Верховный суд вынес приговор двенадцати участникам преступной группировки «Юго-Запад»
В Верховном суде завершился очередной «долгоиграющий» процесс в отношении членов преступного сообщества «Юго-Запад». Судебное разбирательство, участниками которого стало рузаевское криминальное подразделение группировки под руководством адвоката Владимира Фирсова, длилось более двух лет. В зависимости от роли каждого 12 подсудимых держали ответ за организацию и участие в преступном сообществе, бандитизм, вымогательства, грабежи, разбои, хулиганства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, незаконный оборот оружия.
Фирменный «стиль»
Вместе с Владимиром Фирсовым перед судом предстали Александр Лебедев, Алексей Васин, Алексей Юдин, Виталий Видяков, Александр Шекшаев, Олег Вдовин, Станислав Булычев, Михаил Ершов, Дмитрий Вельмакин, Дмитрий Крюков и Александр Храмов. Половина из них уже были судимы за аналогичные деяния, некоторые представители группировки представали перед Фемидой неоднократно. Пальма первенства в количестве судебных марафонов принадлежит «бригадиру» Фирсову: для Владимира прошедший процесс стал пятым в криминальной карьере.
По данным приговора, рузаевское звено «Юго-Запада» образовалось в 1997 году при непосредственном участии Фирсова (к слову, юриста по образованию). Последующие 13 лет участники банды занимались вымогательством денег у предпринимателей, подкрепляя их разбоями, хулиганством, телесными повреждениями. Злоумышленники действовали в фирменном стиле «Юго-Запада»: сначала поджигали имущество (квартиры, машины, торговые точки), совершали нападения с ножом или огнестрельным оружием, а уже потом звонили по телефону и выдвигали требования.
«Убедительная крыша»
Так, вечером 12 августа 2001 года недалеко от дома №14 по ул. Пушкина «бойцы» рузаевского филиала «Юго-Запад» нанесли удар ножом в спину заместителю гендиректора ОАО «Лисма» Игорю Доброзракову. Что хотели от топ-менеджера, так и осталось неизвестным: исполнители, среди которых был Александр Лебедев, об этом не знали, а Владимир Фирсов от дачи показаний отказался. Следствие выдвинуло версию, что таким образом руководители «Юго-Запада» пытались «загнать» «Лисму» к ним под «крышу»…
23 июля 2002 года участники банды ворвались в одну из квартир дома №39 по пр. 60 лет Октября и устроили стрельбу в участника противоборствующей группировки Аркадия Лещенко. Парень получил ранения средней тяжести.
В марте 2004 года руководитель банды Фирсов под угрозой насилия заставил одного из предпринимателей ежемесячно платить ему 140 тысяч рублей. С апреля 2004-го по ноябрь 2006 года он получил от коммерсанта 4 миллиона 480 тысяч рублей.
В октябре 2005 года в три часа ночи «молодой боец» Олег Вдовин, получивший задание угнать машину, стукнул по голове вышедшего из салона «десятки» за сигаретами водителя, затем сел в салон и уехал. По стечению обстоятельств потерпевшим оказался сотрудник прокуратуры. В начале 2006 года угнанная машина участвовала в вымогательстве, причем, вновь по воле случая, преступление было совершено «под прикрытием милиции»: на нее прицепили похищенные синие милицейские номера, а участники - Вдовин, Крюков, Лебедев и Храмов, облачившись в милицейскую форму, разыгрывали из себя стражей порядка. На улице Энгельса они подошли к предпринимателю. Маскарад удался: бизнесмен, принявший злоумышленников за сотрудников органов внутренних дел, не стал поднимать шума, покорно дал заковать себя в наручники и сел в машину. Уже спустя некоторое время он понял, что стал жертвой уличных деятелей. Мужчину привезли в какой-то гараж и на видеокамеру заставили сказать, что он должен два миллиона рублей. После этого снова погрузили в машину, поехали в неизвестном направлении и вытолкнули в овраг. Позже, при общении с правоохранителями, потерпевший признавался, что уже не чаял остаться в живых…
Бандитский арсенал
Долгое время эти и другие преступления оставались нераскрытыми. Дело сдвинулось с мертвой точки только в 2006 году, когда руководство регионального МВД взялось за декриминализацию региона. Тогда же, в декабре 2006-го, был задержан Фирсов. Однако вскоре его отпустили, поскольку на тот момент он находился в статусе адвоката. «Юрист» попытался, было, залечь на дно в Казани, но его нашли и отдали под суд. Постепенно были задержаны и другие участники рузаевской бригады. В ходе оперативных мероприятий сотрудники МВД изъяли из различных схронов целый арсенал оружия, принадлежавший звену Фирсова: пистолеты-пулеметы, обрезы, автоматы Калашникова, пистолеты с глушителями, гранатометы, тротиловые шашки.
96 томов дела и три дня оглашения приговора
Похождения рузаевской банды заняли 96 томов уголовного дела. На судебный процесс Фирсова, Лебедева, Васина, Юдина, Видякова и Шекшаева этапировали из мест заключения, где они отбывали наказание за другие преступления. Остальные фигуранты уголовного дела во время следствия и суда находились под подпиской о невыезде.
Почти все обвиняемые еще на стадии предварительного следствия полностью или частично признались в содеянном (за исключением Фирсова, который отказался от дачи показаний). После направления уголовного дела в суд некоторые ходатайствовали о рассмотрении дела судом присяжных, но в итоге разбирательство прошло в общем порядке.
Оглашение приговора заняло у судьи три дня. В общей сложности участники беспредела получили 108 лет лишения свободы. Самый большой срок суд отмерил главарю Фирсову: он сядет на 18,5 лет. Второй по длительности срок – 16 лет колонии - получил Александр Лебедев. Чуть менее – 15 лет 10 месяцев – «схлопотал» Алексей Юдин. Алексей Васин и Александр Шекшаев приговорены к 11 годам 3 месяцам, Виталий Видяков – к 9,5 годам, Станислав Булычев – к 6 годам. Олег Вдовин получил 6,5 лет, Дмитрий Вельмакин – 5 лет, Михаил Ершов и Дмитрий Крюков – по 4,5 года. Последние четверо были взяты под стражу в зале суда. Все осужденные будут отбывать наказание в колонии строгого режима. Также суд удовлетворил исковые требования потерпевших на общую сумму более 5 миллионов рублей. Основной размер выплат здесь принадлежит тому самому предпринимателю, у которого Фирсов «вытянул» 4 миллиона 480 тысяч рублей.
Единственным, кто вышел сухим из воды, оказался Александр Храмов. Ему инкриминировался один эпизод самоуправства, от которого суд освободил Храмова из-за истечения срока давности. Приговор не вступил в законную силу. |