Готовьте «дорожную карту»!

ФАС России предлагает помощь предпринимательскому сообществу Мордовии

 

3 июля в Саранске на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева состоялось расширенное заседание Координационного совета по развитию конкуренции в Республике Мордовия. Во встрече принимали участие представители республиканских органов власти, председатель Совета предпринимателей Мордовии, руководители крупных региональных бизнес-структур, главным ее спикером был заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский.

 

- В настоящий момент экономика России, – начал свое выступление Сергей Пузыревский, – в своем развитии имеет как позитивные (возникновение новых производств), так и негативные тенденции, которые требуют адекватной реакции со стороны государства. В чем они заключаются? В том, что доля государственного участия во многих секторах экономики в последнее время постоянно увеличивалась. Это, с одной стороны, можно охарактеризовать как фактор большего участия государства в экономике, а с другой – как фактор снижения конкурентного пространства. Возможностей для частного бизнеса становится все меньше, и мы с сожалением констатируем снижение конкуренции во многих отраслях экономики. В России работает целая программа поддержки среднего и малого предпринимательства, но мы видим, что ситуация в целом выглядит не очень хорошо. 

Анализируя все эти тенденции, Президент России 21 декабря 2017 года подписал Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым был утвержден Национальный план по развитию конкуренции на 2018-2020 годы. Цель государственной политики – повышение уровня удовлетворенности потребителей, ведь конкуренция в бизнесе существует не ради самой себя, а для того, чтобы давать потребителям качественный продукт за меньшие деньги. Вторая часть плана – это повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Они должны чувствовать свободу и в то же время определенные гарантии со стороны государства, доверять ему.

У нас сейчас непростая экономическая ситуация, мы вынуждены действовать в условиях экономических санкций со стороны Запада. В то же время санкции – это вызов нашим отечественным компаниям, возможность для отечественных производителей заполнить освободившиеся ниши. Важно не прозевать этот момент. И третья цель – это рост и развитие многоукладной, более стабильной к вызовам дня, экономики. 

У нас выстраивается инфраструктура реализации Национального плана на федеральном уровне. Правительство РФ утвердило «дорожную карту» по развитию конкуренции в различных регионах и отраслях экономики. Сейчас обсуждаются 18 таких отраслей. Проект распоряжения находится в завершающей стадии.

5 апреля 2018 года Президент России Владимир Путин провел Госсовет о приоритетных направлениях развития конкуренции в субъектах РФ, на котором задачи, фигурирующие в Национальном плане, были выведены в региональную повестку. Главой государства утверждены три ключевых показателя, которые должны быть достигнуты в результате реализации Национального плана:

1) у нас не должно быть сфер хозяйственной деятельности, кроме сферы применения естественных монополий, где не было бы конкуренции. На рынке должно присутствовать как минимум три хозяйствующих субъекта, в том числе не менее одного – представителя частного бизнеса;

2) необходимо снизить количество антимонопольных нарушений со стороны органов власти. Это касается всех ее уровней: федерального, регионального и муниципального;

3) увеличение госзакупок с участием субъектов среднего и малого бизнеса. В этом отношении мы должны проявить настойчивость, добиваясь того, чтобы предприниматели имели больший доступ к госзаказу. Ведь если малый или средний бизнес создает качественную продукцию, то, по справедливости, он должен иметь доступ и к госзаказу.

Также на Госсовете обсуждались поручения регионам. Так, например, до 1 января 2019 года необходимо обеспечить внесение изменений в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках. До 1 марта 2019 года следует принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Что это такое? Это система предупреждения антимонопольных нарушений со стороны одного или нескольких субъектов предпринимательства. Ну, и, конечно, необходимо наладить четкое взаимодействие региональных властей с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана. Все вместе мы должны будем показать соответствующие результаты, с которыми будем отчитываться перед Президентом. Главный результат работы будет получен, когда люди почувствуют изменения к лучшему.

В Указе Президента предусмотрена периодичность отчетности. Так, если к 1 января 2019 года должна быть готова только «дорожная карта» – выстроенный в хронологическом порядке последовательный план действий, то к 1 января 2020 года нам уже будет необходимо показать динамику изменений, а к 2021 году – отчитаться о полной реализации плана. 

Какие задачи стоят перед территориальным управлением ФАС? В первую очередь, обеспечить методологическую поддержку и помощь во всех вопросах, касающихся развития конкуренции. Мы должны правильно сформировать отчетность. Залог успеха – активное участие предпринимателей. Этот вопрос актуален не столько для власти, сколько для общества и бизнеса. Если вы видите, что та или иная сфера бизнеса развивается не так хорошо и быстро, проявляйте инициативу, подавайте сигналы. Мы постараемся не только услышать вас, но и оказать максимальное содействие.

