Площадь не культуры

Памятник солдату-победителю в селе Большой Азясь Ковылкинского района перестал быть предметом гордости

Большеазясьское поселение – одно из самых крупных в Ковылкинском муниципальном районе, куда  входят девять сел и деревень. Всего 900 жителей. Село Большой Азясь - административный центр этой территории. Однако слово «большой» в этом названии нынче имеет несколько иное значение, чем было в прошлом. Такое обстоятельство вызывает у здешних людей заниженную самооценку и порождает комплексы. Некоторые из них бегут с малой родины в поисках счастья в других местах Мордовии и дальше Почему так происходит?

 

Где вода – не золото

На первый взгляд, в Большом Азясе вроде бы живут значительно лучше, чем, может быть, в большинстве российских сел. Практически в каждом доме есть природный газ, с помощью которого люди готовят себе пищу, обогревают жилые помещения, а еще умудряются обеспечивать себя горячей водой. Более того, некоторые  жители, пользуясь централизованной системой водоснабжения, делают у себя автономные системы канализации, удобные санузлы, устанавливают душевые кабины, подключают современные стиральные машины. В селе   пользуются услугами цифрового телевидения и Интернета, покупают и ездят на дорогих легковых автомобилях... Но нет для сельчанина главного – работы, за которую бы платили нормальную зарплату, что называется, в черте родного села.

Когда-то в Большом Азясе был крепкий колхоз. Люди охотно трудились в поле и на фермах, получали при этом приличные деньги. Теперь, представляете, даже пенсионеры не помнят, когда же точно был построен в селе водопровод. Одни утверждают, что это было полвека назад, а другие считают, что вода пошла по уличным трубам значительно раньше. Удивительно: хозяйство давно обанкротилось и кануло в Лету, а тот водопровод все еще действует!

Но всему есть предел. Уличные водопроводные трубы в Большом Азязе  постепенно приходят в негодность. Проржавев основательно, они не выдерживают рабочего давления и часто лопаются. Примерно два месяца назад так случилось и на улице Центральная. Вода бьет из-под земли, как фонтан, образовав на поверхности небольшое озеро. Нам рассказали, как недавно в вечернее время утонула там лошадь с телегой. Хорошо, хозяин Савраски (житель соседней деревни Сейтяновка) вовремя успел распрячь животное и тем самым спасти его. А телегу потом вытаскивали из «озера» с помощью трактора...

- По телевизору все показывают, что артезианская вода нынче на вес золота, - говорит семидесятилетняя пенсионерка Тамара Александровна Федяшова. – А вот в нашем селе она нисколько не ценится. Посмотрите, что творится возле наших домов – кругом вода. И в администрацию сельского поселения обращались, и в райцентр звонили – никто не хочет нам помочь. Мы, когда подводили в избу водопровод, заплатили 15 тысяч рублей. Теперь снова готовы отдать тысяч пять, лишь бы устранили аварию. Но для этого никто не хочет даже пальцем шевельнуть. Мы ведь не в силах что-то сделать: муж мой уже перенес инсульт, а самой недавно сделали операцию...

 

Зачем все порушили?

В администрации Большеазясьского сельского поселения нас встретили недоуменно. Глава поселения В.Н. Мялина сначала, видимо, подумала, что мы приехали в село по «выборным делам», но после того, как сообщили ей об обращениях сельчан в редакцию газеты «Мордовия» по поводу «ЧП» в водопроводной системе, она заметила: «Знаете, я ведь совсем недавно работаю главой в Большом Азясе – лишь два месяца...». Эти слова были сказаны так, словно мы должны были сочувствовать руководителю. Как же, ведь Валентина Николаевна ездит на работу в Большой Азясь за несколько километров от родного дома – из села Польцо.

Пожалеть, конечно, её можно, но кто встанет на защиту интересов простых жителей села. Это ведь на глазах представителей местного и районного органов власти происходили те негативные процессы, из-за которых теперь многие работоспособные мужики сегодня вынуждены трудиться не в Большом Азясе, а в Ковылкине и Москве. Почему чиновники не смогли предотвратить развал некогда одного из лучших сельхозпредприятий Ковылкинского района? Смотришь сегодня на полуразрушенные помещения ферм, технических мастерских и других производственных объектов бывшего хозяйства – горестно становится в душе. По кирпичику разобрали недавно двухэтажное здание колхозной конторы, уже никогда не вернуть жизнь другим строениям – детсаду, котельной, столовой. Между тем в селе недавно объявился некий предприниматель, который хочет возродить былое величие сельхозпроизводства. Спрашивается: зачем тогда все рушили?

 

«Обязательно исправимся!»

Признаться, очень стыдно проходить мимо одного большого здания, расположенного в центре села. Речь -  о бывшем Доме культуры. Точнее, не культуры. Перед нашим взором встала картина, похожая на линию фронта: руины от «боевых действий». Рядом стоит памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. И  выглядит он так убого и сиротливо на фоне высокого бурьяна и мусорной свалки около и внутри  помещения бывшего сельского ДК. Неужели жители села Большой Азясь, в том числе и работники администрации поселения, пытаются стереть из народной памяти советское прошлое? Неужели памятник Победителю перестает быть для них предметом гордости?

Снежный покров частично, конечно, спрятал  кучи мусора, пустые пивные банки и бутылки, но не скрыть постыдные следы, оставленные людьми в заброшенном здании Дома культуры. Так или иначе, всем, похоже, глубоко наплевать, во что превращается святое место, куда раньше фронтовики и их дети, внуки приходили, чтобы поклониться погибшим в войне односельчанам. Напрашивается вывод, что с этим позорным явлением легко мирятся руководители Ковылкинского муниципального района, работники правоохранительных органов. Иначе в Большом Азясе не допустили бы забвения исторической памяти.

- Мы обязательно исправимся! - заверила нас глава администрации Большеазясьского сельского поселения В.Н. Мялина. – Около школы есть прекрасная аллея из нескольких десятков больших елей. Вот туда весной следующего года и перенесем памятник погибшим воинам. Думаю, что для этого найдем необходимые средства из местного бюджета.

- А как с Домом культуры? – спрашиваем Валентину Николаевну.

- Так мы его уже перевели в здание школы. Так что новогодний бал-маскарад проведем нынче в нормальных условиях.

- С водопроводом тоже уладите?

- Здесь не все так просто, - говорит глава поселения. – Нас почему-то не слушаются те, кто занимается обслуживанием водопроводных сетей. Звонила несколько раз в район, а все без толку – не едут к нам ремонтники.

На наш взгляд, это отговорки. Не едут – значит, надо обратиться во властные структуры. Провели ковылкинские «шабашники» к  дому Т.А. Федяшовой водопровод за 15 тысяч рублей, допустили халтуру в работе – пусть отвечают за свои ошибки. Если надо, то – через судебный процесс. А инициатором в этом деле должна выступать не пенсионерка-инвалид, перенесшая тяжелую операцию, а орган местного самоуправления. И это вполне логично, ведь лицо сельской власти сегодня во многом определяется степенью активности ее представителей в решении проблем, связанных с социальной жизнью людей.

Н. Атласов.


Personal web page Mordovia newspaper (с)