Шашкой по «шашечке»? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чем обернутся поправки в Федеральный закон «О такси» для жителей Саранска Уходящий 2011 год кардинально изменил рынок услуг такси в России. В апреле Госдума приняла Федеральный закон 69-ФЗ «О такси». В статье 3 закона содержатся многочисленные поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ставшие открытием не только для многих граждан, пользующихся от случая к случаю услугами такси, но и для многих собственников и водителей этого вида транспорта. Мы попытались понять, чем нововведения обернутся для таксистов и их пассажиров.
Второй момент: с сентября деятельность служб такси должна осуществляться на основании специального разрешения, которое выдается Госкомтрансом Республики Мордовии. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Разрешение выдается на срок не более пяти лет. Обязательным условием его получения является наличие на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств. То есть, аренды авто теперь недостаточно. Все выданные разрешения заносятся в реестр, который публикуется на официальном сайте Госкомтранса РМ. Все эти изменения вступили в силу с 1 сентября. С 1 января нового года к нарушителям будут применяться санкции за их невыполнение. Можно было бы подумать, что новые меры созданы исключительно для забюрокрачивания рынка такси и увеличения функционала очередных чиновников. Однако это не так. Опережая государство, за контроль извозчиков взялось само такси, создав контрольный комитет саморегулируемой организации (СРО). Как объясняют сами организаторы, упор при проверке его специалистами таксистов направлен не столько на контроль за документами, сколько на выявление уровня качества самого извоза и его безопасности. - Наша цель – улучшить работу служб такси и адаптировать их к новым требованиям законодательства, - пояснил руководитель СРО Сергей Кизим. - Ведь многие фирмы еще не задумались о том, как соответствовать новым правилам перевозки пассажиров, вступившим в силу 1 сентября. Когда с нового года за эти нарушения начнут штрафовать – будет поздно…
Одной из главных проблем, связанных с принятием нового закона, является требование обязательной установки таксометра. Эта проблема обсуждалась на самом высоком уровне, в результате в первом чтении был принят закон, отодвигающий срок установки до 2013 года. Парадокс ситуации в том, что установить таксометры нужно сегодня, а потом, когда закон пройдет оставшиеся два чтения, они будут не нужны. Поэтому все ждут его принятия и не спешат закупать приборы, а следовательно и не получают соответствующее разрешение. С 1 грядущего года это грозит штрафами. Частникам в этой ситуации гораздо легче - они уже давно научились уходить в тень. Сложнее крупным организациям. Покупать им сегодня таксометры нецелесообразно не только из-за их скорой отмены, хотя это тоже немаловажный фактор. Проблема еще и в том, что очень скоро их придется менять на более современные модели со встроенными системами ГЛОНАСС. За её отсутствие, кстати, также могут оштрафовать, причем уже с 23 января 2012 года. Штрафы немалые – от 20 тысяч рублей. Производители оборудования никак не успевают за законодателями, в результате страдают и водители такси, и клиенты. «Устанавливая таксометры, которые есть на рынке сегодня, мы словно возвращаемся в далекое прошлое и берем в руки счеты вместо калькулятора, — считает эксперт. — С будущего года перевозчики обязаны оснастить технику ГЛОНАСС/GPS-приемниками. Они фактически обладают всеми функциями таксометров, позволяя считать километраж, засекать время. Зачем дублировать? К тому же установить таксометры чисто технически очень сложно — они подключаются к спидометру. Машины в парках разные, а универсального разъема нет. Помнится, несколько лет назад перевозчики обожглись на дорогущих таксометрах, которые нас вынудили поставить налоговики. Потратив огромные средства, многие разорились! А через несколько месяцев требование о наличии этих приборов отменили. Будем добиваться их отмены и сейчас... С 1 января 2012 г. работать можно будет только на собственном авто, принадлежащем фирме или купленном в лизинг. То есть ездить даже на тещиной машине уже нельзя. На мой взгляд, это требование существенно вредит предпринимательству. Почему же арендовать магазин для ведения бизнеса можно, а машину для перевозок — нет? Ответственность, кстати, при авариях арендатора по действующим законам ни чем не меньше, чем у собственника автомобиля».
Но предположим, что всё у водителя нормально, он зарегистрировался в качестве предпринимателя, купил допотопный таксометр для галочки, что он у него есть, повесил даже в салоне автомобиля информацию о себе со своей фотографией. Снаружи поставил на крышу фонарь такси, а на дверь магнитные наклейки с изображением шашечек. Все выглядит нормально. Он получает разрешение и на следующий день с целью экономии на налогах временно приостанавливает свою предпринимательскую деятельность. Оставшаяся экипировка быстро перекочует на свалку. Первым, естественно, будет выброшен таксометр, ведь расчет в Саранске ведется по стандартным тарифам. И если стоимость проезда считать по таксометрам, то у водителя будет ощущение, что он везет бесплатно, а у клиента - что он переплачивает. Читатели сами могут высчитать цену своей поездки, при условии, что стоимость посадки составит 50 руб., стоимость 1 километра - 13 рублей и простой в пробках и на светофорах - примерно 3 рубля минута. Подсчеты Сергея Кизима позволяют вывести небольшую таблицу расценок предполагаемых тарифов при расчете по таксометру по расценкам на 20.12.11г. (см. таблицу). Если не доволен водитель, он найдет тысячу причин отказаться от заказа. Если пассажир решит, что он переплачивает – поездка закончится скандалом и обоюдным непониманием. Кроме того, соблюдение закона существенно повысит издержки водителей и фирм, а это, естественно, скажется на стоимости проезда. А еще есть и праздничные тарифы, например, в новогоднюю ночь, повышенные тарифы в часы пик и так далее. Перепрограммировать таксометр будет проблематично, а значит водители не будут мотивированы выезжать на линию.
Отсюда неутешительный вывод: всем будет выгодней, если водитель уйдет в тень, это и сегодня очень легко. Каждый день мы видим оккупированные частниками-таксистами автобусные остановки. Несмотря на более высокую стоимость проезда, они пользуются неизменной популярностью. Контроль за ними сейчас никто не ведет, и нет никакой гарантии, что он будет эффективным в будущем. Легальные фирмы такси скажут: если должного контроля не будет, то официальные службы останутся в заведомо худших конкурентных условиях. Это очередной удар по предпринимательству. «Бомбилы» ответят, что им нужно зарабатывать себе на жизнь, а проблемы развития чьего-то бизнеса их мало волнуют. Пассажиры резюмируют: плевать и на предпринимательство, и на заработок «бомбил», лишь бы цены на проезд не взвинчивались до небес. А для этого нужна какая-никакая конкуренция. Правда, самые продвинутые директора служб такси считают, что не так уж и страшны «бомбилы», если соблюдают требования законодательства наравне со всеми. Чего мы можем ожидать от закона, который, в принципе, был призван навести порядок на российских дорогах? Того же, что и всегда: увеличения цен для потребителей, то есть нас с вами. П. Семенов.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Personal web page Mordovia newspaper (с) |