О практике применения антимонопольного законодательства в Республике Мордовия и задачах по развитию конкуренции в регионе рассказал руководитель Управления ФАС по Республике Мордовия Сергей Видякин. Он остановился на нарушениях  принципов честной конкурентной борьбы, допущенных за последние три года, начиная с 2015-го.

- Самая большая доля возбужденных дел касается Федерального закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, в первую очередь, нарушения при составлении документации и действий конкурсных комиссий в части допуска или отклонения участников от закупок. Нами зафиксировано 22 дела в связи с отсутствием конкурентной борьбы на аукционах. По-прежнему имеют место правонарушения в рекламном законодательстве, связанные с незаконными смс-рассылками и нарушениями на рынке финансовых услуг.

Сергей Видякин отметил, что территориальное управление антимонопольного органа открыто к диалогу, дальнейшему конструктивному сотрудничеству и взаимодействию как с региональными органами государственной власти, так и с общественными организациями и представителями бизнес-сообщества.

Первый заместитель Председателя Правительства – министр экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и председатель Координационного совета по развитию конкуренции в регионе Владимир Мазов заострил внимание на пагубной зависимости экономики от засилья в ней государственного сектора.

- Нам нужно активнее работать над тем, чтобы доля государственного сектора в экономике России становилась меньше. В самых экономически развитых странах мира доля малого и среднего предпринимательства в структуре получаемых доходов колеблется от 60% до 80%. Тут есть, конечно, о чем подумать и к чему стремиться. В то же время необходимо отметить, что по 34-м главным показателям в экономике региона наблюдается положительная динамика, в частности, в области туризма, который фактически испытал новое рождение в период подготовки к футбольному чемпионату мира 2018 года в России. Наследие ЧМ-2018 должно быть максимально востребовано и загружено, чтобы оно, как минимум, окупало себя, а в идеале – приносило бы прибыль. 

Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина в своем выступлении подробно рассмотрела наиболее актуальные проблемные вопросы, существующие в настоящее время в сфере тарифного регулирования, и рассказала о планах ФАС России в этой части.

В заключительной части мероприятия Владимир Мазов наградил победителей и призеров республиканского конкурса по развитию малого и среднего бизнеса. Главный приз получил Ардатовский муниципальный район, второй – Атяшевский, а третий достался Дубенскому. Особый приз за положительную динамику в показателях получила администрация Инсарского района. 

После окончания расширенного заседания координационного совета по развитию конкуренции Сергей Пузыревский встретился с коллективом Мордовского УФАС России и вручил награды за особые заслуги в обеспечении свободы конкуренции и эффективной защиты предпринимательства трем сотрудникам территориального антимонопольного органа. Самой высокой награды, ведомственной медали «За отличие в службе» III степени, удостоен старший инспектор отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг Сергей Морозов, работающий в Мордовском УФАС России более 13 лет. Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Виталий Кочетков отмечен Почетной грамотой ФАС России, а специалисту-эксперту отдела контроля рекламы и рынка финансовых услуг Алине Семеновой вручена Благодарность руководителя Антимонопольной службы России. 

 

А. Пьянзин.

 

Тем временем

Между ФАС России и Республикой Мордовия подписано Соглашение о сотрудничестве

В тот же день состоялась встреча Сергея Пузыревского с Главой Республики Мордовия Владимиром Волковым. Заместитель руководителя ФАС России проинформировал Главу РМ об итогах расширенного заседания Координационного совета по развитию конкуренции в Республике Мордовия, отметив, что на заседании был утвержден перечень ключевых показателей развития конкуренции в Мордовии, касающихся увеличения доли частного бизнеса в различных отраслях экономики республики. 

Глава Мордовии Владимир Волков подчеркнул, что регион заинтересован в развитии конкуренции при решении социально-экономических вопросов региона. «Наша задача – создать максимально комфортные условия для привлечения малого и среднего бизнеса практически во все важнейшие сферы и отрасли экономики – агропромышленном комплексе, ЖКХ, транспорте, строительстве, образовании, медицине, социальных услугах». 

Итогом встречи стало подписание соглашения о взаимодействии между ФАС России и Республикой Мордовия. Документ регулирует взаимодействие сторон по исполнению Указа и поручений Президента РФ, касающихся вопросов государственной политики по развитию конкуренции и приоритетных направлений деятельности субъектов РФ в этой части. Стороны продолжат совместную работу по развитию и защите конкуренции в Мордовии, созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков, повышения инвестиционной активности и уровня конкуренции в государственных, муниципальных и корпоративных закупках, информационной открытости органов власти всех уровней.


Personal web page Mordovia newspaper (с)