Казною едины |
На этой неделе Россия отмечает 19-летие возрождения системы казначейства Сейчас мы уже не можем себе представить существование финансово-экономической системы без казначейства. А между тем несколько десятилетий в истории Советского Союза функции этого института были распределены между другими учреждениями. Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года был решен вопрос о создании единой централизованной системы Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. В преддверии знаменательной даты руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Виктор Иванович Кедров рассказал о достижениях и планах ведомства.
- Виктор Иванович, как изменились статус и функции казначейства за 19 лет? - За это время Федеральное казначейство прошло путь от структурного подразделения Министерства финансов до самостоятельной федеральной службы. Постепенно казначейство стало одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики всего комплекса бюджетной реформы. Это произошло благодаря эффективным механизмам мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов, упорядочиванию правовой основы ведомства, новейшим технологиям, которые внедряются в повседневную работу. Казначейское исполнение и кассовое обслуживание бюджетов невозможно без организации системы, создающей условия к оптимальному управлению наличностью. Результатом работы Минфина России и Федерального казначейства в течение последних лет стала действительная реализация принципа «единства кассы». Единый казначейский счет (ЕКС), представляет собой счет Федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. В рамках проводимого административного и бюджетного реформирования одно из важных мест принадлежит администратору поступлений, обеспечивающему контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения установленных налогов и сборов для каждого вида доходов. На территории нашей республики учет доходов ведется в разрезе 546 администраторов поступлений. Федеральное казначейство наделено полномочиями по ведению Сводного перечня заказчиков и выдаче сертификатов ключей электронно – цифровых подписей для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на Общероссийском официальном сайте Российской Федерации. По состоянию на 1 ноября 2011 года органами Федерального казначейства по Республике Мордовия в Сводном перечне зарегистрировано 2100 заказчиков, выдано 3120 сертификатов ключей электронно-цифровой подписи. Работа в данном направлении продолжается. Подчеркну, что важной задачей ведомства остается контроль за целевым использованием бюджетных средств. Ведь деньги, уже прошедшие через кассу, вернуть практически невозможно. Важным направлением работы органов Федерального казначейства в будущем году станет развитие механизмов управления ликвидностью. Предполагается, что территориальными органами Федерального казначейства будут предоставляться краткосрочные кредиты для пополнения остатков средств на счетах субъектов и местных бюджетов. Если раньше на эти цели приходилось брать кредиты в коммерческих структурах, то теперь такую возможность предоставит казначейство. Одно из условий его предоставления – отсутствие размещенных на банковских депозитах средств бюджета заемщика. - Функционал ведомства постоянно расширяется. Что нового Вам пришлось освоить в последнее время? - Во-первых, этот год ознаменовался для нас переходом на новый программный продукт – автоматизированную систему Федерального казначейства (АС ФК). Программа принципиально новая. Представьте себе: раньше каждое структурное подразделение Федерального казначейства – Управления на уровне субъектов, отделения во всех районах этих субъектов – работали в автономных базах, с определенной периодичностью – от ежедневной до ежеквартальной – готовили массу отчетов, передаваемых наверх, где они сводились и передавались еще выше. Проверить правильность ведения операций на местах можно было лишь выехав на эти места или запрашивая базы данных и анализируя их. Новый программный продукт – АС ФК – позволил всей нашей республике работать в одной базе в реальном времени. Условно говоря, я, сидя в своем кабинете, имею возможность сразу же видеть результат деятельности специалиста отделения Федерального казначейства в самом отдаленном районе. Опять же вся отчетность в настоящее время сводится на уровне Управления, сводится гораздо быстрее и качественно. А в перспективе, когда на АС ФК перейдут все регионы Российской Федерации, и мы все будем в единой базе, контроль за всеми территориями будет осуществляться уже на уровне федерального центра, и наша деятельность будет еще более слаженной и оперативной. Конечно же, единовременный переход на новый программный продукт потребовал максимальной концентрации усилий всех казначеев Мордовии. Я благодарен всему коллективу всей республики за профессиональную работу. Наши усилия увенчались успехом, мы ни на один день не сорвали финансирование ни по одному из уровней бюджетов, и самое главное, надеюсь, наши клиенты даже не заметили, что внутри системы произошли какие-то глобальные перемены. Еще одно новое дело, в котором казначейство принимало непосредственное и активное участие в течение 2011 года - реализация Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. Закон этот связан с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В общих словах скажу, что закон этот регулирует глобальные изменения, которые в течение этого года и года следующего произошли или произойдут со всеми без исключения организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней. Это разделение получателей бюджетных средств на казенные, бюджетные и автономные учреждения. Для казначеев республики это сопряжено с дополнительной нагрузкой, с изучением новой нормативной базы, с использованием новых технологий. Процесс, как говорится, пошел. Непосредственная задача управления - обеспечить открытие и обслуживание лицевых счетов всем типам учреждений. В настоящее время в республике неучастникам бюджетного процесса открыто 346 лицевых счета. На органы казначейства возложено еще множество функций и полномочий, о которых можно долго говорить. Могу одно сказать: казначейство сегодня - это важный сектор финансовой системы страны, которое стоит на страже казны государства. - Могут ли финансовые перечисления дойти до получателя с задержкой сроков? Что помогает следовать принципу оперативности работы? - Подводя итоги уходящего года, могу сказать, что все получатели бюджетных средств получили средства в точном соответствии с законом о бюджете на соответствующий период, получили достаточно качественные услуги, бюджетные средства бесперебойно дошли по назначению. Платежная система работала и работает практически безотказно, что позволило своевременно и качественно решать те задачи, которые перед нами ставились. С внедрением АС ФК появилась возможность онлайн -доступа к любому платежу и необходимой информации, круглосуточно и с высокой оперативностью. В основном завершен переход к электронному документообороту с получателями бюджетных средств. Ведется активное взаимодействие с Национальным банком России и Министерством финансов Республики Мордовия в режиме электронного документооборота, что позволяет отправлять и получать платежные документы в режиме online. Также мы подключились к системе Банковских электронных срочных платежей (БЭСП), что дает возможность проведения платежа в любой регион страны всего за одну - две минуты. Для статистики приведу некоторые цифры: за 10 месяцев 2011 года было получено более двух млн. платежных документов на сумму 117 млрд. рублей и отправлено порядка 1 млн. платежных документов на сумму более 113 млрд. рублей. Работники казначейства ставят перед собой задачу повышения качества обслуживания клиентов, чтобы они четко знали, когда и в каких случаях органы Федерального казначейства могут отказать в проведении платежей, а порой и приостановить все операции на их лицевых счетах. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и поддержки - вот приоритеты нашей работы. - Насколько в УФК по Мордовии внедрена система электронного документооборота? - Техническое развитие системы органов Федерального казначейства продолжается в том, что мы постоянно совершенствуем систему электронного документооборота между нами и нашими клиентами. Думаю, не имеет смысла долго объяснять преимущества системы отправки документов нажатием одной кнопки перед доставкой их нарочным способом – это и скорость, возрастающая в разы, и возможность повторной отправки документов в пределах одного операционного дня в том случае, если документы оказались некорректными, и использование электронной цифровой подписи вместо обычной – вы даже не представляете себе, какое количество возвратов платежных документов происходило ранее из-за того, что – как мы говорим – «не прошла подпись». В системе электронного документооборота этот фактор исключается полностью. Внедрение данной системы позволило повысить качество обслуживания бюджетополучателей. Могу добавить, что в настоящее время 97% наших клиентов работают через систему электронного документооборота. 1155 абонентов Системы электронного документооборота имеют собственные автоматизированные рабочие места (АРМ СЭД), еще 1141 используют АРМ СЭД вышестоящей организации. Процесс перевода клиентов на СЭД стартовал в 2005 году. За это время появились более современные технологии. В Федеральном казначействе это СУФД (система удаленного документооборота). Система удаленного доступа построена на «портальном» решении – основной функционал размещен на портале Федерального казначейства. У Абонента остается только Программное обеспечение защиты информации, что значительно упрощает сопровождение автоматизированного рабочего места. Но для перехода на Систему удаленного финансового документооборота клиентам необходимо позаботиться о наличии выхода в Интернет. - Один из принципов работы казначейства - прозрачность. С другой стороны, насколько гарантируется сохранность конфиденциальной информации? - Специфика нашего ведомства достаточно сложна для непосвященных граждан, однако казначейство в последнее время делает немало для того, чтобы сделать свою работу открытой и прозрачной. Также ставится задача сделать доступной для каждого гражданина всю информацию, имеющуюся в его базах. Для этого разработана и внедрена информационно-аналитическая система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов - КПЭ, позволяющая формировать оперативную информацию о ходе исполнения бюджетов для осуществления контроля и повышения эффективности принятия управленческих решений. Ключевые показатели экономики позволяют проводить оперативный анализ исполнения регионального и местных бюджетов, сравнивать бюджеты всех субъектов РФ, всех муниципалитетов, создавать предупредительные сигналы для оперативного информирования о критических ситуациях в ходе исполнения бюджета. Данная информация позволяет отслеживать интеграцию с данными РОССТАТа, нормирование расходов бюджета, проведение сравнительного анализа расходов показателей качества жизни, создавать «витрины» для открытого доступа граждан. Сегодня система КПЭ активно используется на федеральном уровне - Министерством финансов, Счетной палатой, Аналитическим центром при Правительстве РФ. Одним из первых в Мордовии к системе КПЭ подключилось Министерство финансов Республики Мордовия. Вместе с тем, мы уделяем большое внимание защите информации от несанкционированного доступа. В последнее время в органах Федерального казначейства внедряются системы, которые позволяют выявлять и предотвращать утечки конфиденциальной информации. Все каналы связи между нами и нашими клиентами защищены средствами защиты, которые не позволяют перехватить или исказить информацию. Мы практически полностью перешли на так называемые электронные документы. Каждый документ подписывается электронно - цифровой подписью, которая однозначно идентифицирует того, кто её поставил. Любые изменения подписанных данных неизбежно будут выявлены при проверке подписи. Как и в случае с бумажными документами, подписанный электронный документ уже нельзя изменить. Применяемые в Федеральном казначействе решения по защите каналов связи позволяют объединить локальные сети наших отделений в единую сеть, защитить подключение наших клиентов к ресурсам Федерального казначейства, проводить разделение доступа между информационными подсистемами. Ведомственная система безопасности Федерального казначейства не стоит на месте. Ежегодно внедряются новые решения. - В целом, на что вы ориентируетесь в кадровой политике? - Говоря о достижениях Казначейства хочу отметить, что это результат командной работы, результат каждого сотрудника. В настоящее время в органах Федерального казначейства по Республике Мордовия работают 536 гражданских служащих. Это стабильный коллектив высококвалифицированных специалистов и единомышленников, объединенных общими целями и проверенный годами совместной работы. 21% сотрудников имеют стаж работы свыше 15 лет. 3 сотрудника имеют ученую степень кандидата наук. Комплектование штата осуществляется на конкурсной основе в соответствии с квалификационными требованиями к уровню профессионального образования, стажу государственной службы и стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. На сегодняшний день я бы выделил следующие основные зоны нашего внимания к кадровой политике: - поддержание высокого уровня профессиональной квалификации государственных служащих. Каждый государственный служащий раз в 3 года обязан пройти курсы повышения квалификации. Квалификация сотрудников Управления находится на высоком уровне, и мы очень много делаем в этом направлении; - с 2010 года введена система ежемесячной оценки результативности деятельности государственных служащих, что также является стимулом добросовестного исполнения казначеями своих должностных обязанностей; - активная молодежная политика, которая реализуется посредством Молодежных советов. Молодежный совет Управления выступает инициатором организации межведомственного общения молодых сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления республики. Все это даёт возможность молодежи проявить себя с профессиональной, творческой стороны, наладить корпоративные связи, выявить новые таланты в системе органов Федерального казначейства. - До профессионального праздника казначеев осталось совсем недолго. Каковы итоги десяти месяцев в Управлении Федерального казначейства по Республике Мордовия? - Управлением в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях открыто 1296 счетов для кассового обслуживания исполнения бюджетов. В органах Федерального казначейства по Республике Мордовия: - обслуживается 2900 участников бюджетного процесса и 173 неучастников бюджетного процесса. - открыто 5227 лицевых счета, в среднем в месяц обрабатывается порядка 320 тыс. электронных платежных документов. За 10 месяцев 2011 года на счет Управления зачислено 54,5 млрд. рублей, из них возвращено плательщикам 1,9 млрд. рублей, распределено в бюджеты бюджетной системы РФ, государственные внебюджетные фонды и на счет УФК по Смоленской области 52,4 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета составили 9,8 млрд.рублей, кассовые выплаты – 7,4 млрд. рублей. Из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов поступило 8,2 млрд. рублей. Наибольшие финансовые потоки направлены на развитие сельского хозяйства, развитие спорта, туризма и молодежной политики, здравоохранение и социальное развитие, содействие занятости населения. П. Семенов. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |