Жизнь в изоляции

«Хрущевка» в Саранске стала местом заточения для инвалида-колясочника Александра Князева

Уже почти два года 20-летний Александр Князев прикован к кровати. Все это время он - заложник малогабаритной квартиры на пятом этаже. В «хрущевке» нет ни лифта, ни пандусов, поэтому молодой человек не может выбраться из дома. О том, почему доступная среда в Саранске остается недоступной, - в нашем материале. 

 

С работы – в реанимацию

Молодой человек в одночасье стал инвалидом первой группы после травмы позвоночника. Причина тому - несчастный случай на работе. Александра срочно госпитализировали в реанимацию, а потом была сложная операция. Когда молодой человек пришел в себя, он понял, что не чувствует ног. 

- Это как страшный сон, который никак не может закончиться, - говорит его мама Елена Анатольевна. – Мы не хотим ворошить прошлое. Какой смысл сейчас говорить: почему такое произошло. Теперь главное: как жить дальше? Саша последний раз на улице был полгода назад, а ему так хочется подышать свежим воздухом…

Родителям не под силу выносить сына на улицу. Он весит 80 килограммов плюс еще инвалидное кресло.

- В квартире тоже его носим на руках, в туалет и ванную коляска не проходит. «Хрущевку» невозможно приспособить под инвалида, - сокрушается мама. – Мы даже раму Бубновского для занятий Саши не можем закрепить на стене. 

Практически целыми сутками Александр лежит, но он не опускает рук. По возможности молодой человек тренируется прямо на кровати. Родители верят, что сын обязательно пойдет. Большим стимулом для него стала его девушка Юлия. Наверное, только благодаря ее поддержке он не отчаялся и обрел новые силы. 

 

Помогли незнакомые люди

- Сейчас для сына главное – реабилитация, - отмечает Елена Анатольевна. – Он мог бы посещать бассейн, тренажерный зал. Сегодня такие условия есть для инвалидов в Саранске, но как ему выбраться из дома?! Купить новую квартиру на первом этаже мы не в состоянии. На доплату с обменом денег тоже нет. В очередь, как нуждающиеся в жилье, встать не можем. У нас полтора «квадрата» - лишние… Сейчас из нас троих работает только муж, зарплата у него небольшая. Я работала кондуктором, но уволилась сразу, как только случилась беда. Сыну требуется постоянный уход, он не может оставаться один. 

Каждая копейка в семье идет на восстановление Александра. В этом месяце он поедет на свою первую реабилитацию в Подмосковье. Деньги на нее собирали, что называется, всем миром. 

- Я хочу сказать огромное спасибо всем тем, кто откликнулся на нашу беду, - говорит Елена Анатольевна. – Совершенно незнакомые люди принесли тренажеры. Теперь сын учится стоять с поддержкой. Были и перечисления средств, поэтому сейчас сын планирует поехать в Подмосковье на реабилитацию. Путевку по квоте от Минздрава выделят позже.

Вопрос с доступной средой оказался самым сложным, его не удается решить до сих пор. Любой  выход Александра из дома – целая проблема для семьи. Иногда на подмогу приходят родственники или даже посторонние люди, но все время искать помощи, как считает мама, нельзя. 

- Скоро сыну на экзамены в техникум надо. Заранее переживаю, как спускать его будем, - говорит Елена Анатольевна. 

Чтобы добиться помощи, Александр обратился к Президенту Владимиру Путину. Из Москвы пришел ответ, что заявление будет рассматриваться в администрации Саранска. 

Елена Анатольевна ходила на личный прием к первому замминистра социальной защиты РМ Нине Иняткиной. После этого пришел официальный ответ из Министерства социальной защиты населения РМ. 

В нем сообщается, какая работа проведена в Мордовии в рамках программы «Доступная среда». 

«С 2014 г. адаптированы 47 объектов в шести приоритетных сферах жизнедеятельности: здравоохранении – 9, социальной защите населения – 13, занятости населения - 5, спорт – 5, культуре -11, образовании – 4. Что касается адаптации жилого фонда, то софинансирование данной сферы в рамках реализации Государственной программы РМ «Доступная среда» не предусмотрено». 

- Это, конечно, очень ценная информация для меня, - с долей иронии говорит Александр. – Я рад, что столько всего сделано. Но какой толк в этом, если инвалиды не могут выйти из дома?

Также в ответе отмечалось, что в муниципальной целевой программе «Доступная среда в городском округе Саранск» на 2016-2018 годы» на обеспечение безбарьерной среды  в многоквартирных домах, где проживают инвалиды-колясочники,  на 2017 г. предусмотрено 1,5 млн. руб. 

«В этой связи в адрес замдиректора Департамента хозяйства администрации городского округа Саранск – начальника Управления по вопросам городского хозяйства А.М. Арянова и председателя Мордовской республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» Д.Ш. Газаряна направлены ходатайства по установке гусеничного лестничного подъемника», - сообщалось в письме.

 

В окно или дверь?

- Почему органы власти перекладывают эту задачу на плечи самих же инвалидов? – не понимает председатель МРО «Всероссийское общество инвалидов» Дмитрий Газарян. – Это же абсурд! Мы бы рады помочь, но у общественной организации нет собственных средств. К тому же, гусеничный лестничный подъемник в данном случае не решит проблему, поскольку инвалид живет на пятом этаже. Ему сможет помочь только устройство, которое крепится к внешней стороне здания. Для этого вместо окна нужно будет сделать дверь. Стоимость этого устройства без учета работ и технической экспертизы – 300 тысяч руб. А мы на весь 2017 г. получили субсидию в размере 200 тысяч рублей, и это на все районы республики! 

В администрации Саранска деньги на такой подъемник тоже не найдутся. Как нам сообщили в Управлении городского хозяйства, гусеничный подъемник, как рекомендовано Министерством соцзащиты РМ, до пятого этажа сделать нереально. Если даже его удастся установить, возникнет очень много вопросов с его эксплуатацией. 

С переселением семьи пока тоже не получается, хотя это самый приемлемый вариант решения проблемы. В городском жилищном агентстве сообщили, что на момент обращения заявителя жилья, которое удовлетворяло бы его требованиям, не было.

- Нам звонили из городского жилищного агентства и предлагали найти равноценное жилье на первом этаже, но сын не согласился, - отмечает Елена Князева. – Сейчас, чтобы перевезти вещи и нанять грузчиков, отдашь немалую сумму, а потом опять будешь умолять, чтобы сделали пандус, расширили дверные проходы и т.д. Ну, нельзя приспособить «хрущевку» для инвалида-колясочника! Сыну нужны такие условия, чтобы он смог посещать тренировки. Для этого надо, чтобы коляска могла развернуться в коридоре, не было барьеров в подъезде и при выходе из него. А какой этаж – не важно, если работает лифт…Если бы ему хотя бы на время реабилитации дали такую квартиру, мы были бы счастливы. 

Чиновникам стоит прислушаться к маминым словам, если они не хотят тратить порядка полумиллиона рублей на подъемник.

С.Медведева.

Фото С.Пестов.

 

 

P.S.  Газета «Мордовия» будет отслеживать эту ситуацию. Мы надеемся, что  чиновники на этот раз обойдутся без формализма и помогут парню. 

 

 

Мнения

Доступна ли в Саранске среда для инвалидов?

Вячеслав Чебураев:

- Я – инвалид с детства. Общеобразовательную программу осваивал на дому. Не знаю, как сейчас, а в то время и в школу на коляске нельзя было заехать. Заочно окончил Мордовский госуниверситет, получил специальность социолога. Два года удалось поработать по программе «Содействие трудоустройству инвалидов» на одном из саранских заводов.  Я вожу автомобиль, три раза в неделю посещаю спортивный клуб «Вымпел», занимаюсь армрестлингом, настольным теннисом, то есть не чувствую себя изолированным от общества. Летом меня практически невозможно застать дома. Хочу сказать, что пользуюсь и бесплатным транспортом для инвалидов, который предоставляется в Саранске. Каждому выделяется восемь поездок на ГАЗели. 

В последнее время очень много сделано в плане доступной среды для инвалидов: на коляске можно посещать парки, торговые центры и даже кинотеатр. Но проблем, конечно, еще много. Где-то пандусы такие, что пешком по ним нельзя подняться, не то, чтобы на коляске. Кнопка вызова тоже нередко фикция. Где-то они уже выдраны, а если есть, то это еще не факт, что тебе помогут. Знакомые говорили, что продавцы поднять их в магазин так и не смогли. Вышли и руками развели… 

Для меня самая большая проблема - выбраться из дома без посторонней помощи. Три года назад мне установили откидной пандус, но проехать по нему самостоятельно нельзя. Хотелось бы другое, более современное устройство, но в районной администрации говорят: для этого нет технической возможности. Надеюсь, что она когда-нибудь появится.

 

Таисия Февралева:

- Я – инвалид второй группы. У меня нет обеих ног, вместо них – протезы. Для меня все, что рядом, не всегда доступно, особенно зимой. Когда скользко или занесены дорожки, на улицу хоть не выходи! К сожалению, я не всегда могу купить те продукты, что хочу. Приходится идти туда, куда доберешься. Мне нравится магазин «Птица» на ул. Коваленко, но я не могу забраться на пригорок. По просьбе жителей там установили ступени, но они очень узкие, подняться по ним все равно не получается. Нужен поручень, чтобы можно было опереться. Это не только моя проблема, но и всех пожилых людей. Надеюсь, что чиновники доведут дело до конца.

Отдельная тема – посещение поликлиники на Светотехстрое. Мне часто приходится заниматься самолечением, потому что добраться до врача очень сложно. До поликлиники еще я нормально доеду, а вот обратно приходится ехать с пересадкой, на двух видах транспорта. Одни мучения!  

 

Дмитрий Гераськин:

- Я стал инвалидом шесть лет назад, после аварии. Для меня проблемы начинаются с выхода из дома. Тротуар у подъезда поднят слишком высоко, на него сложно забраться на коляске. Без посторонней помощи тут никак! Но я думаю, что выход можно найти, если сделать специальный «кармашек» для заезда. 

Пожеланий по поводу доступной среды очень много. Даже в администрацию Саранска по пандусу сложно заехать. 

 

Татьяна Тришкина:

- Наш город, конечно, стал доступнее, не сравнить с тем, что было 5-10 лет назад, но порой пандусы установлены не по нормативам. Так же остались узкие двери  и высокие пороги в различных учреждениях, не заниженные бордюры на улице. К примеру, на ул.Сущинского, во дворе моего дома, разбитый асфальт, тротуары узкие - инвалидная коляска не помещается. Благодаря администрации города в моем подъезде установили пандус, но он очень крутой: забраться по нему самостоятельно нереально и съехать тоже. 

Сделать другой - якобы нет технической возможности. Остается надеяться, что хотя бы отремонтируют дорогу. 


Personal web page Mordovia newspaper (с)