- Новости :: Вокруг автоВыпуск № 28 (372) от 10.07.2014
- За что могут остановить водителя
Причины остановки – популярные и малоизвестные
В какое бы время и в каком бы месте ни тормознули водителя, ему всегда кажется, что инспектор Госавтоинспекции не прав. Но у сотрудников ГИБДД в запасе имеется как минимум чертова дюжина причин для остановки. Так в каких случаях они взмахивают своей волшебной палочкой, чтобы тет-а-тет пообщаться с водителями?
Выехал на забитый перекресток?
Без сомнений, главная причина для остановки водителя – нарушение правил дорожного движения. Если на трассе это прежде всего превышение скоростного режима или выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен, то в городе особо не разгонишься, разве только ночью. Да и скоростной режим в основном фиксируют камеры (к примеру, по Татарстану свыше 70% нарушений ПДД, а речь идет почти о 4 миллионах нарушений в год, фиксируют автоматические комплексы фото– и видеофиксации), а не сотрудники.
Так что чаще всего попасть в крепкие «лапы» инспектора водитель может за то, что не пропустил пешехода на зебре. Или проскочил на красный свет. Или ехал с непристегнутым ремнем. С учетом того, что в городе повально запретили левые повороты, это стало актуальной причиной для остановки. Тем более что штраф за поворот, там, где нельзя, теперь достигает 1000-1500 рублей.
Тормознуть водителя могут и за то, что выехал на забитый перекресток, несмотря на то, что перед носом висит большой баннер с бараном и надписью: «Выехал на забитый перекресток? Молодец!»
Проскочил стоп-линию и попал в поле зрения инспектора? Жди – обязательно остановят. Не включил фары – еще один повод пообщаться с гаишником. Не пропустил машины с проблесковыми маячками и сиреной – готовь документы и кошелек.
Объявлен план «Перехват»
«Однажды за мной два перекрестка гналась гаишная машина с сиренами. Я поняла, что преследуют именно меня только тогда, когда сотрудник приказал в громкоговоритель прижаться к обочине. Я была уверена, что ничего не нарушила, о чем свидетельствовал мой видеорегистратор, но от греха подальше остановилась. Оказалось, что угнали машину, похожую на мою, и сотрудникам Госавтоинспекции объявили план «Перехват». Убедившись в том, что я не та, кого разыскивают, меня с извинениями отпустили.
План «Перехват» – это вторая по популярности после нарушений правил ПДД причина, когда водителя могут остановить. Если вас попросят припарковаться у обочины, а вы не преступник, то ничего страшного не случится. Главное, чтобы документы были в порядке и больше не к чему было придраться.
Нужна ваша помощь
Не исключено, что на дороге может потребоваться ваша помощь. Поэтому сотрудник Госавтоинспекции вправе остановить вашу машину, чтобы вы помогли ему на месте аварии или выступили в качестве свидетеля при ДТП.
Сейчас видеорегистраторы имеются практически в каждой машине, и полицейским будет легче восстановить картину случившегося, поэтому всех водителей, которые в момент ДТП проезжали мимо, могут попросить немного задержаться.
Нюх на пьяных
Если водитель едет по дороге слишком неуверенно или, напротив, лихачит, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что он пьян.
Зачастую водителей навеселе ловят ночью или утром, во время похмелья. На вопрос, как гаишники распознают, что за рулем может находиться пьяный, они не могут дать прямого ответа. Говорят, что у них на алкоголиков нюх. В 90% случаев чутье их не подводит.
Распознать, что водитель пьян, можно уже с первого раза. Характерный запах не скроют никакой «антиполицай» или зерна кофе. Но даже если запаха нет, а сомнения остаются, прежде чем предложить водителю пройти освидетельствование, полицейский может попросить его пройтись по прямой. А закрепить подозрения помогут только алкотестер или освидетельствование в больнице.
Понятым будешь?
Кстати, чтобы привлечь того же пьяницу к ответственности, инспектору нужны будут понятые. Проще всего привлечь водителей, которые проезжают мимо. Понятые также могут понадобиться при осмотре автомобиля или при ДТП.
Правда, отмечают инспектора, немногие охотно соглашаются быть понятыми, они считают, что их потом будут вызывать на разборы и затаскают по судам. А в действительности они путают понятия «свидетель» и «понятой».
По закону свидетель – это тот человек, которому известно что-либо по делу. А понятой лишь удостоверяет своей подписью факт процессуальных действий, которые совершаются на его глазах. К примеру, осмотр багажника. Кстати, при составлении административного протокола понятых должно быть не меньше двух.
