«Вышивка подарила мне долголетие»

Старейшая мастерица Анастасия Маслова скоро отмечает 99-летие

Анастасия Моисеевна стояла у истоков возрождения национальной вышивки в Мордовии. Шедевры, созданные ее руками, хранятся в лучших музеях страны. Мастерица известна не только вышивкой народного орнамента, но и художественной гладью. Она, как талантливый художник, с легкостью переносила на полотно портреты и композиции. Только ее инструмент не кисти и краски, а иголка и мулине. Работы народной умелицы по сей день - визитная карточка республики.

Наша встреча с Анастасией Моисеевной состоялась накануне её дня рождения. Обычно женщины предпочитают не говорить о своем возрасте, но это тот случай, когда прожитые годы становятся богатством.

 

 

Родилась 21 декабря 1912 года в Саранске.

Образование – Пензенский лесотехнический техникум.

Деятельность – старейшая вышивальщица, лауреат 8 всесоюзных и республиканских выставок. Удостоена серебряной медали ВДНХ СССР.

Работала в научно-исследовательском институте в Московской области, на агролесомелиоративной опытной станции в Куйбышеве, в Саранском лесхозе. Во время Великой Отечественной войны была назначена  комендантом военного эвакогоспиталя. Последнее время трудилась в Саранском радиоузле Управления связи РМ и одновременно была внештатным методистом по прикладному искусству в Республиканском Доме народного творчества.

Звания – заслуженный работник культуры МАССР и РФ.

Круг интересов: прикладное творчество.

Семейное положение – вдова. Дочь Людмила Копылова – известная в республике рукодельница.

Жизненное кредо: «Никогда не сдаваться! Если быть, то быть первой».




«Разве это не акварель»?

Её жизнь – почти вековая история, 60 лет из которой неразрывно связаны с вышивкой. С иголкой Анастасия Маслова рассталась только после того, как перенесла операцию на глазах.

- Если бы зрение не подвело, до сих пор бы рукодельничала, - рассказывает она. – Этому искусству я научилась в послевоенные годы. Прошла курсы, а потом дня не было, чтобы я не вышивала. Увлечение стало делом всей моей жизни.

За эти годы мастерица выполнила более сотни уникальных работ. Самые известные из них – расшитый ковер к 40-летию Октября, что в республиканском Краеведческом музее, портрет Чехова для Пушкинской библиотеки в Саранске, репродукция картины «Ленин с матерью», которая была увезена в Болгарию и покрывало с национальным орнаментом - презент от мордовской делегации на юбилей Брежнева. Как потом передали Анастасии Моисеевне, Генсек был просто восхищен её творением.

- У меня дома практически ничего не осталось. Обычно я работала на заказ, - продолжает рукодельница. – Но иногда хотелось сделать что-то для себя. Когда умер Сталин, его фотографию в гробу напечатали во всех газетах и журналах. Я тоже решила увековечить этот образ. Перенесла рисунок на полотно и вышила его. Эта работа представлялась на многих выставках и ее всегда хотели потрогать посетители. Обычно мне задавали один и тот же вопрос: «Разве это не акварель»? В каждую работу я вкладывала душу, поэтому получался такой эффект. Если вышиваешь портрет, то надо передать эмоции человека, если это цветок, то он должен благоухать. Нужно, чтобы ниточка к ниточке лежала, тогда получается идеально гладкая вышивка. Это очень кропотливое, но увлекательное занятие. Такой азарт появляется, что иголку берешь ранним утром, а кладешь поздней ночью. Но когда настроение плохое, к рукоделию лучше близко не подходить – ничего не получится.

Мастерица с помощью вышивки хотела рассказать о своем родном крае. Ее работы как небольшие зарисовки, отражающие самобытность мордовского народа. Маслова не только участница многих выставок, посвященных народному творчеству, но и их организатор.

- Мама постоянно находилась в движении, - рассказывает дочь Людмила Копылова. – Сколько себя помню, она всегда что-то предпринимала, куда-то выезжала. Она охотно делилась своим опытом. Для нее главным было показать не свой талант, а достойно представить Мордовию. Она очень целеустремленный человек и если что-то решит, то обязательно добьется своего. Её всегда отличало трудолюбие и желание сделать все по высшему классу. Она полностью отдавалась своему делу. Раньше сложно было найти простые нитки для вышивки, но она умудрялась достать золотые. В Москву за ними специально к высшим чинам ездила.



«Век таблеток не принимала»

Надо сказать, что и сейчас, несмотря на свой возраст, Анастасия Моисеевна бодра и полна жизненных сил. Сложно поверить, что мастерица подошла к столь весомому юбилею – её задору и оптимизму можно только позавидовать.
- Может быть по рюмочке, - на полном серьезе говорит долгожительница. – Очень люблю гостей, с хорошим человеком и выпить не грешно.

Последнее время судьба не раз испытывала ее на прочность. Сначала - похороны мужа, с которым почти пятьдесят лет прожили душа в душу, потом – тяжелая болезнь. В 90 лет женщина сломала шейку бедра и утратила способность к передвижению. Два года она была прикована к кровати, а потом к удивлению медиков…встала и пошла.

- Мама никогда не «раскисала», всем говорила: «Немного отлежусь и болезнь уйдет», -рассказывает дочь. – На здоровье она не жалуется, ни одной таблетки не принимала и уколов не делала. Пожилые обычно метеочувствительные, а у нее никогда голова к непогоде не болит, давление, как у космонавта. Она и сейчас - душа компании, всегда шутит, может поднять настроение любому.

- Я в больнице только раз лежала  - в 80 лет, - подхватывает долгожительница, - и то по большой необходимости. Операцию на глазах дома мне бы никто не сделал. Моя аптечка: мед, молоко, геркулес, облепиха. Помню, в 40 лет чуть не умерла: сутки кровь из носа текла, а врачи не могли ничего сделать. Моя мама пошла молиться в церковь, и там ей  посоветовали отвар вишневой коры. Я два дня его попила, и кровь остановилась. С тех пор признаю только народную медицину.



Леди во все времена

Анастасия Маслова удивительна не только своим талантом и жизнелюбием. Она восхищает умением быть привлекательной. Мастерица считает, что и в 100 лет женщина должна за собой следить. Надо сказать, что это ей неплохо удается. Народную умелицу никогда не увидишь дома в халате и без прически. В ее гардеробе более 30 костюмов, которыми она регулярно удивляет своих гостей. Анастасия Моисеевна до сих пор дружит с краской для волос, губной помадой и туфлями на каблуке. Это привычка, выработанная годами: быть всегда подтянутой, аккуратной и яркой. А вот гимнастику она никогда не делала, «зачем себя ломать, когда движения хватает».

- Мама старается по возможности делать все сама, - отмечает дочь. – Летом она еще лук обрезала на огороде и рвалась картошку перебирать. Сейчас помогала мне разматывать нитки. Её до сих пор тянет к рукоделию, и она очень переживает, что не может вышивать.

- Я же не больная! Долголетие и хорошее самочувствие мне подарило увлечение, - считает рукодельница. - Сколько положительных эмоций получаешь, видя результат своего труда! Вышивание хорошо успокаивает, расслабляет и тренирует мозг не хуже кроссвордов. В нашей семье все долгожители. Мама умерла в 94 года, тетя – в 92, сестра – в 91. Брат – участник войны, весь израненный, год не дожил до 90-летия, а я всех пережила, спасибо любимому делу. Кто знает, может быть, зрение еще восстановится, и я снова начну вышивать! Тогда вы обо мне еще раз напишете…

С.Родионова.


Personal web page Mordovia newspaper (с)