В начале было слово…

В Мордовии обсуждается внедрение школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Религии в школе быть. Это уже факт, причем для всей России. Еще в 2009 году Президентом России Дмитрием Медведевым был подписан указ, включивший курс «Основ религиозной культуры и светской этики» в школьную программу в качестве федерального компонента, при условии удачного апробирования в нескольких регионах. Так как эксперимент признан удавшимся, с этого года новый предмет обязателен для всей страны. Для Мордовии введение нового курса – тема отдельная. Больше пяти лет в наших школах практикуются преподавание основ православной и исламской культуры. В целом опыт вроде считается успешным. В чем же отличие уже имеющихся курсов от вновь вводимых?

 

 

- В основе нового курса лежит принцип добровольности, - пояснила заместитель министра образования Республики Мордовия Елена Солдатова. – Родители или учащиеся самостоятельно выбирают модуль, по которому будет вестись обучение.

Курс для каждого из модулей, включая ОПК, будет состоять из четырёх блоков, причём  первый и четвертый блоки, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всех учеников вместе.

Основы религиозных культур и светской этики – курс, находящийся на стыке младшей и средней школы, в этом еще одна его уникальность. Эти уроки рассчитаны на 4-ю четверть IV класса и 1-ю четверть V класса.

- Некоторые школы республики в пилотном режиме уже в этом полугодии приступили к изучению курса и продолжат его изучение в пятых классах – так, как это предполагалось в Министерстве образования Российской Федерации, – поясняет Елена Солдатова. – А уже с первого сентября в соответствии с приказом Минобра данный предмет будет введен в виде учебного плана (то есть это уже не будет внеурочной деятельностью) во всех без исключения школах республики. Сейчас мы проводим мониторинг – кто какой модуль выбрал. В соответствии с результатом будет формироваться образовательная база.

- Курс основан на нравственных идеалах. Мы надеемся, что каждый из модулей принесет свои результаты. Курс затронет не только детей, но и их родителей: каждый урок рассчитан на домашнее задание с участием мам и пап. Это такие темы, как «Моя родословная», «Моя семья», «Россия – моя Родина» и так далее.

Очевидно, что функционеры от образования учтут опыт, полученный в ходе внедрения республиканских курсов основ православной и исламской культуры. Возникали трудности: педагоги сталкивались с непониманием и отрицанием необходимости изучения этих дисциплин со стороны учеников и их родителей.

- Люди бывают разные, и подчас многие родители решительно настроены против изучения их детьми основ той или иной религии, - прокомментировала педагог высшей квалификационной категории Юлия Горшкова. – И нельзя сказать, что такая ситуация становится результатом безграмотности учителей. Педагоги систематически повышают свою квалификацию, участвуют в семинарах, но с подобными трудностями также сталкиваются.

Добровольность изучения блоков, по идее, должна эту проблему снять. Хотя сама идея разделения курса на блоки также не осталась без критики, которую озвучил в Москве член Общественной палаты и президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин:

«Во-первых, это детей разделяет, идентифицирует здесь религиозную принадлежность в зависимости от выбранного блока, создаются условия для деления «наш – не наш». Во-вторых, теряется сама идея ознакомления детей с многообразием и особенностями религиозных культур. В-третьих, создаются дополнительные трудности для родителей в выборе. У нас есть сведения, что в некоторых регионах школы навязывают родителям конкретные блоки. И, в-четвертых, из-за различия блоков по содержанию есть проблемы с подготовкой преподавательского состава». 

С последней перечисленной проблемой успела столкнуться и Мордовия, уже в рамках изучения регионального курса основ исламской культуры.  К примеру, восьмиклассники, изучающие основы мусульманства, вряд ли адекватно воспримут понятия «мульк», «закят» или «джихад». Безусловно, учебник научно выверен, его автор – Александр Мартыненко – востоковед мирового уровня. Но профессора Мартыненко не размножишь на десятки республиканских школ. Подростковый возраст берет свое, и попытка учителя истории объяснить, чем сунниты отличаются от шиитов, отнюдь не всегда увенчается успехом.  

- Проходило апробирование: наши ученые, специалисты из университета и пединститута создали учебники по основам православной и исламской культуры, которые введены в большом количестве в образовательных учреждениях, - поясняет Елена Солдатова. - Да, действительно, идут споры о некоторых понятиях, сложных для данного возраста. Поэтому перед нами встала задача максимальной методической подготовки учителей, чтобы они смогли доступно и понятно изложить сложные и незнакомые темы.

Елена Солдатова особо акцентировала внимание на том, что преподавание не будет осуществляться духовными лицами: 

- Во всех общеобразовательных учреждениях курс носит светский культурологический характер. Поэтому преподавать его могут только светские учителя. Не священники, не имамы.

- Преподаватели из школ и представители традиционных конфессий будут взаимодействовать, - сказал епископ Темниковский и Краснослободский Климент. – Для учителей должны быть организованы семинары, где нужно рассматривать религиозные аспекты, не всегда понятные светскому человеку. Учителя смогут овладеть всеми тонкостями преподаваемого предмета.

- Общее количество часов не увеличивается, - обрадовала заместитель министра. – Предмет внедряется за счет того времени, которое было в компоненте образовательного учреждения. То есть курс вводится в резервные часы.

Как бы там ни было, но дискуссии относительно вводимого курса будут вестись долго, и это, наверное, к лучшему. Вчера, например, в пединституте состоялся республиканский семинар-совещание, посвященный новому предмету.

- То, что стало возможным преподавание такого предмета – пример совместной работы духовенства и власти, - прокомментировали епископы введение новой дисциплины. Им вторил и муфтий Фагим-Хазрат Шафиев. - Это возродит и укрепит те духовные устои нашего общества, которые были поколеблены прежде. Что касается самой дисциплины, то она никогда не потеряет своей актуальности: с помощью неё мы можем познать веру и культуру друг друга. Только так мы можем противостоять таким явлениям, как Pussy Riot (скандально известная группировка панк-феминисток), нападениям на представителей духовенства на Кавказе и так далее. В девяностые годы мы утратили духовный стержень, сейчас его нужно восстанавливать.

Сомнения учеников и их родителей относительно новой дисциплины со временем уйдут. Да и сейчас они во многом обусловлены не религиозностью уроков, а элементарной боязнью каких-либо реформ в области образования.

П. Семенов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)