Предупредить вас об опасности
Если вас на дороге останавливает полицейский, это еще не означает, что последует наказание. Бывает, что инспектор по долгу службы должен предупредить вас об опасности. К примеру, на дорогу сошла лавина или обрушился камнепад. Или прорвало теплотрассу, и столб горячей воды вырвался наружу, что, кстати, случается чаще, чем лавина и камнепад. Могут остановить на выезде из города, если надвигается буран и трассу в любую минуту может накрыть снегом. Решение о том, разрешить проезд или запретить, принимает начальство, дело инспектора предупредить об опасности и в случае угрозы жизни или здоровью людей не пустить их на место ЧП.
По витиеватым обстоятельствам
У инспекторов есть такое понятие, как опрос водителей и пассажиров. Мне лично лишь однажды пришлось с этим столкнуться. Дело было в Волгоградской области во время ралли-рейда, когда я ехала на пресс-каре с наклейками гонки. На посту нашу машину остановил нарядный полицейский. Улыбнулся и сказал: «Вы не переживайте, я просто хотел узнать, как проходит гонка? И еще заметил, что у вас татарские номера, а наших как раз на Универсиаду отправили работать». Так мы минут десять с ним и проговорили.
А если серьезно, остановить для опроса инспектора могут в случае, если произошло ДТП или, как прописано в инструкции, требуются пояснения «об иных обстоятельствах». Сами инспектора называют эту причину «витиеватым обстоятельством». Но раз оно разрешено законом, то и по этой причине тоже могут остановить.
Помочь в оказании первой помощи пострадавшему
Крайне редко, но остановить инспектор может и для того, чтобы попросить помочь в оказании первой помощи пострадавшему. И хотя с лета 2010 года из наших аптечек исчезли лекарства и остались только бинты и жгуты, как раз перевязочные материалы и могут понадобиться полицейским, чтобы, к примеру, остановить кровотечение.
Оказывать другую медицинскую помощь водители без специального образования не только не могут, но и не имеют права, чтобы не нанести пострадавшему еще больший вред. Лучшая помощь при ДТП – как можно скорее вызвать экстренные службы.
Гражданин, пройдемте!
Если водитель сомневается, что на трассе дежурят сотрудники Госавтоинспекции (а такие подозрения обоснованы, если вблизи нет служебной машины) и тогда он имеет полное право не останавливаться, то мимо поста проехать нельзя.
Несмотря на то, что стационарные посты ДПС исчезают на глазах, на оставшихся из них инспектора имеют полное право остановить водителя без какой-либо причины. Просто для проверки документов. Потому как только у сотрудников стационарного поста остались широкие полномочия в отношении автомобилистов.
Если с документами все в порядке: машина не числится в розыске, а водитель не лишен водительских прав, – времени проверка займет немного. Инспектор также может проверить все штрафы, которые накопились у водителя. И если автовладелец не спешит их оплачивать, сотрудники Госавтоинспекции вправе проводить должника в суд, где уже судья будет решать, отпустить водителя с двойным штрафом, закрыть на 15 суток или отправить подметать дворы.
Номера не сходятся
Сейчас уже крайне редко водителей останавливают затем, чтобы сверить номера узлов и агрегатов. Для этого нужны очень веские основания, такие как подозрения, что машина в угоне или была засвечена при совершении преступления.
В былые времена подобная сверка могла принести хозяевам подержанных иномарок большие неприятности. Нередки случаи, когда прежние владельцы продавали свое авто за рубеж, а потом, чтобы получить еще и страховку, объявляли ее в розыск. Сейчас такие случаи – исключение из правил.
Поступила ориентировка
Не на все угнанные машины объявляется план «Перехват». Бывает, что ориентировки на пропавший автомобиль желтеют от времени, и успех зависит только от бдительности инспектора и его опыта. Засело, к примеру, занозой в мозгу, что когда-то был угнан автомобиль той же модели и цвета, которая нравилась гаишнику, и попалась она ему однажды навстречу. Будьте уверены, эту машину он не упустит. Тем более что повод для остановки есть – ориентировка.
В погоню!
Как выяснилось, погони бывают не только в фильмах. Преследование подозреваемого – обычное дело. Но, как правило, для этого полицейские используют собственные машины.
И хотя в Госавтоинспекции не ведут отдельной статистики, сколько водителей они остановили, чтобы пуститься на их машинах в погоню, такие ситуации редко, но встречаются.
Отказать в предоставлении своего автомобиля водитель не имеет права. Но если что-то случится с машиной, ходить по судам придется уже водителю.
Вместо «скорой»
Жизнь человека, попавшего в аварию, порой зависит от нескольких минут. А «скорую» порой приходится ждать на трассе не меньше 20 минут. Так что инспектор может принять решение доставить пострадавшего до ближайшей клиники на попутке.
Кстати, попросить отвезти в больницу полицейский может и в случае, если у женщины начались роды. И тогда водителю остается надеяться, что принимать их не придется…
С. Брайловская «РГ».
- Версия для печати