Полки уходили в бессмертие

В годы войны Мордовия готовила резерв для Красной Армии

Резидент НКВД СССР в Лондоне, на основании агентурных данных, подтвержденных также источником из кругов американского посольства, сообщил следующее:

«4 августа 1942 г. № 1420/Б «25 июля военный кабинет Англии на своем заседании принял решение – второй фронт в этом году не открывать».

Народный комиссар внутренних дел СССР (Л.Берия)».

 

Резидентура в Лондоне – это полковник А.В.Горский, работавший под прикрытием должности второго секретаря полпредства СССР в Великобритании, именно у него на связи была знаменитая «кембриджская пятерка» агентов; и уроженец села Ускляй Рузаевского района Мордовии полковник И.А.Чичаев, который координировал взаимодействие советской и английской разведок и одновременно исполнял обязанности поверенного в делах СССР при союзных эмигрантских правительствах.

И.В.Сталин, когда ему доложили об этой шифровке, не удивился, он помнил, как буквально на второй день после нападения Германии на Советский Союз сенатор Трумэн заявил: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше».

В Москве прекрасно понимали, что так называемые союзники никогда не отличались порядочностью. Один не уставал твердить, что он ярый враг России, второй, чья иезуитская цитата приведена, как профурсетка, метался в поисках выбора, как бы подороже себя продать. Так что, надежды на этих союзников – никакой. Нужно было надеяться только на свои силы.

Звучит несколько трафаретно, но точно соответствует истине: с начала Великой Отечественной войны Советский Союз превратился в единый военный лагерь. У каждой республики, области имелись свои отличительные особенности: Урал – танки, Горький – автомобили, Куйбышев – самолеты. Историки отмечают, что Мордовия в годы Великой Отечественной позиционировала себя как регион качественной военной подготовки.

Помните, у Булата Окуджавы: «Кавалергарды, век недолог…». То ли констатация этого печального факта, то ли напоминание о неотвратимости финала, то ли предостережение от попытки подарить кому-то надежду…

Если «осовременить» эту строку: «Лейтенант, ваш век недолог», то тут все ясно: ни аллегорий, ни гарантий не требуется. Статистика, которая уверяет, что знает все, свидетельствует: жизнь лейтенанта на передовой ограничена всего несколькими днями. Он успевает поднять свой взвод в атаку один, два, ну, три раза. Немцы, как, впрочем, и наши, выбивали в первую очередь офицеров. Это и понятно: без командира воинское подразделение просто толпа.

Война буквально пожирала младших офицеров. Особую актуальность в связи с этим приобретало указание И.В.Сталина, высказанное им еще 4 мая 1935 года в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий: «Кадры решают все».

3 марта 1942 года было принято решение о формировании Саранского военного пехотного училища. Из Москвы позвонили первому секретарю Мордовского обкома ВКП(б) В.П.Петушкову – оказать помощь в укомплектовании училища.

Интересная деталь: в поезде ехал к месту назначения начальник училища полковник Г.С.Антонов. На каждой станции – Зубова Поляна, Торбеево, Ковылкино, Рузаевка – в вагоны входили группы призывников.

Штаб училища располагался  в двухэтажном каменном здании на углу улиц Советской и Рабочей. Было сформировано пять батальонов. За городом оборудовали учебное поле и стрельбище. В училище готовили  командиров взводов: стрелковых, пулеметных, противотанковых ружей, минометных. Курсанты – из Мордовии, Татарии, Чувашии, Горьковской, Пензенской, Тульской, Рязанской областей. Срок обучения курсантов – полгода, при обострении обстановки на фронтах его сокращали вдвое. 20 марта 1942 года начались занятия. Курсантов в первую очередь учили, как правильно руководить боем. Например, темой одного  из учений было: «Наступление усиленного стрелкового батальона на обороняющегося противника с марша». Много времени уделяли и огневой подготовке. Были даже организованы соревнования по стрельбе с курсантами Московского военного пехотного училища. Победили саранские курсанты.

Вскоре в училище поступила телеграмма – направить на Западный, Юго-Западный, Северо-Западный и Сталинградский фронты 750 офицеров. С 20 января по 2 февраля 1943 года государственная комиссия проверяла знания и умения курсантов по тактике, огневой подготовке, уставам. На «отлично» экзамены сдали 23 процента курсантов, на «хорошо» - 44 процента. Отмечалось, что выпускники обучены управлению взводом в наступлении и обороне, умеют руководить огнем из стрелкового оружия и приданными подразделениями огневых средств. Это был первый выпуск офицеров. А вскоре поступает вторая телеграмма – необходимо выпустить 700 курсантов, оставшихся от первого набора: требовались офицеры Воронежскому, Западному, Центральному и Степному фронтам. 

В марте 1943 года вместо убывших выпускников в училище принято 2242 курсанта. Но вскоре Саранское военное пехотное училище было расформировано – частям и соединениям, ведущим тяжелые бои на Курской дуге и на Кавказе, требовалось пополнение. Начальник училища Г.С.Антонов станет командиром полка, после форсирования Днепра его полк  15 суток удерживал плацдарм на правом берегу. В феврале 1944 года в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении полковнику Г.С.Антонову звания Героя Советского Союза.

В начале июля 1943 года в Саранск прибыли квартирьеры Калинковичского пехотного училища. Сформированное в 1939 году в Полесской области Белоруссии, училище в начале войны было передислоцировано в Рыбинск, а оттуда – в Саранск. В конце июля штаб Московского военного округа приказал направить в войска 1600 офицеров и в то  же время принять 645 курсантов, уроженцев Мордовии.

