у них вообще никогда не получится стать водителями. Но как только им предлагают попробовать езду на авто с АКПП, они в корне меняют свое мнение. Сдача экзамена для получения прав проблемой не будет: ГАИ позволяет делать это на авто с автоматом.
Второй плюс — большая надежность таких трансмиссий. У авто с «автоматом» сцепление служит в 2—3 раза дольше, а на «механике» диск нужно менять уже через 3 года эксплуатации. Практически вечным является и ручной тормоз: в положении «P» авто не катится, и на него почти нет нагрузки.
Главные же недостатки «автомата» (если речь не идет об авто премиум-класса) проявляются зимой. Во-первых, выезд из сугроба приводит к постоянным пробуксовкам и перегреву коробки, во-вторых, если сядет аккумулятор (сезонная проблема), авто нельзя завести с «толкача». Если же машина сломалась, ее нельзя буксировать (можно лишь вызвать эвакуатор). Также недостатком недорогих авто с АКПП является «задумчивость»: быстрые маневры не всегда удается осуществить.
МКПП: для практичных
Bодитель, привыкший ездить на «механике», обычно яро защищает этот тип трансмиссии. И хотя через несколько лет изнашивается диск сцепления и выжимной подшипник, плюс в том, что при езде на «механике» сохраняется ощущение контроля над машиной. Например, переход на пониженную передачу (для резкого старта, быстрого разгона или выхода из аварийной ситуации) происходит без паузы, а если стоит задача сэкономить топливо, водитель чуть раньше, чем положено по техпаспорту, может переключаться на повышенные передачи. Несмотря на возможные проблемы со сцеплением, механическую трансмиссию можно отремонтировать на любой СТО, куда можно (в отличие от авто с «автоматом») доехать на буксире. Зимой же, если нужно, к примеру, выбраться из сугроба, можно без опаски для техники экспериментировать с переключением передач «до победы». Увы, все эти преимущества меркнут после движения автомобиля по городским пробкам. Многие водители жалуются, что после 2—3 часов вождения у них начинают болеть икроножные мышцы, а сам механизм переключения отвлекает от руля.
Разница в стоимости
Хотя авто с механикой при прочих равных условиях всегда будет дешевле версии с автоматом, но разница в данный момент уже не особо значительна.
А что с обслуживанием? На одном из СТО рассказали, что у авто с АКПП нужно раз в 60 тыс. км (или 2—2,5 года) менять масло и трансмиссионный фильтр. Но если условия эксплуатации тяжелые (постоянная езда в пробках, полная загрузка салона, езда с прицепом либо в сельской местности), то дополнительно раз в год нужно доливать трансмиссионное масло. У авто с механикой масло меняют лишь раз в 5 лет.
Ошибки при вождении
Надежность АКПП зависит не столько от техники, сколько от квалификации водителя. Мы выбрали типичные ошибки, которые приводят к поломке таких трансмиссий либо авариям.
РЕЗКИЙ СТАРТ. Если на селекторе КПП нет спортивного режима (S), авто не рассчитано на гонки. Частые резкие нажатия на педаль газа снизят ресурс коробки в разы (до 3—5 лет вместо 10—12).
ПАРКОВКА. Резкий переход с паркинга (Р) и заднего хода (R) на движение вперед (D) приводит к выходу из строя сцепления, а также шестеренок трансмиссии (ремонт обойдется в $800—1000). Чтобы избежать этой ошибки, лучше после каждого переключения делать секундную паузу, во время которой сверять показания передачи на панели приборов с положением селектора.
ПУТАНИЦА С ПЕДАЛЯМИ. Водители, пересевшие с «механики» на «автомат», часто путают газ и тормоз. Результат — ДТП. Особенно велик риск попасть в аварию, если водитель одновременно нажмет на педаль и тормоз. Ошибка из этой же серии — торможение левой ногой, которая должна всегда находиться на полу и не участвовать в процессе управления.
ПОТЕРЯ ЧУВСТВА СКОРОСТИ. Водители авто с «автоматом» часто ездят слишком резко, постоянно меняя ряды. Связано это с тем, что если на авто с «механикой» водитель перед маневром переходит на пониженную 2-ю или 3-ю передачу, заблаговременно снизив скорость, то на «автомате» этого не требуется. Если водитель не перестроится на более плавную езду, он становится опасным на дороге.
- Версия для печати