Дело всей жизни – связь

Для выполнения задания Сталин отвел нашему земляку год

Легендарный летчик Герой Советского Союза А.Г.Котов, генерал-лейтенант Н.И.Семиков, заслуженный врач Российской Федерации Н.Н.Петров – этот список знатных уроженцев села Троицк Ковылкинского района не так давно пополнился еще одной фамилией – Иван Иванович Кобин, заместитель министра промышленности средств связи СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени.

 

После окончания Троицкой средней школы Иван Кобин поступил на физико-  математический факультет Горьковского государственного университета. Выпуск пришелся на 1941-й. Новоиспеченного инженера-электрика, окончившего вуз с отличием, направили на Горьковский автозавод. За 16 лет Иван Иванович прошел здесь путь от инженера-исследователя до заместителя главного технолога по спецпроизводству.

На территории автозавода действовали два самостоятельных завода – собственно автозавод и завод по выпуску авиационных двигателей № 466. На нем-то и работал И.И.Кобин. В конце 40-х это предприятие было переведено в Ленинград, где находился конструктор авиационных двигателей академик А.А.Микулин. Ивана Ивановича, который в то время был уже начальником лаборатории, оставили  в Горьком. От руководства автозавода он получил задание: в короткие сроки разработать проект, позволяющий на территории действующего предприятия разместить производство радиостанций для аэродромов. Поручение оказалось сложным – пришлось подключать московских специалистов. Но, тем не менее, проект был подготовлен, согласован с Госпланом, Госснабом, министерствами. Оставалось последнее согласование.

В начале 1951 года И.И.Кобина  вместе с директором завода вызвали в Кремль: они должны были представить проект И.В.Сталину, который придавал большое значение внедрению радиосвязи самолетов с  аэродромами. Военные годы дали такую статистику: потери самолетов, имевших радиосвязь с землей, были в три раза меньше, чем у «глухих» самолетов.

Совещание у И.В.Сталина уже началось, но И.И.Кобин находился в приемной: секретарь  Председателя Совнаркома А.Н.Поскребышев быстро, и в то же время тщательно просматривал проект. Минут через двадцать он получил указание пригласить  И.И.Кобина. Иван Иванович вошел в кабинет и остановился у двери. И.В.Сталин подошел к нему, поздоровался за руку и, не приглашая сесть, спросил:

- Вы занимались проектом размещения производства аэродромных радиостанций на ГАЗе?

- Да, товарищ Сталин. Проект со мной.

- Ваш директор заверил, что ГАЗ может через год наладить производство станций. Вы подтверждаете это?

- Да, товарищ Сталин. Мы согласовали проект со всеми заинтересованными организациями. Если нам помогут с оборудованием и инструментом, мы задание выполним.

- Хорошо. Повторяю – задание чрезвычайной важности. Я поручу подготовить соответствующее постановление и подпишу его.

И.В.Сталин подошел к столу и в заключение сказал:

- А контроль за исполнением мы поручим товарищу Берия. 

 Директор ГАЗа и И.И.Кобин вернулись в Горький и энергично взялись за решение многочисленных вопросов по выпуску радиостанций. Часто звонил Л.П.Берия, интересовался, какая нужна помощь.

Через год, в начале 1952-го первые две радиостанции были готовы и сданы заказчику.

Умение Ивана Ивановича организовать четкую работу по выполнению поручаемых заданий было замечено, и вскоре его назначают главным инженером-заместителем директора владимирского завода «Электроприбор», а через пять лет  он становится заместителем начальника управления приборостроительной и радиотехнической промышленности Владимирского совнархоза. При непосредственном участии И.И.Кобина создается первое поколение отечественных авиационных радиостанций, работающих в ультракоротковолновом диапазоне частот, налажено их серийное производство. Осваивается выпуск специальных комплексов управления по радиоканалам противотанковыми ракетами.

В последующие двадцать с небольшим лет Иван Иванович еще три раза сменит место работы: он возглавлял Горьковский НИИ радиосвязи, второе главное управление Министерства радиопромышленности СССР, стал заместителем министра промышленности средств связи СССР. Вся его работа была связана с обороной страны, поэтому долгое время он был засекречен.

Весом вклад И.И.Кобина в создание комплексов управления стратегическими вооружениями и использованием радиоканалов различных диапазонов частот, центров передачи информации для управления этими вооружениями.

Более десяти лет И.И.Кобин был членом Государственной межведомственной комиссии, контролирующей создание, запуск и сопровождение пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, а также программ развития средств телекоммуникации, космического телерадиовещания и средств управления. Он постоянно выезжал на космодром Байконур.

Скончался Иван Иванович в 92 года, 9 июня 2011 года.

П.Самсонкин, член Союза журналистов России.

 

 

Р.S. Автор выражает сердечную благодарность за предоставленный материал племяннице И.И.Кобина – заслуженному врачу Российской Федерации Антонине Андреевне Староверовой.


Personal web page Mordovia newspaper (с)