Годовалая полиция

Как органы внутренних дел переживают реформу

На днях исполнился год с тех пор, как вступил  в силу закон «О полиции», ставший точкой отсчета реформирования самого крупного правоохранительного ведомства страны. Понятно, что за столь короткий период образ полицейского в том понимании, которое обозначили руководство страны и МВД России, пока не соответствует действительности. Но и независимые эксперты, и заинтересованные лица сходятся во мнении, что, хотя считать реформу МВД состоявшейся пока нельзя, определенные подвижки на пути от милиции к полиции есть.

 

 

Не ребрендинг

Накануне 1 марта – даты, которая стала поворотной для современных органов внутренних дел, – глава ведомства Рашид Нургалиев заявил в интервью «Российской газете», что «реформирование не было самоцелью и, тем более, не ребрендингом милиции в полицию, не сменой вывески». Однако министр признает, что делать выводы еще рано, поскольку «по мановению волшебной палочки» бывшие милиционеры не станут идеальными полицейскими. «Но уже сейчас можно говорить о том, что ведомство, еще находясь в стадии преобразования, решает поставленные задачи», - сказал Нургалиев. С точки зрения министра, современный полицейский – «юридически грамотный, профессиональный и вежливый сотрудник, готовый к оказанию помощи гражданину в любой критической ситуации». «Такого полицейского люди будут рады видеть, ему будут доверять, и мы на это ориентируемся», - добавил руководитель МВД.

По мнению экспертов, возможно, что мы сможем лицезреть сотрудников органов внутренних дел нового формата уже в ближайшем будущем, а стимулом к перевоплощению будет их новая зарплата. Обещание повысить зарплаты в 2-3 раза выполнено, кроме того, нивелирован заработок в городской и сельской полиции. «Представьте, что сержант в селе вместо 7-8 тысяч рублей получил 33 тысячи. Он теперь вцепится в работу, ведь ему есть что терять», - уверен экс-руководитель управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью Александр Гуров.



Бумажки уйдут в прошлое

В МВД Мордовии в качестве успешных нововведений и изменений обозначают «освобождение от несвойственных функций» - то, о чем говорил и министр Нургалиев. Если раньше приоритетом работы силового ведомства была бумажная волокита – отчетная документация, то сегодня первостепенное значение наконец-то приобрели охрана порядка и защита прав граждан – направления, ради которых и создавалась структура. Как говорят в МВД, существенно снизить бумажную нагрузку позволяет электронный документооборот, активно внедряющийся с прошлого года.



Люди «за бортом»

По данным МВД России, в переходный период в системе органов внутренних дел было сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. В результате на службу в полицию приняли почти 900 тысяч человек.

Внеочередная переаттестация стоила множества нервных клеток личному составу российской милиции – от рядовых сотрудников до руководящего звена. Как и ожидалось, нелегкое испытание  закончилось тем, что часть сотрудников была понижена в должности, другая – уволена из органов внутренних дел. В трудоустройстве тем, кто оказался «за бортом», помогают коллеги, оставшиеся «на плаву».

- Из почти трехсот сотрудников, уволенных по организационно-штатным мероприятиям, многие уже трудоустроены по имеющимся у них гражданским специальностям, - прокомментировал и.о. начальника управления по работе с личным составом МВД по РМ Игорь Зубаров. – Сложнее приходится бывшим сотрудникам с юридическим образованием. К сожалению, они остаются невостребованными на сегодняшнем рынке труда. Мы решаем эту проблему совместно с Госкомтрудзанятости.



Оценку дадут жители

Еще один актуальный момент, ради которого, в том числе, затевалась реформа, - взаимоотношения нового института обеспечения правопорядка и гражданского общества. Слово Игорю Зубарову:

- По закону «О полиции», мнение именно общественности является одним из основных критериев оценки работы полиции. Мы много работаем над повышением доверия и поддержки жителей республики. Если у граждан имеются рекомендации по совершенствованию нашей работы – мы готовы их рассмотреть и применить на практике. В целом, исходя из результатов постоянного мониторинга общественного мнения, могу сказать, что число граждан, доверяющих нам, неуклонно растет.



Цифры не подвели

Процесс реформирования не отразился на результатах оперативно-служебной деятельности МВД: снижение числа преступлений по стране составило 8,5%, в Мордовии- 8,9%. Между тем эксперты не склонны считать сокращение количества преступлений заслугой реформы, склоняясь к мнению, что причину роста или снижения преступности следует искать не в работе карательных органов, а среди социальных и экономических причин.



 «Лед тронулся»

- Поскольку наша общественная организация тесно сотрудничает с органами внутренних дел, то я имею возможность наблюдать все перемены, что происходят сейчас в деятельности полиции. На мой взгляд, лед тронулся, - считает председатель правления Мордовского республиканского правозащитного центра Василий Гуслянников. – Об этом свидетельствует и снижение количества преступлений, и, соответственно, уменьшение числа задержанных, а также условия их содержания в изоляторах. Выполнена и задача, поставленная Президентом Медведевым – «после аттестации в полицию должны перейти лучшие кадры». Органы внутренних дел получили уникальную возможность освободиться от балласта законным путем, что и сделали.

Конечно, жалобы на сотрудников полиции продолжают иметь место. В основном они касаются медленного рассмотрения заявлений либо необоснованного рассмотрения. Разумеется, до идеала нашей полиции еще далеко, но мы идем в правильном направлении.

О. Шувалова.


Personal web page Mordovia newspaper (с)