Посадить рядового Деняева? |
Солдат-срочник из Мордовии предстанет перед судом по обвинению в прошлогодних взрывах снарядов в Башкирии Военный следственный отдел по Уфимскому гарнизону завершил расследование о взрыве боеприпасов на 99-м военном арсенале в полукилометре от башкирского поселка Урман, произошедшем 26 мая прошлого года. В ближайшее время дело будет передано в суд. Как и следовало ожидать, виновным в «мирном артобстреле», по версии следствия, оказался рядовой из Мордовии Сергей Деняев, которого «назначили» ответственным за взрыв на следующий день после ЧП.
Двое суток «мирной войны» В армию житель села Болдасево Ичалковского района Сергей Деняев пошел по доброй воле. Служба для парня, закончившего на родине кулинарное училище, началась в Саратовской области. Спустя три месяца парня перевели в Башкирию, в войсковую часть в Алкино, а еще через полтора месяца – в Урман. 26 мая 2011 года повар Сергей Деняев вместе с другими срочниками участвовал в погрузочных работах: переносил ящики с боеприпасами, которые предназначались для утилизации. По версии следствия, рядовой Деняев бросил латунную гильзу с пороховым зарядом к таким же гильзам. От удара снаряд сдетонировал и спровоцировал возгорание. С полсотни человек, находившиеся в тот момент на территории арсенала, сначала пытались потушить пламя самостоятельно, но усилия их были тщетны: огонь разгорался все сильнее, кроме того, боеприпасы начали взрываться. Увидев, что ситуация выходит из-под контроля, военнослужащие вызвали пожарных. Справиться с огнем специалистам удалось лишь спустя сутки. Однако детонация боеприпасов продолжалась еще два дня. За это время было уничтожено около ста тысяч боеприпасов. Осколки артиллерийских снарядов разлетались в радиусе 3-4 километров. Жители Урмана – две с половиной тысячи человек – были эвакуированы. Двенадцать человек получили различные травмы, 116 жителей поселка остались без крова, повреждения и разрушения коснулись более 800 построек.
Сначала против Сергея Деняева было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 349 «Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих», предполагающую максимальное наказание до двух лет лишения свободы. Однако в ходе следствия обвинение переквалифицировали на более жесткую статью 217 – «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах», и теперь рядовому из Мордовии грозит до трех лет лишения свободы. «Обвинение переквалифицировано в связи с тем, что арсенал – это взрывоопасный объект», - прокомментировал руководитель Военного следственного отдела по Уфимскому гарнизону Олег Подустов. Отправив под суд Деняева, следственные органы ничего не сообщили об итогах расследования в отношении должностных лиц войсковой части № 67684. В основу уголовного дела, которое в июне прошлого года завели по тем же статьям, что и в отношении Деняева, легли результаты проверки безопасного хранения боеприпасов и обеспечения пожарной безопасности. Проверка показала, что взрывам способствовали допущенные должностными лицами арсеналов нарушения правил пожарной безопасности, а также при проведении работ по утилизации боеприпасов. Кроме того, стало известно, что Сергея Деняева, как и других срочников, вообще не должны были привлекать к работам по разукомплектованию боеприпасов. «Для этого они не имели соответствующей подготовки: ранее работы с данным типом боеприпасов не производили, теоретическую и практическую подготовку не прошли, положенные зачеты не сдали», - сообщил в интервью РИА Новости руководитель Главного следственного управления СКР генерал-полковник юстиции Александр Сорочкин. Тем не менее рядовой Деняев пока остается единственным обвиняемым в урманских взрывах.
«Его сделали стрелочником» Сослуживцы Сергея не считают, что он виноват в случившемся. «Его просто сделали стрелочником, - рассказал порталу «Ufa1.ru» местный житель, служивший вместе с Деняевым. – На месте Сергея мог оказаться каждый из нас, потому что мы каждый день таскали эти ящики с боеприпасами и кидали их, а если грузили медленно, то офицеры начинали кричать, что мы плохо работаем. Приходилось делать все быстро, поэтому мы почти бросали эти ящики. А после случившегося в журналах были сделаны записи задним числом о том, что солдаты-срочники вообще не занимались разгрузкой боеприпасов. Вместо этого указали, что мы слушали курсы военно-патриотического воспитания». О том, что солдат с утра до ночи заставляли таскать стокилограммовые ящики со снарядами, со слов сына рассказывала и мать Сергея Деняева. «Ящики гнилые, тяжелые, а солдаты вконец измотанные, немудрено их и уронить! – говорила Марина Деняева. – В тот момент, когда все произошло, рядом с ребятами вообще офицеров не было, они оставили моего мальчика и других солдат одних с опасными коробками!»
Следствие тем временем так и не дало ответа на вопрос, который до сих пор занимает умы: как же так получилось, что после взрыва, прогремевшего в непосредственной близости, Сергей Деняев и другие солдатики выжили. Как выразился один из блоггеров: «Откуда взялся этот бессмертный Дункан МакЛауд, который выжил в здании склада, начиненном сдетонировавшими боеприпасами? Если такая гильза сдетонирует, проще говоря, рванет, то пострадает минимум взвод!» Также весьма интересно было бы узнать, почему работу с боеприпасами доверили повару. Но, видимо, ответы на эти и другие вопросы не предназначены для широкого круга лиц… И похоже, что в виновность Деняева верят (а скорее, делают вид, что верят) лишь те, кому это выгодно. Судебного процесса Сергей Деняев ожидает дома, в Болдасеве. Как сообщил журналистам руководитель Военного следственного отдела по Уфимскому гарнизону Олег Подустов, в июле прошлого года рядовой демобилизовался и уехал на малую родину. О. Шувалова. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |