«Гибель Гагарина волнует всех»

Легендарный космонавт Владимир Дежуров – о Мордовии, российской космонавтике, астронавтах и своем «звездном пути»

Cегодняшний день, 27 марта, для мировой космонавтики дата скорбная. Ровно 44 года назад разбился Юрий Гагарин. Родился первопроходец звездного неба тоже в марте. А в апреле полетел в космос. С того времени - поры резкого начала освоения космоса - прошло несколько десятилетий. Но внеземное пространство все также остается главной романтической мечтой миллиардов людей на планете. Лишь единицам удается пробить себе дорогу к звездам. Одним из них стал наш прославленный земляк Владимир Дежуров…

 

 

Все началось с «кукурузника»…

Он родился через год после полета Гагарина - в Явасе, в семье военнослужащих ЖХ-385. Вся страна грезила космосом, а уж тем более маленькие мальчишки.

- Космос был недосягаем. Мечта, как казалось, несбыточная. Но у меня была и другая – ближе и реальнее, но тоже очень романтичная. Небо. Еще в раннем детстве я понял, что хочу стать пилотом. И всё из-за… «кукурузника»! Самолеты «Ан-2» в советские времена летали из Саранска во все дальние районы, и мы с родителями очень часто добирались на них в столицу республики.

Сказалась и любовь к технике. Появившийся в доме мотоцикл определил хобби Владимира на долгие годы. По окончании десятилетки долго выбор не стоял: будущий Герой России поехал поступать в Харьков – в Высшее военное летное училище. Выпускные экзамены принимал сам Евгений Шапошников – генерал, в дальнейшем маршал авиации. Позже командующий еще раз сыграет огромную роль в жизни Дежурова.

 

Избежал трагедии – получил космос

Выражение «сквозь тернии – к звездам» как нельзя кстати подходит для описания пути Владимира Дежурова в отряд космонавтов.

1986 год. Карьера военного летчика Дежурова шла в гору. За штурвалом «Миг-23 М» Владимир участвовал в крупных учениях Одесского военного округа. Группа Дежурова должна была наносить по цели реальный огневой удар. При взлете у машины, загруженной под завязку боеприпасами и горючим, внезапно отказал двигатель.

- Я не знал, что происходит с самолетом. Упала тяга, взлетная полоса заканчивалась, в эфире орала команда катапультироваться. Решил уводить машину подальше от стоянки, чтобы весь аэродром не взлетел в воздух.

Дежуров довел самолет до самого конца, где уже установили улавливающую сетку. Только с последней плиты он катапультировался.

- После этого начался бюрократический кошмар. Проверки, комиссии, совещания, допуски. Сами учения отменили.
После ЧП Дежуров был обязан пройти проверочный полет на сложный пилотаж. Поддержка пришла с самого верха – проходить его вместе с Дежуровым прилетел бывший экзаменатор - сам генерал Шапошников. Испытание прошло – лучше не придумаешь. Следом за этим полетом летчика в очередной раз вызвали к командующему округом. В кабинете ждал космонавт Владимир Шаталов. Герой Советского Союза сразу огорошил: изучив дело Владимира Дежурова, ЦУП принял решение взять его в отряд космонавтов.

После этого Владимиру осталось только паковать вещи и переезжать в Звездный городок.

Ситуация, которая для обычного человека  могла стать кошмарным финишем карьеры, стала для Дежурова фантастическим взлетом.

 

В Звездном городке

 С декабря 1987 года Дежуров проходил курс общекосмической подготовки. Он уже женат, у него две дочери – Анне четыре года, Свете нет и одного.

- В Звездном городке нашей семье не было трудно. Люди вокруг занимались тем же, что и я. Перед новичками был пример уже летавших космонавтов – как они налаживали быт, как воспитывали детей.

Даже те десятки счастливчиков, которые отбирались из тысяч претендентов и попадали в заветные отряды, имели очень маленькие шансы полететь в космос. В экипажах оказывались единицы.

- Очень хорошо помню, что порадоваться у меня не получилось. Не было на это времени. Всё дело в том, что космонавт узнает, что стал членом экипажа за два дня до вылета. После этого к полету готовится не только основной, но и резервный состав. Тебя ставят в известность, что через два дня ты отправишься в космос. Тут не до веселья, сразу наваливается огромная ответственность.  



Бардак: с земли – в космос

Первое покорение Дежуровым космоса пришлось на середину 90–х. В стране был полный бардак. Его последствия пришлось испытывать даже космонавтам на орбите. Полет даже на фоне космических одиссей был необычным: ровно двадцать лет (с момента программы «Союз – Аполлон») на орбиту не выводились совместные экспедиции двух стран. Впрочем, с незапланированными трудностями пришлось столкнуться еще на стартовой площадке, где внезапно вспыхнул пожар. Хорошо еще, что полет вообще не был отменен…

Экипаж под командованием Дежурова обеспечивал стыковку станции «Мир» с «Атлантисом». На Землю космонавты должны были вернуться на американском «шаттле». И вот, перед самым прощанием со станцией, на орбите выясняется, что у российских космонавтов нет визы США. Американцы пошли на исключение – разрешили русским передвижение по стране, но только в пределах НАСА. В Хьюстоне Дежурову и Геннадию Стрыкалову торжественно открыли визу, после этого они смогли попасть на прием к президенту Биллу Клинтону. Потом космонавты улетели в Москву, где случился казус похлеще. В Шереметьево их отказались пускать таможенники. Они не понимали, где Дежуров и Стрыкалов пересекли границу. Объяснять, что в космосе – пришлось очень долго.

Были и другие ЧП: во время выхода в открытый космос перед Дежуровым заклинило замок при возвращении. Владимиру пришлось взламывать его… ломом! Еще при одной неисправности приказ «пользоваться подручными средствами» исходил уже с Земли: выведенная солнечная батарея не могла развернуться из-за непонятно откуда взявшейся стальной трубки. Дежуров перекусил её гигантскими ножницами, на счастье доставленными на орбиту американцами. 

Но, пожалуй, самым необычным выглядит казус, когда Дежурову в открытом космосе пришлось разъединять станцию и «шатттл»… вручную. После отстыковавшегося грузового корабля на стыковочном элементе осталась прокладка герметичности. Из-за нее к станции не мог пристыковаться новый корабль. Дежуров разводил 70-тонную станцию и 8-тонный корабль руками. Такое возможно только в условиях невесомости.

Но полет омрачили вовсе не ЧП. Когда Дежуров был в космосе, умерла его мама – Анна Васильевна. Убитый горем сын смотрел сверху вниз на Землю, и всей душой рвался туда…

 

Астронавты

Правда, были казусы и в обеспечении работы американских астронавтов. Норман Тагард в первые недели полета начал сильно терять в весе. Он ворчал, волновался, задавал тревожные вопросы в Хьюстон. Вскоре Норман сбросил 10 килограммов. Командир корабля Дежуров тоже был обеспокоен и уговаривал астронавта питаться нашей картошкой,  кашей и тушенкой. Тагарду пришлось прислушаться к командиру, и очень скоро он стал восстанавливать вес. К концу экспедиции он недобирал лишь одного килограмма…

- Сильно ли отличаются условия, в которых живут и работают астронавты, от наших? Да, сильно. По крайней мере, так было в девяностые. Всё дело в материальном обеспечении. Не чета нашему…

 

Мордовия и звезды

Во второй свой полет Дежуров взял мордовский флаг. Почти на все сеансы связи космонавты выходили на фоне нашего полотнища.

О Мордовии Владимир Николаевич не забывал никогда. Не забывает он малую родину и сейчас. 

- Раз в три месяца точно бываю в нашей республике. Кроме того, я являюсь заместителем председателя мордовского землячества. Поэтому нахожусь всегда в курсе всех событий, происходящих в Мордовии. С каждым годом жизнь в республике улучшается, здесь явно заслуга руководства.

Кстати, так совпало, что работает сейчас заместитель председателя мордовского землячества у его председателя: Владимир Дежуров трудиться в Российском экономическом университете имени Плеханова управленцем в сфере безопасности. А ректором «плешки», как известно, работает еще один наш прославленный земляк Виктор Гришин.

 

Гагарин

- Космонавты очень часто обсуждают возможные варианты гибели Юрия Гагарина, - рассказывает Дежуров. - Многие ставят под сомнение официальную точку зрения, согласно которой он разбился ровно 44 года назад во Владимирской области вместе со своим наставником  Владимиром Серегиным. Сомнения высказывали очень большие авторитеты, к примеру Алексей Леонов. А Герман Титов выступал за проведение нового расследования.

Одной из главных причин множества версий стало отсутствие конкретных выводов в работе Государственной комиссии, занимавшейся расследованием причин катастрофы. Некие позиции были обозначены.  Однако члены и эксперты той комиссии вспоминают, что однозначных выводов, действительно, не было сделано. Документы по делу засекретили.

- Я был на месте гибели Гагарина под деревней Новоселово. Скажу, не как космонавт, а как летчик: у Гагарина и Серегина не было пространства для маневра. Будь там овражек небольшой – они были бы живы. Не хватало максимум десятка метров. Но при том рельефе и погодных условиях вероятность катастрофы была очень велика даже для таких классных пилотов. Почему же эти слухи муссируются? Гибель космического первопроходца волнует всех. Волновала раньше, волнует сейчас, и интерес к ней не уменьшится в будущем. Гагарин – не просто герой, он – легенда века. Легендарной была его жизнь, такой же стала и смерть…



Космос, как тоска

- Тоскую ли я по звездам? Конечно, - продолжает космонавт. - Иногда они мне снятся по ночам. Это красота, которую не передать словами. Да и кистью художника тоже не передать. Алексей Леонов – талантливый художник, но даже он признает, что писать картины с видами звезд или Земли с орбиты – бессмысленно. Все равно на картинах не будет даже и сотой доли реальной красоты. Мысль о том, что я больше не побываю в космосе, причиняет боль. Но космонавтика – миссия крайне ответственная. Да и нужно давать дорогу молодым.  

П. Семенов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)