Кому возрождать мордовский спидвей? |
Споры вокруг соревнований по мотогонкам на льду Луховского пруда не прекращаются до сих пор Не успев начаться, соревнования по мотогонкам на льду, посвященные памяти Андрея Гаврилкина, вызвали ажиотаж. А после их окончания в ряде СМИ появились публикации с жесткой критикой организаторов турнира. К сожалению, в пылу кампании они безоглядно приняли точку зрения только одной из сторон – обвинения, хотя по всем законам жанра обязаны были дать слово и другой.
О том, что реально проходило на льду Луховского пруда 4 января и накануне этого дня, нам рассказал один из организаторов соревнований, директор мотоклуба «Легион-13» (г. Рузаевка) Геннадий Марочкин. - Для меня, как и для всех моих коллег, стало настоящим откровением то, что, оказывается, соревнования по мотогонкам на льду открытых водоемов проводить запрещено и что даже существует некое предписание на этот счет. Заявляю, что ничего такого нет, и никогда не было. Напротив, подобные соревнования проводились не только в России, но и в ряде других стран. Я созванивался с Кириллом Дрогалиным, и он рассказал мне о том, что подобные соревнования раньше проводились на горных озерах в Италии. В Интернете полно роликов о гонках на открытых озерах в Финляндии, и там все было устроено ровно так же, как у нас на Луховском пруду. Кстати, там в этом году гонялся немец Гюнтер Бауэр, которого все в нашем мире хорошо знают. Да и в России всегда проводились подобные мероприятия. В частности, в Приморском и Забайкальском краях. Нет никаких объективных противопоказаний, чтобы проводить наши гонки на льду водоемов. Главное условие – чтобы они соответствовали требованиям безопасности. - Почему же тогда возникла эта дискуссия? - А я вам скажу почему. Ветер дует из кабинета директора мотоклуба «Мордовия», который пока еще занимает Максим Захаров. Как только он узнал о том, что мы собираемся проводить соревнования, то почему-то воспринял эту новость чересчур болезненно и начал звонить по разным инстанциям с вопросами: «Почему разрешили?», «Почему дали трактор?» и далее в том же духе. Вместо того чтобы присоединиться к своим «братьям по цеху», оказать им поддержку, Максим занял непонятную позицию. - Насколько нам известно, у этого конфликта есть своя предыстория? - Прежде всего, хотелось бы задаться резонным вопросом, почему за те шесть лет, пока директором мотоклуба является господин Захаров, у нас не было проведено ни одного соревнования по ледовому спидвею? - Почему же? - Он говорит, что не было возможности. «Светотехнику», мол, снесли. Другой стадион начнут строить после чемпионата мира, то есть не ранее второй половины 2018 года. Получается, что нам остается только сидеть у моря и ждать 2018 года? А кто сказал, что стадион технических видов спорта будет непременно построен? Кто будет его строить, как долго? Мы же видим, что финансирование инфраструктурных проектов в России сокращается, идет оптимизация расходов. Чемпионат мира по футболу – это одно, проблем с деньгами там нет, сами стадионы строятся на средства ФИФА, а спидвей – совсем другое дело. Так что, возвращаясь к нашей теме, если все время искать оправдания для своего ничегонеделания, которых, конечно, можно найти массу, то мы с мертвой точки никогда не сдвинемся. А есть и второй вопрос – кадровый. Почему такой ас ледового спидвея, как Юнир Базеев, Евгений и Василий Косовы, молодой и талантливый Иван Демидов гуляют по улице, когда им сам бог велел защищать цвета мотоклуба «Мордовия»? Это же наши, саранские ребята. - ??? - Все опять-таки упирается в фигуру нынешнего директора мотоклуба. Приведу один простой пример. Когда еще никому не известный Иван Демидов подходил к Захарову с просьбой взять его в команду, тот отказал: мол, ты, парень, неперспективный. А сегодня этот «неперспективный» Демидов «делает» на трассе гонщиков (не будем называть фамилий), которые получают в мотоклубе неплохую зарплату. Потому что хочет доказать, что он чего-то да стоит. А эти не могут пробиться в финал чемпионата России, даже в число 16 сильнейших, хотя, казалось бы, чего уж проще. Ну, это нам раньше так казалось. А ведь Захаров и сам когда-то был начинающим, и тоже допускал немало ошибок. - Может быть, мотоклуб «Мордовия» плохо финансируют, и по этой причине мы не можем конкурировать на равных с сильнейшими клубами? - Мотоклуб финансируется нормально, вполне на уровне топ-клубов России. Четыре с половиной миллиона рублей вкладывает главный акционер – Правительство Республики Мордовия. Из них 2,5 миллиона выделяются на мотокросс, но два миллиона-то идут на ледовый спидвей. Еще 600 тысяч, по 50 тыс. руб. в месяц, по старой памяти отчисляет завод «Лисма». Кроме того, порядка миллиона вкладывал частный инвестор, но он в последнее время задумался о том, чтобы прекратить финансирование. Говорит, что все равно нет никакой отдачи. Места в конце протокола частным инвесторам не нужны, поймите это. То есть, если взять «по кругу», то в мотоклуб «Мордовия» каждый год вкладывается до 6 миллионов рублей, а отдачи – никакой, ноль. Для сравнения. У шадринского мотоклуба бюджет – 700 тысяч рублей, а они каждый год обкатывают по нескольку новых парней, которые вырастают в приличных гонщиков. - Как тогда вы можете прокомментировать слова мэра Саранска Петра Тултаева, который жестко раскритиковал организацию соревнований? - Я уверен, что Петра Николаевича просто неправильно информировали. Он с самого начала был в курсе наших планов. Начальник городского спорткомитета Владимир Чегодайкин действовал с его ведома, а в итоге оказался крайним. Там чуть ли не до увольнения дело дошло, хотя Владимир Семенович ни в чем не виноват. У меня, как у организатора соревнований, весь пакет необходимых документов находится на руках. Мы прошли все согласования. Как только лед на водоеме достиг 35 сантиметров, мы стали тормошить МЧС. К тому же непосредственно перед началом соревнований сама природа улыбнулась нам: был мороз, и мы «наварили» лед до 48-50 см. Приемная комиссия еще раз сделала замеры и приняла трек, выдала соответствующее заключение. Вообще, все службы, обеспечивающие порядок проведения, сработали «на отлично». И МЧС, и наша полиция, и бойцы ОМОНа, которые охраняли водоем по периметру, и Госавтоинспекция, которая сделала все, чтобы ситуация на автотрассе не вышла из-под контроля. Там же ведь нет никаких парковочных мест, а многие жители Саранска приезжали на своих авто. И так же организованно прошли сами соревнования. Да, было несколько падений, но это спорт, борьба. Спидвея без падений не бывает. Каких-либо травм и происшествий, кроме зашедшего в воду около берега Максима Захарова зафиксировано не было. Но этот случай мы вынесем за скобки. - Тем не менее, резонанс был большой. - Да, ведь мы планировали провести еще одни соревнования, хотели почтить память Анатолия Владимировича Миндрова. Но теперь, в связи с этой громкой историей, видимо, ничего не получится. Обидно. Ведь вместо того, чтобы получить поддержку от наших руководителей, нам достались только тычки и палки в колеса. Да бог с ней, с помощью, хотя бы не мешали. Всю работу по подготовке трека мы проделали сами. Спасибо «спонсорам» – простым людям. За то, что помогали, кто сколько мог. Кто-то давал 500 рублей, кто-то две тысячи... Большое спасибо хочется сказать нашим ребятам. Юнир Базеев, несмотря на то, что мог бы еще гонять несколько лет, после работы (а он работает экспедитором у частника, представляете?) приезжал в Луховку, брал в руки лопату и расчищал трассу от снега. Также и другие ребята. Можете представить себе такое где-то еще? Я – нет. - Это правда, что после луховских гонок Захаров собирался возвращать в мотоклуб Юнира Базеева и братьев Косовых? - Да, на словах он даже, вроде как, обещал, но потом, пообщавшись с кем надо, взял свои слова обратно. Определенные выводы, правда, он сделал, убрав из команды двух человек. В феврале начнется командный чемпионат России, и мы выступим там своей командой, правда, вне зачета. В общем, приглашения вернуться в клуб мы не дождались, хотя я подозреваю, что нас потом снова обвинят в том, что не смогли до нас дозвониться.
Комментарий специалиста По следам одной из публикаций мы позвонили в Уфу Рифу Саитгарееву, директору трековой комиссии МФР, на которого ссылается Максим Захаров, и попросили его прокомментировать ситуацию. - После соревнований в Саранске у меня действительно был разговор с Максимом Захаровым, но я не знаю, как он интерпретировал мои слова: вашей прессы я, к сожалению, не видел. - Он, сославшись на вас, заявил, что проводить соревнования на открытом льду ни в коем случае было нельзя. - Проводить соревнования можно где угодно: на открытом водоеме, на стадионе, под крышей. Вообще в профессиональной среде мы пользуемся термином «трек», а где он находится, – это дело второе. Главное, чтобы были соблюдены все условия для проведения соревнований. Я имею в виду, прежде всего, согласование с местными властями, МЧС, МВД, Минздравом. Необходимо, чтобы трек был обнесен по периметру системой ограждения, имел тюки с соломой и т.д. Если все эти условия были соблюдены, тогда я вообще не вижу никаких оснований для запрета гонок. Тем более, что ваша федерация официально не аккредитована МФР, и вы вольны проводить у себя любые соревнования. - Риф Нурлыгаянович, правильно ли я вас понял, что документа, который прямо бы запрещал проведение мотогонок на открытом льду, нет? - Такого документа, если на него кто-то ссылается, нет.
А. Пьянзин. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |