Сегодня и завтра мордовского футбола

Об этом рассуждает ветеран саранского «Спартака» Валерий Приведенцев

На прошлой неделе ФК «Мордовия» потерял последние шансы на то, чтобы быть представленным в сезоне-2017/18 в Футбольной национальной лиге. Как ни парадоксально, но даже заняв по итогам сезона 17-ю строчку, наша команда еще сохраняла надежды на лучшее. Сама лига могла дать «зеленый свет» команде из Мордовии, отправив «на переэкзаменовку» несколько клубов, нарушавших правила лицензирования. Но и «Томь», и «Факел», и «Кубань» с «Лучом-Энергией», имевшие кредиторскую задолженность и долги по зарплате, сумели их погасить. И поэтому освободившуюся после самоотвода «Читы» вакансию заняли не мы, а дальневосточные «тигры». Так нам аукнулась ничья 1:1 в последнем туре чемпионата как раз против «Луча-Энергии». 

 

Что дальше? Этот вопрос волнует сейчас многих футбольных людей в Мордовии. В беседе с ветераном мордовского футбола, одним из лучших игроков саранского «Спартака» 60-х – начала 70-х годов прошлого века Валерием Приведенцевым мы и рассуждали на эту больную тему.

- Как Вы считаете, Валерий Викторович, почему «Мордовия», укомплектованная весьма квалифицированными футболистами, не смогла в конечном итоге выполнить даже задачу-минимум и вылетела во вторую лигу?

- Наверное, здесь стоит начать с фигуры главного тренера команды – Дмитрия Черышева. Что мы о нем знали до начала сезона? Да, работал в тренерском штабе Унаи Эмери, отвечал там за атакующие действия, моделировал выход из обороны в атаку. Да, с ним «Севилья» выиграла Лигу Европы. Но опыта самостоятельной работы с командой у него мало. Быть в тренерском штабе и нести личную ответственность за ее результаты – не одно и то же. Я считаю, что предсезонная подготовка команды была провалена. Команда не «бежала» ни в августе, ни поздней осенью. Иногда выигрывала, гораздо чаще – проигрывала, но даже в победных матчах меня не оставляло ощущение полного отсутствия игрового почерка.

Второй важный момент – это средний возраст команды. «Мордовия» в минувшем сезоне была одной из самых возрастных в лиге. 12-13 игроков –  за 30 лет. Поэтому в целом ряде матчей мы видели, как после активно проведенного отрезка «Мордовия» на несколько минут выпадала из игры, отдавала инициативу. Команде просто не хватило силенок. 

Когда в прошлом году ваши коллеги с телевидения спрашивали у меня, кого я вижу в роли главного тренера «Мордовии», я называл фамилию Щербаченко, потому что его игровая философия больше всего соответствует эмоциональной сущности наших людей.

Но почему-то в конечном итоге выбор пал на Дмитрия Черышева.

- Как оцените 4-месячный период работы наставником Марата Мустафина?

- Все, что он мог сделать, Марат сделал. К сожалению, многое было упущено в первой, более длинной, части сезона. Набрал практически столько же очков, но, к сожалению, в зимний трансферный период мы по известным причинам не могли усилиться. Тогда как «Балтика», например, и несколько других клубов это сделали. Марат привлек к играм несколько человек из молодежного состава, но что они могли сделать? Самородков, способных сходу взвалить на себя ношу лидера, среди них не было. 

В плюс Марату можно отнести то, что он начал выпускать на поле воспитанников клуба. Руслан Навлётов во второй части сезона стал игроком стартового состава, так же как Владислав Сысуев. Пару раз на замену выходил Владислав Адаев. Это все очень важно, поскольку в ПФЛ нам, хотим мы того или нет, придется делать ставку на собственных воспитанников. Не думаю, что кто-то из игроков уровня Сабитова или Осипова останется у нас: в ПФЛ совсем другой уровень зарплаты.

- Наша клубная «академия» ежегодно выпускает десятки игроков, но отдача от ее работы невысокая. До последнего времени мало кому из них удавалось добраться до главной команды. В чем причина?

- Ради чего сотни мальчишек ежедневно занимаются футболом? Мы же ведем их с 6-7-летнего возраста. Потом они оканчивают школу, уходят в армию и… все, до свидания? Хорошо, если кто-то из них потом возвращается, но время потеряно, это, в лучшем случае, уровень первенства Мордовии среди любителей. Мы что, готовим такую большую группу ребят для того, чтобы отвадить их от улицы и дурных наклонностей? Конечно, это тоже вариант, но, думаю, все-таки не главный. 

В свое время Вячеслав Алексеевич Бобров умудрялся один тренировать сразу восемь групп, и эта работа давала плоды. Ежегодно в состав главной команды вливались один-два воспитанника нашей школы. Ларионов, Костерин, Чиконаков, братья Абушаевы, Мишин, Завьялов, Слесарев, Поветкин, Приведенцев, Пискунов – это все его воспитанники разных лет. Нам говорят, мол, ребята «сырые», не тянут на основной состав. Но, послушайте, как же они могут расти, если им не давать шанса?

- Считаете, что во второй лиге «Мордовия» справится собственными силами?

- Если руководство республики поставит перед командой задачу выйти в ФНЛ, а оно, скорее всего, так и сделает, то опираясь только на собственные силы, мы ее не решим. У нас нет большого выбора игроков. Где нам черпать силы для команды мастеров? В школе, среди 17-летних пацанов? В первенстве Мордовии? Если бы это было так, то тогда наши ребята каждый год «пачками» уезжали бы в другие клубы. 

Поэтому нам все равно придется приглашать опытных игроков. Человека 4-5, по одному в каждую линию. Собственно, так у нас всегда раньше и было: и в те времена, когда мой «Спартак» играл в классе «Б», и позднее, когда «Светотехника» выступала во второй лиге союзного и российского чемпионатов.

- Куда, на Ваш взгляд, нам следует заявиться? В зону «Центр», где больше клубов и уровень конкуренции чуточку выше? Или в «Урал-Поволжье», где и команд меньше, и перспектив, кажется, больше?

- Честно говоря, я в последнее время совсем не следил за вторым дивизионом. Но в любом случае, и там, и там нам будет непросто. 

- Но, согласитесь, негоже городу, в котором через год пройдут матчи Чемпионата мира по футболу, иметь команду низшей профессиональной лиги?

- Совершенно верно. Конечно, по репутации Саранска, как города-организатора чемпионата мира в России, был нанесен серьезный удар. Будем надеяться, что современная инфраструктура, которая останется после чемпионата, послужит катализатором для дальнейших успехов нашего любимого клуба.

- Что Вы можете сказать по поводу невысокой, мягко говоря, посещаемости стадиона «Старт» в последнем сезоне?

- Это ведь не только наша беда. Можно взять любую команду ФНЛ, и когда смотришь по монитору телевизионную картинку, то в большинстве городов на трибунах стадионов очень мало народу. За редким исключением.

Нашего болельщика я очень хорошо понимаю. Когда еще год-два тому назад сюда приезжали такие мастера, как Халк, на которого специально ходили посмотреть, как Данни, Витсель, Муса, Думбия, Промес и другие, а сейчас им пытаются «впарить», такое, с позволения сказать, «зрелище», то естественной реакцией людей будет разочарование и отвращение. И это никакими «пряниками» в виде бесплатного пропуска на матчи не исправишь. Наш футбол, даже на уровне РФПЛ, к сожалению, далеко не самый привлекательный продукт. И я прекрасно понимаю хозяев клубов высшего дивизиона, которые ломают голову над тем, как бы его выгоднее «продать». Что уж говорить про низшие дивизионы? Здесь ситуация хуже в разы.

- Как вернуть зрителей на стадионы?

- Для этого клубы и проходят время от времени «обряд очищения» низшими лигами. Болельщика не обманешь. Если он увидит, что игроки выходят на поле не только для того, чтобы «красиво» отработать свой контракт, что они играют сердцем, а тем более, если это будут свои, местные ребята, тогда он вернется, обязательно вернется. Придут родители, родственники и знакомые. Каждый приведет с собой соседа или друга. Если «Мордовия» будет показывать яркий и результативный футбол, как при Фёдоре Щербаченко, зрители будут ходить даже на матчи против аутсайдеров. И такое у нас уже было. 

- Почему «Мордовия» уже два с половиной года вынуждена обходиться без генерального спонсора?

- Еще одна болевая точка. Был «Мордовцемент», который вкладывал деньги в проект, под эти деньги мы могли приглашать в клуб сильных футболистов. Но можно понять и Сергея Сиушова, которому начали навязывать то одного футболиста, то другого. Ему, знаю, это очень не нравилось. Поэтому в один «прекрасный» момент терпение лопнуло. Сейчас он вкладывает деньги в ФК «Саранск». Причем, насколько я знаю, он с самого начала поставил условие, чтобы в его дела никто не вмешивался. 

Конечно, и главной команде республики тоже нужен спонсор. Может быть, группа спонсоров. Желательно, чтобы свой, местный. Хотя это и непринципиально. 

- Мордовия способна «потянуть» такой проект?

- А почему нет? Годовой бюджет трети клубов РФПЛ – это 13-15 млн. долларов. 700-800 млн. рублей составляют бюджет «Амкара». Те же деньги в прошлом сезоне, когда мы выступали в Премьер-лиге, имела наша «Мордовия». У «Крыльев Советов», «Уфы» и «Урала» – не намного больше. При этом «Амкар» – один из старожилов «высшего общества», а мы – катаемся на «лифте». 

- Я это к тому, что приходилось слышать разговоры болельщиков о том, что, может быть, ну ее, эту Премьер-лигу? Не нужна она нам? Вы как считаете?

- По здравому рассуждению, при нынешней ситуации «Мордовия» в Премьер-лиге действительно никому не нужна. Даже если попадем туда, закрепиться надолго в ней она не сможет. С другой стороны, нам нужно помнить об инфраструктуре, которая создается с прицелом на ЧМ-2018. «Мордовия-Арена» – это, бесспорно, уровень Премьер-лиги. Здесь должны играть большие команды и «большие» игроки такого же класса, как Халк. Почему в Перми смогли создать «долгоиграющий» футбольный проект, а мы не можем? 

Нужно, чтобы все работало в унисон. Чтобы школа готовила футболистов для первой команды, тренер подводил их к матчам, менеджер – обеспечивал жизнедеятельность клуба. Думаю, что мы все заинтересованы в том, чтобы «Мордовия» была самостоятельной единицей, которая радовала бы своей игрой болельщиков и время от времени давала игроков в сборную России. 

И грядущий Чемпионат мира по футболу – это лучшая возможность заявить о себе. После него может быть уже поздно. 

А. Пьянзин. 

 

Фото автора.


Personal web page Mordovia newspaper (с)