Связь с оценками |
Наконец-то чиновники решили взяться за смартфоны! Министр образования России Ольга Васильева считает, что ученикам нужно запретить пользоваться гаджетами на уроках. Оценка предполагаемого новшества для школьников Мордовии, - в нашем материале. Первый звоночек Запрещать смартфоны на уроках или нет? Жаркая дискуссия по этому поводу в России разгорелась как раз с началом учебного года. «Масла» в огонь подлила Франция, где с 1 сентября стал действовать закон о запрете мобильников в школах. Министр образования России Ольга Васильева поддержала такую инициативу. - Рано или поздно мы тоже к этому придем, - считает министр. - У нас уже есть школы, где дети складывают телефоны перед уроком в специальные контейнеры. При этом есть контрольный телефон у учителя для связи с родителями. В общем, это вопрос времени и, скорее всего, недалекого. Как показал недавний опрос ВЦИОМ, 83 процента россиян убеждены, что телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться. Также абсолютное большинство наших сограждан уверено: введение таких ограничений поможет детям учиться лучше. Примечательно, что «за» запрет гаджетов в школе и родители, у которых нет детей школьного возраста. Видимо, они беспокоятся за будущее своего подрастающего чада или уже хлебнули сполна из-за интернет-зависимости ребенка. - Сегодня практически все россияне от мала до велика постоянно «на связи» благодаря тотальному распространению сотовых телефонов, - комментирует результаты исследования гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Теперь стали видны и негативные аспекты этого явления. Инициатива ограничить использование телефонов на уроках поддерживается респондентами всех возрастов и рассматривается только как способ повысить их концентрацию на учебе.
Кому это надо Предполагаемое новшество всколыхнуло и общественность Мордовии. Как и ожидалось, не все восприняли его положительно. Понятно, что школьники отказываться от смартфонов не хотят ни при каких обстоятельствах. Без мобильников они теперь не передвигаются даже по квартире. Немало случаев, когда школяры и на уроках умудряются отправлять друг другу «эсэмэсмки». Общение в сети многих затянуло, как трясина. Но дело здесь не только в банальной зависимости от мобильника. Молодое поколение не скрывает, что интернет помогает им учиться. Дело здесь не только в расширении кругозора, но и в … списывании. Сегодня в свободном доступе готовые ответы по домашним заданиям и даже контрольным тестам, самостоятельным работам по всем предметам и, пожалуй, по всем образовательным программам. То есть достаточно уметь пользоваться интернетом, грамотно списывать, и ты уже отличник! Это, кстати, не секрет и для родителей школяров. Многие взрослые специально покупают детям дорогие мобильники, чтобы им удобнее было списывать на уроках. Поэтому новость о запрете сотовых телефонов, скажем прямо, застала врасплох не только детей. Есть родители, которые надеются на гаджеты, как на репетиторов. - Один раз потратился, а потом плати только за связь - это еще и экономно, - признается Людмила Ивановна (по понятной причине она не захотела называть свою фамилию). – А репетитору надо платить бешеные деньги. В голове у ребенка мало что останется? Я так не считаю. Сегодня жизнь другая и требуются другие навыки. Кому нужны зубрилки? Зато он у меня любую программу скачает и установит, компьютер знает, как свои пять пальцев. Нас пугает только ЕГЭ – там точно гаджеты под запретом. Но к тому времени можно и репетитора нанять, а может быть, и списать еще получится… Уроки мобильника К удивлению, даже педагоги восприняли предполагаемое новшество неоднозначно. Телефоны, конечно, отвлекают детей на уроках, но иногда и в помощь – учителю. Например, когда на перемене надо, чтобы ученики тихо посидели в классе, а не бегали по коридорам. Тогда педагоги разрешают поиграть в телефоны, а на уроках их просят отключать. Понятное дело, что послушаются не все. Это не секрет и для учителей. Но иногда на это они предпочитают закрывать глаза: если ученик без ошибок спишет ответы к заданиям, то это уже хорошо. За успеваемость в классе ведь тоже надо бороться, а каждому много времени не посвятишь! Но об этом учителя