Поездка в лифте станет безопаснее?

Помогут ли новые правила избежать трагедий

В минувшую среду в действие вступили новые правила эксплуатации пассажирских подъемников. Теперь их пуском и ремонтом могут заниматься только профессионалы, имеющие соответствующую квалификацию, а сами лифты должны быть внесены в реестр. Отвечают ли новым требованиям сервисные компании и насколько безопасно ездить в лифтах – в нашем материале. 

 

Основные требования к эксплуатации лифтов содержит техрегламент Таможенного союза, но и он носит рекомендательный характер, который указывает только общие требования к безопасности лифтов. ГОСТы также имеют добровольный характер. Указанные правила не так строги и, как результат, – большое количество аварий и жертв. 

Например, 7 августа, в Москве туристка из Израиля сломала руку, упав в шахту лифта в ресторане русской кухни на Тверском бульваре. Неделю спустя ЧП произошло в Челябинске. В одной из новостроек в шахту рухнул лифт с находившимися там пассажирами. Жертв удалось избежать, поскольку неполадки произошли на уровне 3 этажа. Смертельный случай с падением лифта произошел опять-таки в Москве, в 2016 году. В одном из элитных жилых комплексов «Алые паруса» кабина лифта, где находилась 35-летняя женщина, сорвалась на уровне 6-7 этажа. Этот случай вызвал общественный резонанс и уже тогда после проверок прокуратуры стало очевидно, что за лифтами в многоэтажках необходим строжайший контроль. 

По данным Национального лифтового союза, более 30% подъемников в стране уже выработали свой ресурс. Срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. Во многих многоэтажках они работают почти в два раза дольше. Проверка, инициированная по всей стране Генеральной прокуратурой после трагического случая в Москве, показала, что из 2200 лифтов Мордовии, 300 –в аварийном состоянии. В Республиканском фонде капитального ремонта многоквартирных домов отмечают, что в регионе нуждаются в замене примерно 800 лифтов. В 2016 году фондом были заменены 53 лифта, в 2017 в эксплуатацию запланировано ввести 47 подъемников. В следующем году еще 15 новых лифтов. 

 

Безопасность

За безопасность лифта отвечает управляющая компания. Она подыскивает организацию, которая проводит ремонт и эксплуатацию лифта. Однако теперь в штате компании должен появиться сотрудник, в компетенцию которого входят знание правил эксплуатации лифта, данные о специализированной организации, с которой можно заключать договор и  потом проверять ее работу.  

– Мы заключаем договора на обслуживание и сервис только с лицензированными предприятиями, – комментирует директор ООО «Городская управляющая компания Октябрьского района» Владимир Сайгашкин – Хотя слышал из новостей, что в некоторых городах управляющие компании вообще никаких договоров не заключают. Как так может быть? Ведь на нас лежит огромная ответственность за жизни людей, проживающих в домах. Я в ответе за свой район и думаю, в Саранске не произойдет такая же история, как в Челябинске, потому что наш подрядчик уже не первый год на этом рынке и хорошо себя зарекомендовал. Я сам не раз застревал в лифте. Так вот сервисная компания оперативно реагировала и быстро выручала. В целом, я доволен, что лифтам уделили особое внимание и снова признали их опасным объектом. Очень много частных фирм-новичков пытаются войти в этот рынок, и ужесточенные требования помогут определить, насколько они квалифицированы.

Повышенные требования с вступлением новых правил в силу предъявляются и к специализированной организации. У нее должен быть персонал, который прошел обучение. Каждый механик должен сдать квалификационный экзамен, и данные о нем будут внесены в федеральный реестр. Также у специализированной организации должно быть помещение для хранения инструментов и проведения ремонтных работ, транспорт для перевозки тяжелых деталей. 

Оказалось, что в Саранске были давно готовы к новым требованиям и работали согласно им. Эксплуатационно-ремонтное предприятие – одно из самых крупных подрядчиков, которые обслуживают и ремонтируют лифты. На ее ответственности работа 1600 лифтов, то есть почти все лифты, что есть в городе.  

– Наше предприятие уже имеет определенную историю,– рассказывает Илдар Айзатуллов, главный инженер эксплуатационно-ремонтного предприятия. – Несмотря на то, что компания была организована в 2003 году, люди, которые пришли в это время, были не новичками. Они перешли из других подразделений, часть из них пришла еще от нижегородского управления. Мы работали по требованиям, которые были определены еще при советской власти. Были периоды реорганизации этой работы, когда Ростехнадзор то отвечал за лифты, то нет, а мы продолжали работать, создав свою структуру. Сейчас все снова возвращается, и оказывается в то время, это и было правильно. Ввод в эксплуатацию нового лифта происходит с участием комиссии, с представителем Ростехнадзора, хотя последние несколько лет этого не делалось. 

Обучение, аттестация людей у нас тоже происходила вовремя. Мы работаем достаточно стабильно. У нас есть свое здание, есть своя база, есть транспорт, группа эвакуации пассажиров и аварийные службы. Но кое-что будем подтягивать под существующие изменения. Например, одно из требований, что в кабине лифта должна быть информация о правилах пользования лифтом и телефонах экстренных служб. Этих табличек в некоторых домах хватает на неделю, где-то еще меньше. Люди начинают баловаться и срывать их. Будем следить за этим и своевременно их менять. 

Новые правила также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор о постановке лифта на учет для внесения данных о нем в федеральный реестр, а значит теперь информация о каждом лифте будет на контроле у государства. В эксплуатирующих организациях нас заверили, что в Мордовии в безопасности лифтового оборудования жители могут быть спокойны, но с оговоркой, что это действует при правильной эксплуатации лифта. Читайте правила!

 

Н. Малышева.

 

Цифра:

С 2014 года в Мордовии были заменены 103 лифта на сумму 222 миллиона рублей. 


Personal web page Mordovia newspaper (с)