Сила музыки огромна

Учитель года-2012  города Саранска Наталия ЛАРИНА знает, как увлечь школьников музыкой

В главном учительском конкурсе города победу одержала педагог школы №24. Молодая, энергичная и компетентная Наталия Ларина идеально соответствует образу современного преподавателя. Ее называют учителем прекрасного, ведь она ведет сразу три предмета, посвященных высокой теме: «музыка», «МХК», «искусство». А еще она успевает руководить хором и двумя школьными ансамблями для малышей и старшеклассников.

 

 

Подыграл предмет

- Изначально я не была настроена на победу, - рассказывает Наталия Петровна. – Хотелось просто попробовать свои силы, поскольку в конкурсе участвую в первый раз. Очень сильно волновалась. Все участницы были достойными соперницами.

Конкурсная программа состояла из нескольких этапов. В первые дни учительница музыки стабильно занимала вторые места, а в финале вырвалась вперед: получила высшие баллы за визитку и мастер-класс. В этом ей немного подыграл ее предмет.

- Музыка – самый эмоциональный вид искусства, - считает лучший педагог города. – Мне удалось наладить хороший контакт с залом. Во время мастер-класса мы пели, водили хороводы. Членам жюри я раздала музыкальные инструменты: ложки, бубны, трещотку, рубель - получился импровизированный оркестр. Музыка зарядила всех энергией и подарила массу положительных эмоций, поэтому и такие оценки (улыбается).

Но если серьезно, то это огромный труд. Моя победа – это заслуга всей школы. В одиночку я бы не справилась. Огромное спасибо за поддержку коллективу и моим ученикам.

 

«Попсу не слушаю»

Несмотря на то, что многие школьники сейчас предпочитают эстрадных исполнителей, уроки Наталии Петровны любят все.

- Нужно заинтересовать ребенка той музыкой, которую изучают в школе: классической, народной, духовной, - считает педагог. – Если ученики спрашивают: «Когда будем слушать попсу?». Я им отвечаю: «Сегодня мы будем говорить только о прекрасном». Не скажу, что попса плохая, но она ничему не учит – это песни-однодневки. Музыку следует разделять на легкую, которая сегодня яркая, а завтра забылась, и серьезную, прошедшую испытание временем.

Я попсу практически не слушаю. Современные исполнители часто выглядят на сцене неприлично. Хочется сразу отключить телевизор, чтобы ребенок этого не увидел. Музыка должна нести добро, а не разрушение.

- Кроме классики Вы что-нибудь еще слушаете?

- Мне нравится шансон. У бардов осталась порядочность. Среди исполнителей предпочитаю Елену Ваенгу. Особенно люблю песню «Шопен». Приятный тембр голоса у Стаса Пьехи…

- Нужно ли перевоспитывать музыкальные вкусы у молодежи?

- Считаю, что нет. Нельзя сказать: это – слушай, а это – не надо. Со временем ребенок сам отсеет ненужное. У меня есть ученица – умница-отличница, а слушает… рок. На нее он не оказал дурного влияния. В первую очередь от человека зависит, что он услышит в музыке.

 

В музыке – сила!

- Музыку в школе многие всерьез не принимают, считают ее легким предметом. Если ребенок получит пятерку за решение математической задачи, его хвалят, а за пение – не принято.

- Если предмет легкий, то почему некоторые тройки получают? У меня позиция -«вытягивать» детей. Поставить двойку проще всего. Лучше стимулировать ребенка разобраться в материале. Музыка – не второстепенный предмет. Она хорошо развивает ребенка, формирует чувство ритма и даже поддерживает здоровье. Давно доказано, что классика плодотворно влияет на работу мозга. Неслучайно её «прописывают» беременным для релаксации. Есть произведения, которые окрыляют и вдохновляют. Сила музыки огромна! Взять хотя бы симфонию Бетховена №5. Именно ее ритм во время Великой Отечественной войны настукивали пленные поляки, чтобы поддержать друг друга. Очень много позитива исходит от музыкальной иллюстрации Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель». В каждом произведении Чайковского слышится любовь к родной земле. Произведения Моцарта несут в себе жизнерадостность. Если слушать классику, точно никогда не постигнет депрессия, и всегда будешь на волне.

- С этого года ввели новый предмет «искусство». На ваш взгляд, не скучноват ли он для школьников?

- Нет, наоборот, он им очень нравится. Во-первых, уроки построены в форме диалога и беседы, поэтому скучать на них точно не приходится. А, во-вторых, темы предмета очень интересные и актуальные: дизайн, интерьер, фотографии, современная архитектура и т.д.

На этих уроках мы также слушаем музыку.

- Вы играете на фортепиано. Какой инструмент еще хотите «освоить»?

- Мою мечту – играть на гитаре осуществил мой сын. Ему десять лет, и он уже грезит создать свою музыкальную группу. Надеюсь, что этот интерес в будущем не пропадет.

С.Родионова.


Personal web page Mordovia newspaper (с)