Тест на человечность |
Будет ли построен приют для безнадзорных животных или их всех расстреляют? Саранск – красивый уютный город, и с каждым днем в нем становится все комфортнее жить. Людям. Братьям нашим меньшим как-то традиционно в Саранске не везет. На заре «нулевых» их на полном серьезе решили облагать налогом. То есть не самих животных облагать, а хозяев - за их содержание. В 2008 году, опять-таки на полном серьезе, кошкам и собакам решили запретить ходить в саранские рестораны. А еще - купаться в фонтанах. Закабаленные налогом, лишенные возможности вымыться в красивом фонтане где-нибудь в центре Саранска, а после гигиенических освежающих процедур отужинать в приличном месте, животные, очевидно, могли надеяться на то, что им для всех этих дел будет отведено своё, специальное место. Если говорить без иронии, то проблема приюта для бездомных животных назрела намного раньше проблемы хождения четвероногих по ресторанам. Однако до сих пор безнадзорных зверей в массовом порядке отстреливают, а не стерилизуют и не направляют в специально организованный приют. И единственный шаг городских чиновников в окультуривании обращения с безнадзорными животными заключался в запрете на отстрел в дневное время.
Проблемы? Уничтожить! Три года назад горожане обращались в нашу редакцию с жалобами на коммунальщиков, которые ликвидировали безнадзорных животных в первом часу дня прямо у школы. При этом возникали большие вопросы относительно адекватности «санитаров города». Разговор с руководителем подрядной организации тогда закончился обвинением журналистов в «зелености» и стандартному аргументу: а вот что, лучше пусть собака детей покусает и им потом будут делать сорок уколов в живот? В городском травмпункте очень удивлялись, что коммунальщики не знают об отмене хрестоматийных «сорока уколах». Экологи пытались объяснить, что те же собаки – необходимый элемент городской фауны, что они занимают нишу, которую в их отсутствие займет кто похуже. Горожане просто хватались за головы и просили хотя бы не расстреливать животных при детях. Коммунальщики словно бы заняли позицию: либо мы их, либо они нас. Попыток решить проблему с животными иначе, чем их скорейшее уничтожение, не наблюдалось.
В последнее время ситуация стала меняться. Прежде всего, под давлением горожан Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства пришлось перейти на ночной «отлов» собак. «Достаточно часто процедура отлова производится в дневное время на глазах многочисленных прохожих. Свидетелями отлова становятся дети, что, по мнению горожан, плохо сказывается на их психике», - сообщило тогда ведомство. Руководители муниципальных предприятий, занимающихся отловом бродячих собак, приняли решение о том, что с этого года процедура отлова будет производиться исключительно в ночное время - с 22.00 до 6.00 часов. «Отлов», которым в Саранске занимаются четыре коммунальных организации, является в столице Мордовии традиционным способом регуляции численности животных. Также коммунальщики никогда не забудут напомнить, что «для отлова используются современные методы, исключающие негуманное отношение к животным: их усыпляют, доставляя препарат с помощью духового ружья». И уж, конечно, «отлов безнадзорных животных происходит исключительно в целях охраны здоровья населения и предупреждения заболеваний животных». Слово «отлов» не объясняется. Хотя, спросив у коммунальщиков, куда животное везут после «отлова», можно получить честный ответ: на ветсанутильзавод.
Во тьме в ветсанутильзавод можно перетаскать хоть все «вторсырье» и «отходы» города (именно так сфера деятельности коммунальщиков, занимающихся отловом животных, обозначена в тендере). Но не тут-то было. Дневной отстрел очень быстро возобновился. Причем не только в Саранске, но и в Рузаевке. Коммунальщики в городе железнодорожников и сотрудники Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства в Саранске объяснили это практически одинаково: бывают сигналы о нападениях собак от граждан, время терять нельзя, поэтому вечера не ждут. Короче, воз и ныне там. Переход на ночной отстрел проблемы не решил, и оно, может быть, к лучшему, потому как иначе им могло всё и закончиться.
Видимо, жители Саранска отчаялись писать письма и жаловаться, решив не полагаться на коммунальщиков и чиновников. И создали группу помощи бездомным животным. Все началось с Интернета, в социальной сети. Потом общение перешло из виртуальности в реальность. Движение достигло 3 тысяч человек меньше чем за год. Участники движения стали настоящими волонтерами. Они покупают бездомным животным еду, находят щенкам и котятам хозяев, организуют ветеринарное лечение. - У нас есть он-лайн консультация ветврача на нашей страничке в «Контакте», - рассказала активист Наталья Юканкина. – Кроме этого, одна из саранских ветеринарных клиник согласилась делать нам скидки на лечение бездомных животных. Любой человек, желающий отвести на лечение собаку или кошку, у которых нет дома, может обратиться к нам и получить рекомендацию на скидку. Врач этой клиники Андрей Петрович Лящ согласился проводить бесплатную стерилизацию кошек в аграрном институте.
А с приютом ситуация следующая: городская администрация признала-таки его необходимость еще год назад. Тогда горожане также завалили мэрию письмами. Изначально приют для бездомных кошек и собак планировалось создать на базе городского зоопарка, которое имеет несколько площадок в промышленной зоне Саранска. Первоначально рассматривалось помещение в районе 14-го цеха Механического завода, которое могло бы вместить до 300 животных. Однако от идеи отказались – на этой площадке готовятся и хранятся корма для зоопарка, а бродячие животные могли спровоцировать распространение болезней. Далее рассматривались варианты с Николаевкой и Куликовкой. Причем по последнему проекту даже была подсчитана сметная документация. Предполагалось, что саранский приют сможет вместить 200 собак и 100 кошек. В штате должно было быть 16 сотрудников: заведующий, ветврач, повара, охранники, водитель и рабочие. Планы не реализованы до сих пор. В Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства подтвердили, что проект приюта обсуждается, и что вопрос повестки дня никто не снимал. Однако насколько реально продвинулись дела, подсказать не смогли. Активисты из общественной группы по защите животных решили подыскать здание сами. - Отыскали заброшенный питомник в Солдатском, - делится Наталья Юканкина. – Здание пустует, все коммуникации подведены, условия есть. Теперь защитники животных надеются, что их многочисленные письма в разные инстанции принесут результат, и уже в этом году бездомные животные смогут отметить настоящее «новоселье». - В письме от 22 декабря 2011 года сказано, что в бюджете города запланированы финансовые расходы на создание приюта для кошек и собак, - поясняет участница группы Олеся Коровина.
В проблеме с бездомными животными есть ответы на оба извечных вопроса – «Кто виноват?» и «Что делать?». На второй вопрос будет несколько вариантов – стерилизовать, отправлять в приют или, как это происходит сейчас, уничтожать. А вот на вопрос «Кто виноват?» есть только один ответ: люди. Ветеринары и экологи выделяют несколько источников появления бездомных животных: выброшенные, потерявшиеся собаки и кошки; животные, родившиеся на улице; бесконтрольная деятельность клубов по разведению породистых животных (кстати, оказавшиеся на улице бойцовые породистые псы, озлобленные и голодные – страшная угроза для человека). При этом источником для второй группы обычно является первая. В итоге, за появление животного на улице почти всегда ответственен человек. - Банальная фраза, но мы действительно в ответе за тех, кого приручили, - говорят участники саранского зоодвижения. – Поэтому мы будем заботиться о животных, где бы они ни находились – в приюте ли, или на улице. Наверное, помогать содержать животных в приюте захотят еще сотни, а то и тысячи горожан. Людей, которые выступают за приют, больше, чем тех, кто выступает за расстрелы. Может, это и отличает людей от зверей? П. Семенов. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |