Подвел под монастырь

Признаться, всю прошедшую неделю мы готовились к триумфальному (иного и быть не могло) возвращению мордовских ходоков на дорожки командного чемпионата мира по спортивной ходьбе, который проходил в китайском городе Тайцан 5 и 6 мая. У нас не было никаких сомнений в том, что оно получится каким-то другим, не триумфальным. Но то, что произошло накануне соревнования, в очередной раз перевернуло все наши представления о добре и зле. 

 

4 мая Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) распространила официальное заявление, в котором говорилось об отстранении пятерых российских спортсменов (Клавдия Афанасьева, Ольга Елисеева, Юлия Липанова, Сергей Шарыпов и Сергей Широбоков), имевших нейтральный статус, от участия в командном чемпионате мира по спортивной ходьбе. 

«Решение было принято в ожидании дальнейшего расследования ряда серьезных вопросов, связанных с участием в тренировочном лагере в Караколе в Кыргызской Республике в прошлом месяце тренера Виктора Чегина, который был пожизненно отстранен от деятельности в спорте», — говорится на сайте IAAF. – Панель (выездная сессия-авт.) по наблюдению за допингом уточнит статус возможного участия отстраненных атлетов в соревнованиях в 2018 году после того, как получит дополнительную информацию от Российского антидопингового агентства (РУСАДА), и когда станут известны результаты последующих исследований вопроса».

Также в заявлении IAAF  говорится, что Совет по допингу уверен в отсутствии в Караколе двух других допущенных ранее российских ходоков. Именно поэтому Василий Мизинов и Яна Смердова в конечном итоге приняли участие в командном чемпионате мира. Ничего, правда, на нем не показав.

Ситуацию прокомментировал президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин, который еще несколько дней назад критически высказывался по поводу возможного сотрудничества российских спортсменов с пожизненно отстраненным тренером.

«Мы выполняем требования IAAF, и были четкие критерии, которые подразумевали отсутствие коммуникации с отстраненными тренерами, «чистую» допинг-историю, — рассказал Шляхтин агентству «Р-Спорт». — За это время у ходоков взяли проб практически в два раза больше, чем у остальных атлетов, а это говорит о том, что к ходьбе изначально было пристальное внимание. Конечно, речи об апелляции тут и не может идти, это однозначно. Были требования, условия, и они были нарушены. За что боролись, на то и напоролись. Обидно за ребят, которые пахали, готовились, но не смогут стартовать. Плюс денежные средства, которые пошли на эту подготовку, на взятие проб — все это теперь коту под хвост».

Напомним, что по правилам Всемирного антидопингового агентства (WADA), под которыми подписалась в свое время IAAF, сотрудничество с дисквалифицированным тренером влечет за собой дисквалификацию для спортсмена, обратившегося к нему.

Поэтому Афанасьева, Елисеева, Липанова, Шарыпов и Широбоков, готовившиеся к поездке в Китай в Караколе, лишились своих аккредитаций, а отсутствовавшие там Мизинов и Смердова – нет.

Всероссийская федерация легкой атлетики по-прежнему не имеет аккредитации в международной организации после отстранения, случившегося в 2016 году. Из-за этого наши легкоатлеты, за исключением проживающей в Соединенных Штатах прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, уже пропустили Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, а также вынуждены каждый раз проходить унизительную процедуру аккредитации и выступать на международных соревнованиях, в случае положительного вердикта специальной комиссии IAAF, в нейтральном статусе.

Принципиально новым во всей это истории является то, что если раньше сигналы о том, что Виктора Чегина видели там-то и там-то, поступали, в основном, из-за рубежа, то в данном случае тренера за нарушением условий дисквалификации «засекло» наше собственное агентство РУСАДА. Его специалисты воспользовались «сливом» инсайдерской информации, вылетели в Киргизию, где и обнаружили Виктора Чегина, который как ни в чем не бывало тренировал своих подопечных.

Напомним, что дисквалифицированный пожизненно тренер не имеет права находиться на тренировках членов сборной команды, а тем более принимать в них какое-либо участие. Но парадокс в том, что самому тренеру хуже уже не будет – самая страшная кара в спорте, запрет на профессию, его уже настигла. Зато пятеро спортсменов, которые с ним сотрудничали, включая и призера последнего чемпионата мира Сергея Широбокова, теперь столкнутся с большими проблемами. Права выступать на международной арене в нейтральном статусе IAAF им точно не даст.

Допинговый кошмар российской легкой атлетики в свое время, когда «посыпались» первые звездные ученики Чегина, начинался как раз с ходоков. И, похоже, теперь именно ходоки втоптали некогда культовый вид спорта в такое состояние, что падать ниже нам уже некуда. При самом лучшем раскладе, в ближайшие годы наши легкоатлеты будут выступать в нейтральном статусе, то есть без страны и без флага. Но вероятнее, что уже этим летом IAAF наложит на Россию полное отстранение и отправит в окончательную изоляцию.

Посмотрим, какая последует за всем этим реакция. К сожалению, в том, что она последует, сомневаться не приходится. Ситуация зашла очень далеко – уже и до Государственной Думы добралась. Член комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Дмитрий Свищев сообщил, что запросит у ВФЛА разъяснения по поводу сложившейся ситуации. 

«Нужно максимально внимательно отнестись к появившейся информации, а если дисквалифицированный тренер действительно занимался подготовкой спортсменов, и этот факт будет доказан, то необходимо провести тщательное расследование и только после этого через суд применять в отношении спортсменов санкции в виде отстранения от соревнований», - заявил он.

Парламентарий отметил, что он совместно с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым в прошлом году внес в Госдуму законопроект, предусматривающий отстранение от работы тренеров в случае нарушения ими антидопинговых правил, который был принят в третьем чтении. «Если будет подтвержден факт его работы со спортсменами, несмотря на его пожизненную дисквалификацию, то мы первые, кто будет требовать исполнения российского законодательства. В любом случае мы должны отстаивать права наших атлетов, их вины точно нет», - заключил депутат.

 

Жаль, что в результате всей этой дурно пахнущей истории пострадают люди, не имеющие причастности к предыдущим допинговым скандалам. Но тут уж, как в армии: за провинность одного ответит все подразделение. 


Personal web page Mordovia newspaper (с)