- Новости :: Вокруг автоВыпуск № 18 (258) от 02.05.2012
- Летняя резина
Если для зимней обуви весна – это время «ухода на пенсию» (ее ждет либо помойка, либо дачный участок), то для автомобиля – это просто очередная смена сезонов. Только машина стала старше на одну зиму, мотор пополнил копилку своего опыта очередной порцией экстремальных утренних запусков, салон впитал в себя несколько литров грязного талого снега, а покрышки в неравном бою со льдом, снегом и колдобинами растеряли шипы и теперь радостно касаются сухого асфальта своим щербатым телом.
Зачем менять резину?
Все известные производители делят автошины на летние и зимние и, исходя из этого, выстраивают на своих заводах технологический процесс. Поэтому не удивляйтесь, если в конце зимы вы не можете найти нестандартный размер зимней шины, а под занавес лета – летней. Контрактные поставки зимних автошин производятся с июля по декабрь, летних – с января по июнь.
Летние автошины из-за специальных добавок в состав резиновой смеси на жаре не «плывут» и меньше изнашиваются. Зимние на морозе не «дубеют», остаются эластичными к ударам.
В летних и зимних шинах используются разные сорта резины. Зимние шины мягче, и если на них ездить летом, вы просто добьетесь ее непригодности в будущем.
Летняя резина тверже, одно из ее свойств – в мороз практически полностью исчезает сцепление с дорожным покрытием. У зимней и летней резины разный рисунок протектора.
Стоит ли обновить покрышки?
По ГОСТу, которым руководствуются в ГИБДД при проведении техосмотра, высота рисунка протектора шин у легковых автомобилей должна быть не менее 1,6 мм. Однако эксперты по безопасности рекомендуют менять резину на новую, если протектор на летних покрышках стерся до 2 мм (на зимних – до 4 мм). Если собрались менять покрышки на новые – меняйте все сразу. Не стоит следовать советам – менять шины лишь на ведущих колесах (передних или задних, в зависимости от типа привода). Автомобиль, обутый в разнотипные шины, резко теряет устойчивость на дороге. И конечно, меняйте шину, если заметили на ее поверхности вздутия, порезы, сквозь которые виден корд.
Нужен ли второй комплект дисков?
Эксперты оставляют это на усмотрение автовладельцев. От перебортирования резиновые покрышки никак не страдают. Разве что шины на дисках удобнее хранить – в горизонтальном положении стопочкой, в то время как покрышки без дисков рекомендуется устанавливать вертикально. Кроме того, имея два комплекта колес с дисками, можно сэкономить на услугах шинников, самостоятельно переставив шины в гараже. Однако через пару лет все равно придется ехать на поклон в шинный центр – покрышки, как правило, не служат дольше двух-трех сезонов без потери потребительских свойств. Так что экономия выйдет мизерная.
Обозначения шин
Практически все, что вам нужно знать о шине, нанесено на ее боковую поверхность. Если вы посмотрите боковину любой шины, то обнаружите там буквенно-цифровой код, который может выглядеть, например, так: 175/70 R14 84Q.
Каждая буква и цифра заключает в себе важную информацию, позволяющую определить, подходит ли данная шина к вашему автомобилю. Надписи на шинах, с точки зрения автолюбителя, можно разделить на основные и информационные.
Основные надписи выполняют крупным рельефным шрифтом и сообщают потребителю следующую информацию: название фирмы-изготовителя, модель шины, размер, тип шины, индексы скорости и грузоподъемности.
В некоторых случаях перед буквенно-цифровым кодом приводятся дополнительные буквы, обозначающие тип автомобиля, для которого предназначена шина. Так, буква «Р» ставится на шинах, предназначенных для легковых (Passenger), а «LT» – малых коммерческих (Light Trucks) автомобилей.
Дата производства обозначается четырьмя (или тремя) цифрами: первые две – неделя года (в году 52 недели), вторая (вторые две) – год. Например: «2311» означает «23-я неделя 2011 года»; а «199» – «19-я неделя 1999-го».
Разберемся с индексами допустимой скорости. Они, как указывалось выше, буквенные, а именно: L – 120 км/ч; М – 130; N – 140; Р – 150; Q – 160; R – 170; S – 180; Т – 190; Н – 210; V – 240 и W – 270 км/ч. Индексы скорости ставятся сразу после индекса грузоподъемности. Если индекса скорости нет, то допустимая скорость не превышает 150 км/час. Индексы грузоподъемности цифровые. Чем больше число индекса, тем больше грузоподъемность – «72» – 355 кг; «76» – 400 кг; «82» – 475 кг; «84» – 500 кг; «95» – 650 кг.
Важно также помнить, что написание обозначения характеристик шин могут несколько отличаться от приведенного выше примера у разных производителей вследствие различных подходов к сертификации.
Брак или не брак?
1. Обращайте внимание на цвет маркировки сбоку шины. Красным и белым цветами показаны самые проблемные участки резины. Благодаря этому мастерам на шиномонтаже будет проще работать.
2. Посмотрите на внешний вид резины. Убедитесь, что она новая, и не имеет никаких потертостей. Желательно приобретать шины так, чтобы товар, у которого партия и дата выпуска одинаковы, были на одной оси.
Бывает, в магазине с прошлого года лежит резина. Да, в свое время ее можно было эксплуатировать. Однако есть вероятность, что в холодное время года она замерзала на раскладке, весной она находилась под дождем, летом же – пеклась на солнце. И так могло продолжаться несколько лет.
Считается, что если шина неправильно хранилась, то за год ее свойства станут хуже где-то на 20-30%. Именно поэтому желательно покупать только «свежие» покрышки.
3. Следующее, на что нужно обратить внимание – это рисунок протектора. Он считается визитной карточкой изготовителя. Этот показатель играет большую роль. От него зависит, хорошее ли будет сцепление у этих шин.
4. Далее проверьте индекс нагрузки. Первые две цифры говорят о том, какая нагрузка допускается на одно колесо. За ними следуют одна или пара букв. Они свидетельствуют о максимальной скорости.
К примеру, на резине за типоразмером 19570 R15 стоит маркировка 90V. 90 – означает нагрузку на колесо, она равна 600 кг. Буква «V» говорит о самой большой скорости – 240 км/ч.
Эксплуатируем правильно
1. Давление воздуха в шинах должно быть отмечено как в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля, так и маркировано на вашем автомобиле. Значение давления относится к холодным шинам, оно не должно опускаться ниже. Шины в нагретом состоянии, например, в результате езды имеют повышенное давление. Никогда не выпускайте воздух из нагретых шин, иначе давление упадет ниже нормы.
Необходимо проверять давление в шинах в их холодном состоянии каждые две недели. Не забывайте проверять давление и в запасном колесе. Если давление слишком низкое, то шина начинает нагреваться и может получить внутренние повреждения. Скрытые повреждения шины исправить обычно никто не успевает.
2. Наезжайте на бордюры тротуаров медленно и по возможности под прямым углом. Не наезжайте на высокие и остроугольные бордюры тротуаров или другие объекты (например, камни), поскольку это может привести к невидимым повреждениям в шине (разрыв корда и трещины), что позже вызовет проблемы.
3. Регулярно проверяйте шины на наличие посторонних предметов, например, камней, гвоздей и тому подобного, которые могут проникнуть в глубину резины, а также на наличие порезов, разрывов или грыж (в боковине). Посторонние предметы также могут повредить шину изнутри. Камни, гвозди, стекла необходимо удалить.
4. Резина покрышек стареет, даже когда их не используют или используют мало. Если ваша запасная шина не используется несколько лет, вам следует ею пользоваться только в случае необходимости и ехать с осторожностью.
5. Регулярно проверяйте глубину рисунка протектора ваших шин. Убедитесь, что ваши шины соответствуют требованиям законодательства к глубине рисунка протектора.
- Версия для печати