«Дружба с Бортниковым» потянула на три года

Осужден бывший вице-премьер Мордовии

Две недели понадобилось Басманному суду столицы, чтобы изучить обстоятельства уголовного дела о мошенничестве в отношении бывшего вице-губернатора Новгородской области Виктора Нечаева,  жизнь которого четыре десятилетия была связана с Мордовией. Вместе с 65-летним чиновником за миллионные махинации отвечали его 34-летняя помощница и член общественной палаты Новгородской области Ульяна Журавская и 45-летний москвич Сергей Александров. Оба, по данным приговора, занимались посредничеством в противозаконной деятельности Нечаева. Впрочем, в отличие от «шефа», помощники отделались легким испугом.

 

Виктора Нечаева в Мордовии помнят многие: он долго работал в МГУ им. Н.П. Огарева, прошел путь от преподавателя до директора института электроники и светотехники и, как говорят, даже не прочь был  возглавить вуз. Хотя с ректорством в Саранске не сложилось, ученому грех было сетовать на судьбу:  в «нулевые» он занял пост зампреда республиканского Правительства, а с 2008 года  совмещал его с должностью министра науки, информатизации и новых технологий. В начале «десятых» Нечаев отправился в Сибирь: работал заместителем председателя правительства Иркутской области. Но там он долго не задержался, и уже в 2012-м возглавил НИИ специальных систем связи, автоматизации и управления в Москве. С января 2014 года его назначили вице-губернатором Новгородской области. На этой должности Виктор Нечаев курировал вопросы инвестиционной привлекательности региона. Вроде бы достойное завершение карьеры, но, как оказалось, в последние годы чиновник  не жаловал закон и дважды занимался мошенническими заработками. На одной из афер он попался, другая всплыла в ходе следствия.

Как выяснилось, Нечаев стал достаточно вольно обращаться с нормами уголовного права в 2013 году во время «московского периода». Тогда на мошенничестве попался ректор Московской академии водного транспорта Владимир Костин. Нечаев воспользовался ситуацией, вышел на родственников коллеги и предложил помощь в решении вопроса. Освобождение из СИЗО и условный срок стоили 6,5 миллиона рублей. «Спасая» мужа, супруга ректора передавала деньги Сергею Александрову, который выдавал себя за адвоката, хотя таковым не являлся. Разумеется, Костину ничем не помогли и даже не пытались. Он был осужден; о «проделках» Нечаева и Александрова никто ничего не узнал.

Иначе закончилась история с главой Шимского района Новгородской области Михаилом Некипеловым. В 2015 году Следственный комитет возбудил против него уголовное дело о злоупотреблении полномочиями: по версии правоохранителей, в 2008 году, когда Некипелов возглавлял МУП «Новгородский водоканал», то выплатил подрядчику 27 миллионов рублей за непроизведенную реконструкцию сетей. Узнав о неприятностях районного чиновника, «решальщик» Нечаев вызвал его к себе и предложил помощь. Он сказал, что в его силах передать расследование в Москву, а затем он использует дружеские связи с директором ФСБ Александром Бортниковым. Вице-губернатор сообщил, что выйти на Бортникова ему не составит труда, поскольку тот является его соседом по даче на Истринском водохранилище. Детали и сумму «гонорара» согласовывала помощница Нечаева Ульяна Журавская. Она сообщила адвокатам Некипелова, что передача дела в Москву будет стоить 3 миллиона рублей, прекращение производства – еще 2,5 миллиона. Однако чиновник рассудил, что его хотят «кинуть» и обратился в правоохранительные органы.

10 августа в Хохловском переулке столицы при передаче первой части суммы – 47 тысяч американских долларов – «Тойоту Короллу», в которой находился Нечаев, блокировали сотрудники ФСБ. Однако водитель иномарки  Валерий Киселев оказался выходцем из их же рядов и попытался прорваться, в итоге протаранил служебный автомобиль. Впрочем, полковника запаса ФСБ, ветерана группы спецназа КГБ СССР «Вымпел», члена Общественного совета при Президенте РФ по противодействию терроризму, обладателя множества наград за операции в дружественных странах (Афганистане, Никарагуа, Грузии и Азербайджане) не стали привлекать к ответственности: следствие пришло к выводу, что он не был в курсе преступных намерений Нечаева. Также следствие установило, что у вице-губернатора не было возможности как-либо повлиять на ход расследования. 

 

Вину в инкриминируемых преступлениях чиновник и его соучастники признали и просили рассмотреть дело в особом порядке. В прениях гособвинение предложило наказать вице-губернатора и Сергея Александрова 4 годами колонии, Журавскую – условным сроком. Суд занял более мягкую позицию и приговорил Виктора Нечаева к трем годам реального лишения свободы, Журавскую и Александрова – к трем годам условно каждого.  Приговор не вступил в законную силу.


Personal web page Mordovia newspaper (с)