В архиве хранится  приказ начальника Саранского гарнизона генерал-майора Чувашева и коменданта города Саранске майора Блавацкого командованию училища о выделении 7 ноября 1944 года 15 линейных с флажками для проведения в Саранске демонстрации в честь 27-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и о порядке прохождения курсантов на этом праздничном мероприятии.

В мае 1945 года в училище поступил приказ о наборе 850 курсантов, а 2 сентября этого же года училище  расформировали. Все курсанты были направлены в другие военные учебные заведения.

С 5 июля 1941 года в республику стали прибывать авиационные части. 1-я отдельная авиационная эскадрилья Краснознаменного Балтийского флота, 2-й  запасной авиационный  полк, эскадрилья ночных истребителей Ейского авиационного училища имени И.В.Сталина, авиабаза и школа младших авиационных специалистов Военно-воздушных сил Военно-морского флота, 3-е военно-морское авиационное училище – всего с десяток. На их базе формировали части, которые отправляли на фронт. В районах республики развернулось строительство аэродромов. На Саранском аэродроме дислоцировалась учебная эскадрилья самолетов Ил-2, здесь же принимались самолеты, летевшие с заводов-изготовителей на фронт.

В августе 1941 года Председателю Совнаркома Мордовской АССР поступил циркуляр: «Согласно указанию народного комиссара обороны СССР тов. И.В.Сталина за номером орг/2/538998 от 11 августа 1941 года в г.Саранске формируется и должна быть временно размещена стрелковая дивизия…». С этого документа начинается биография 326-й стрелковой дивизии, воины которой в жестоких боях с немецко-фашистскими захватчиками добыли славу своему соединению: дивизии было присвоено почетное наименование «Рославльская» и она награждена орденом Красного Знамени.

Среди фильмов последних лет о Великой Отечественной войне значится и «Последний бронепоезд». Он воспринимается как некий экзерсис, своего рода фантазия на заданную тему. Содержание фильма – вымысел его авторов. Но сам факт участия в боях бронепоездов – реальный. В годы войны в Рузаевке дислоцировался Первый отдельный учебный полк бронепоездов имени Ф.Н.Алябьева Он состоял из трех дивизионов: в первом готовили  младших командиров пулеметных и зенитных расчетов, во втором – рядовых артиллеристов и зенитчиков, в третьем – рядовых пулеметчиков, младших командиров подразделений разведки, связи. Количество обучающихся  достигало четырех тысяч человек. В ноябре 1941 года специалисты полка создали бронепоезд, который,  считался уникальным по своему боевому оснащению: три танковых башни, восемь пулеметов, авиационный двигатель, позволявший разгонять бронепоезд до ста километров в час, экипаж втрое меньше обычного, отсутствие дыма делало его менее уязвимым. Этот бронепоезд участвовал в боях под Сталинградом.

К 25-й годовщине создания,10 сентября 1943 года, Первый учебный полк бронепоездов  награжден орденом Красного Знамени.  Позже полк был передислоцирован в Московскую область. 

Зимой 1941 года в Мордовии были сформированы 112-й, 115-й, 

116-й отдельные лыжные батальоны, 259-й запасной лыжный полк. Потери личного состава 115-го и 116-го лыжных батальонов на 17 дней боев на московском направлении достигали 60 процентов. 112-й лыжный батальон защищал Москву в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, которым командовал генерал Л.М.Доватор.  Весной 1942 года батальон был расформирован и включен в состав 40-й отдельной Краснознаменной стрелковой бригады.

В Саранске располагались также 10-й запасной стрелковый и 1005-й стрелковый полки.

В 1941 году в республике было создано 208 команд истребителей танков, в которых насчитывалось около 2200 человек.

Но не только для кадровых частей и соединений готовили в Мордовии бойцов и командиров. Кандидат исторических наук В.М.Ковшова, долгое время занимающаяся исследованием темы «Мордовия в годы Великой Отечественной войны», обнаружила в архивах документы, свидетельствующие о том, что в республике велась подготовка  партизан. В лесных массивах Зубово-Полянского и Темниковского районов предполагалось разместить партизанскую бригаду, включавшую три стрелковых батальона, один батальон минеров-подрывников, роту пулеметчиков. Там соорудили пять землянок на сто человек каждая, заложена база с оружием и продовольствием. В каждом из тридцати районов республики создавались отряды в 25-30 человек во главе с секретарем райкома партии. У бригады было и название – Красномордовская.

Кроме подготовки резервов для фронта, в республике было создано народное ополчение, насчитывающее порядка 13 тысяч человек. На территории республики располагались 14 госпиталей, шесть из которых находились в Саранске.

В Мордовии также размещались 227-й гаубичный артиллерийский полк,  четыре отдельных батальона химического отпора, 178-й отдельный батальон связи, 9-й запасной артиллерийский полк, 13-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон связи, 1097-й Ромодановский стрелковый полк.

В годы Великой Отечественной из Мордовии было призвано свыше 240 тысяч ее жителей. Больше половины из них с полей сражений не вернулись. Какие потери понесли части и подразделения, сформированные в республике, неизвестно – эти потери значились в общих сводках фронтов. Мы помним, всех, ушедших на фронт из республики, но, к великому сожалению, не поименно.  И будем им вечно благодарны за их подвиг, за жизнь, подаренную нам и другим поколениям. 

В.Климанов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)