говорят лишь в неформальной обстановке. Официальная версия (после беседы с несколькими саранскими педагогами) такова: гаджеты в школах надо запрещать! Они мешают учиться. - Интернет - это благо! Он должен быть у современного школьника, - говорит педагог из Саранска, которая сейчас работает в Москве, Ирина Лаврова. – Сегодня многие задания нельзя выполнить без дополнительной литературы. Зачем тратить время на посещение библиотек, когда можно заглянуть в электронное книгохранилище?! Но пользоваться виртуальной информацией надо очень осторожно и под контролем взрослых. Если дети будут постоянно списывать, то, конечно, о каких знаниях можно говорить? А на уроках гаджеты используются только с этой целью или для развлечений, но никак не для расширения кругозора. В некоторых школах Москвы борьба с мобильниками идет уже давно. Но это специализированные учебные заведения, администрация которых нацелена на высокие результаты. Взялись за ум Однако проблема гораздо глубже, чем, кажется, на первый взгляд. Истинная причина беды – не в гаджетах, а в том, что дети остались с ними один на один. Они заменили им учителей, родителей, друзей. Ведь если даже запретят гаджеты в школах, то дети с ними ни на секунду не расстанутся дома. В чем тогда смысл реформы? Как любят говорить учителя на родительских собраниях, эффект в обучении виден только тогда, когда учитель работает в тандеме с родителями. Если в школе одни нормы, а дома другие, то ребенок будет поставлен в двойные рамки. - Гаджеты запретить школьникам давно пора, - считает саранский психолог, многодетная мама и блогер Людмила Шевелева. – Но этот вопрос прежде всего нужно решать внутри семьи. Если родители будут разрешать, а школа запрещать, ничего хорошего не получится. Отучить ребенка от гаджета очень просто. Нужно сделать так, чтобы с родителями ему было интереснее, чем в интернете. На практике это выглядит как укрепление привязанности. На любом этапе подростка можно вернуть, было бы только желание родителей. - А как быть, если родители целыми днями на работе? - Мама с папой могут поучаствовать в выборе подходящего вида спорта либо другой секции по интересам ребенка. При этом особое внимание надо обратить на личность тренера. А в выходные дни просто необходим полноценный контакт с родителями: разговоры по душам, объятия, посещение гостей, выставок, парков, прогулки, посиделки в кафе... Можно даже составлять коллаж из воскресных семейных фото. К нему ребенок будет обращаться, когда захочет вспомнить теплоту семейных уз…Проблема кроется далеко не в подростках, а во взрослых. К слову, в семьях, где по-настоящему интересуются успехами детей, не бывает проблем и с их успеваемостью. Конечно, проще, чтобы ребенок делал уроки самостоятельно. Но таких детей сегодня очень мало, поэтому пусть помощь ученикам окажут лучше их родители, чем всезнающий «Интернет». Поддержка близких людей гораздо важнее безликого информатора. С.Медведева. Кстати А как у них? Запрет мобильных телефонов в школах - достаточно распространенная международная практика. К примеру, в Великобритании сотовые запрещены в абсолютном большинстве школ. К примеру, в 2015 г. запрет улучшил успеваемость по итогам тестов 16-летних учеников на 6,4%, что эквивалентно дополнительной учебной неделе в году. Исследование 2016 г. показало, что школьников, которых отвлекали мобильные оповещения социальных сетей, значительно хуже усваивали даже интересный материал. Школы, «свободные от смартфонов», появились и в Италии. Перед входом в класс школьники складывают свои мобильные телефоны в специальные ячейки. Воспользоваться ими до конца учебного дня они не смогут. Открыть «хранилище» в конце занятий сможет лишь учитель, которому выдан специальный код. Недавно запретили включать мобильники в школах и во Франции. Этот закон в первую очередь касается начальной школы, а также колледжей, средней школы, где обучаются подростки в возрасте с 10 до 15 лет. Закон не требует от них оставлять мобильные телефоны дома. Однако, зайдя в школу, ученики должны их выключить. У них есть выбор: оставить телефон в портфеле или же сдать его в специальное хранилище с именными боксами.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |