Ищите и обрящете… |
Многодетная семья из Саранска мечтает о собственном участке земли Поводом для нашего визита в дом Сергея Валерьевича и Марии Александровны Новгородовых стала недавняя торжественная церемония чествования многодетных семей, приуроченная ко Дню матери (26 ноября), на которой наши герои – родители десяти прекрасных детей – были удостоены Почетной грамоты Республики Мордовия. Но, честно говоря, ситуация, в которой живут и Новгородовы, и другие многодетные семьи в Мордовии, ценна сама по себе и заслуживает отдельного разговора.
Как бывает, когда семеро по лавкам Нам пришлось ждать воскресенья, потому что в обычные дни, с понедельника по субботу, по словам главы семейства, в доме практически никого не застать. Двое детей – уже взрослые и живут отдельно. Четверо мальчиков учатся в 23-й гимназии, всегда в первую смену, тогда как четыре девочки занимаются в музыкальном интернате – во вторую смену. Все вместе Новгородовы собираются только вечером, делают уроки, ужинают и ложатся спать. Семья занимает трехкомнатную квартиру на первом этаже общей площадью в 101 квадратный метр в доме, в котором раньше было общежитие летчиков гражданской авиации, что по проспекту 50 лет Октября, 8. Обстановка внутри – более, чем спартанская, практически, как в монастыре. Деревянные полы, под которыми, по словам хозяина, бегают мыши, стены без каких-либо признаков убранства, приглушенный, очень слабый свет с потолка, двухэтажные – деревянные и железные – кровати, которых я насчитал пять, обычные табуретки и стулья, какие можно было увидеть раньше в советских кинотеатрах или сельских клубах. Все – очень скромно и лаконично. Из признаков цивилизации – только два компьютера да несколько смартфонов у детей. - Конечно, – как бы извиняясь перед нами, говорит глава семейства Сергей Валерьевич, – все это надо ремонтировать. Полы – вскрывать и делать цементную стяжку. Стены и потолки – оштукатурить, окна – менять, двери – тоже, но на все это нужны деньги, много денег. А где их взять? Да и знаете, пока дети маленькие, делать капитальный ремонт не имеет смысла. Все равно они все разнесут и разукрасят.
Случилось это в Мордовии Сергей Новгородов родился в Уфе, детство и юность провел в Тольятти, откуда, по стечению обстоятельств, переехал в Мордовию. Здесь познакомился с будущей женой – Марией Александровной, родом из села Дюрки Атяшевского района, и обвенчался с ней. Я не сказал самого главного: Сергей Новгородов – священник, это многое объясняет. - В данный момент, – пояснил Сергей Валерьевич, – я нахожусь за штатом, так как у меня инвалидность. За штатом – это значит, что ни к какому храму я не приписан, у меня нет необходимости каждое утро приходить к определенному часу (а это всегда очень рано, обычно к пяти часам) в храм, но в то же время я должен быть наготове, потому что батюшки болеют, уезжают куда-то, и я должен быть готов их заменить. По словам отца семейства, переезд и первые годы, проведенные в Мордовии, сопровождались массой испытаний. Приходилось в буквальном смысле этого слова скитаться и ютиться по углам. Молодая семья, у которой в 1995-м и 1996-м годах появились первые дети – сын Иван и дочь Ксения – через каждые год-полтора переезжала из города в деревню и обратно. Затем одна за другой, родились еще три дочери: Ольга (в 1998 году), Людмила (в 1999-м) и Александра (в 2001-м). В 2002 году женскую компанию «разбавил» шестой ребенок – сын Серафим. Как раз в это время Новгородовы получили от государства деньги на приобретение жилья, жилая площадь которого, по правилам, должна быть не менее 100 квадратных метров. - Купили квартиру в новом ипотечном доме, по улице Ульянова, на пятом этаже. Получилось так, что нашей соседкой снизу была федеральный судья, и мы, как бы это сказать?… В общем, не ужились. Женщина стала постоянно жаловаться на неспокойных соседей. Но посудите сами. Шестеро детей, один другого меньше. Они же бегают, прыгают, кричат. Разве заставишь их спокойно сидеть? А ей это не нравилось. И в конечном итоге нам пришлось искать себе новое жилье, а вскоре подвернулся этот вариант, – рассказал Сергей Новгородов. Уже здесь, на проспекте 50 лет Октября, в семье появилось еще четверо детей: дочь Екатерина (2004) и сыновья – Николай (2006), Валерий (2009) и Семён (2010). К рассказу необходимо добавить еще одно обстоятельство. Дело в том, что отец Сергея Новгородова после того, как у него в Тольятти скончалась супруга, мать нашего героя, решил продать свою 2-комнатную квартиру в городе на Волге и обменять ее на две 1-комнатные в Саранске. Сам он тоже переехал в столицу Мордовии, чтобы быть поближе к семье, к внукам, но, к сожалению, надолго на этом свете не задержался.
Два «лишних» квадрата Две «однушки» в Саранске перешли по наследству Сергею Валерьевичу, и вот именно это «наследство» и стало камнем преткновения на пути к маленькому семейному счастью. - Мы очень благодарны и государству, и нашим мордовским властям за то, что в свое время они выделили нам немалые деньги на покупку собственного жилья. Единственное, что нас не устраивает, это вопрос с землей. Существует федеральный закон, по которому мы, как многодетная семья, имеем право на участок земли в городской черте. Но нам, на основании местной поправки в закон в этом праве отказали. Получилось так, что с учетом тех двух однокомнатных квартир, я владею суммарной площадью свыше 160 квадратных метров. А с учетом того, что старшие дети – Иван и Ксения (она в августе вышла замуж) – живут отдельно от нас, то наши «метражи» превышают социальную норму. Совсем не намного, метра два, но этого было достаточно, чтобы нам отказать, – посетовал на судьбу-злодейку Сергей Валерьевич. По его словам, он общался с представителями соответствующих госструктур, и они «по-дружески» посоветовали ему выйти на кого-нибудь из депутатов Госсобрания Республики Мордовия. - Легко сказать, выйти. На кого выйти? Как выйти? Кто возьмется хлопотать за нас, когда для того, чтобы изменить нашу жизнь, ему необходимо будет инициировать ни много ни мало, поправку в местный закон. Если в виде исключения, то почему только для нас? – справедливо заметил Сергей Новгородов. – В конце концов, – тяжко вздыхая и качая головой, сказал он, – если мы даже ничего и не добьемся, то жизнь на этом не заканчивается. У Бога, как говорят, всего много. - Чего же вы все-таки хотите для своей семьи, – спросил я у него. - Знаю, что в государстве нашем и так очень много проблем. Я хоть и далек от политики, но ею все же интересуюсь. Считаю, что священнику необходимо знать и историю государства, и разбираться в текущих вопросах. Поэтому требовать для себя или для своих детей чего-то большого, недостижимого, я не могу, не имею на это права. Не просим мы новую квартиру, но хотя бы землю можно было бы нам дать. Тогда у нас была бы совсем другая перспектива. Мы могли бы ее обрабатывать, со временем смогли бы что-то на ней построить. А потом она бы перешла по наследству нашим детям. И еще. Что это за детские пособия у нас такие и на кого они рассчитаны? Что можно купить на 124 рубля? Я предлагаю, чтобы родителям, у которых в семье от трех до семи детей, платились пособия в большем объеме, а у кого свыше семи детей – еще больше.
У Бога всего много… - Если не секрет, сколько денег у вас ежедневно уходит на питание? - Каждое утро из семейного бюджета выделяется определенная сумма, сейчас это 500 рублей, на покупку свежих продуктов. Мы живем очень скромно, а тем более сейчас идет рождественский пост. Покупаем квашеную капусту, огурцы, грибы, фасоль в банках. - Все покупаете? Родственники в деревне у вас есть, помогают чем-нибудь? - У жены в селе Дюрки живут пожилые родители. Иногда нам перепадает от них какое-то мясо. Вот как в этот раз, когда они дали нам большой кусок свиной туши. Но дело было в пост, поэтому я попросил детей разделать мясо, и мы сложили его в морозильник. - Как ваши дети? Хорошо ли учатся, послушные? - Дети как дети. Как все. Мы с женой склонны видеть во всем правду. В каком смысле? Нельзя идеализировать ситуацию, но в то же время и не стоит ее очернять. У наших детей, которые учатся в школе, есть весь диапазон отметок: от «пятерок» и «четверок» до «двоек». По части поведения – то же самое. Они очень подвижные, активные. Бывает, что и подерутся, тогда уже мне приходится применять санкции. В школе – иначе, больше дисциплины. По крайней мере, ни от кого из учителей я не слышал про них ничего плохого. Свой отпечаток накладывает внешкольные увлечения. Девочки, как я уже говорил, занимаются музыкой. Две увлечены хоровым дирижированием, играют на музыкальных инструментах. Ольгу, как барабанщицу, вы могли бы увидеть в наших ежегодных мероприятиях: на День Победы, День России и других. Мальчики занимаются в спортивных секциях – легкой атлетикой, боксом, дзюдо. - А сами-то вы как? – спроси я на прощание. - То, что я сейчас за штатом, конечно, отразилось на нашей жизни. Хотя еще полтора года назад служил в нашем юго-западском храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но, как я уже говорил, это очень тяжело. Не выдержал я такого темпа, когда ты приходишь в храм, причащаешься, а тебе сразу же дают бумажки с адресами и командой «отпевания» или чем-нибудь в этом роде. Хорошо тем батюшкам, у которых есть машина. Мне же приходилось перемещаться везде с тяжеленной сумкой, а там и ряса, и кадила, и священное Писание, на общественном транспорте. Тяжело, изнурительно, да и здоровье не позволяет, хотя я регулярно занимаюсь гимнастическими и силовыми упражнениями, и даже маленький спортзал с тренажерами в коридоре построил. Но за интерес спасибо. Божьими молитвами… По нашему глубокому убеждению, к ситуации, в которой приходится выбирать между семьей и служением, каждый должен относиться, согласно своей совести и воспитанию. Упаси Бог от осуждения человека, проблемы которого нам, среднестатистическим жителям России и Мордовии, имеющим одного, максимум двух детей, просто не понять. Конечно, наше общество и государство не должны оставаться в стороне от жизни таких семей. Именно таких, где все заняты делом, ведут ответственный и социальный образ жизни. Хотя, впрочем, и тех, кто ведет асоциальный образ существования, это касается не в меньшей степени. Хочется, чтобы мы чаще открывали двери перед теми, кому труднее, чем нам. А. Николаев.
С. Пестов (фото). |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |