Сага об ОСАГО

Как житель Саранска добился справедливой оплаты полиса обязательного автострахования 

Житель Саранска доказал, что за ОСАГО можно не переплачивать. Вместо 8200 руб. – эту сумму первоначально называли ему страховщики, автовладелец отдал всего 3500 руб., то есть почти в 2,5 раза меньше. Экономия за полис, причем без длительных судебных разбирательств, превысила сумму оплаты и составила 4700 руб. О том, как снизить стоимость ОСАГО, – в нашем материале.

 

Без «допов» нет страховки?

Наш герой – простой водитель с 40-летним стажем. Он попросил не называть его фамилии, зато подробно рассказал, как можно вывести автостраховщиков  на чистую воду. По словам Николая Гвоздева (назовем его так), добиться справедливой платы за ОСАГО реально каждому. Для этого не надо иметь семь пядей во лбу, достаточно минимального представления о своих правах. Правда, нужно быть готовым к тому, что разбирательство со страховщиками может вылиться в целую эпопею, поэтому этим вопросом лучше озаботиться заблаговременно.

- У меня срок действия полиса истекал 27 марта 2016 г., - рассказывает Николай, - и я начал хлопотать уже в феврале. Не секрет, что ОСАГО каждый год дорожает, но в этом году расценки просто возмутили! За автомобиль «Лада Гранта» (87 «лошадок») со всеми скидками насчитали 8200! В нагрузку включили ненужную мне страховку от затопления квартиры.  Я потребовал убрать допуслуги, на что мне ответили: «Не хотите – не страхуйте автомобиль вообще». Аналогичная ситуация и в других компаниях: без «допов» -  ОСАГО нет! Мне навязывали страхование жизни, от несчастных случаев и даже укусов клещей.

Николай пробовал купить электронный полис ОСАГО, который выдается без «допов», но только время потерял. Оформить заявку через Интернет почему-то не получилось ни у него, ни у его знакомых. Видимо, на это и расчет страховщиков, считает Николай. 

- Я обратился в консультационный центр для потребителей за бесплатным разъяснением. Мне посоветовали  написать заявление на имя директора страховой компании, чтобы со мной заключили договор ОСАГО без дополнительных услуг. Я так и сделал, заявление составил в двух экземплярах. Один отдал страховщикам, а второй, заверенный подписью, оставил у себя. Он пригодится, если придется обратиться в суд.

Но у Николая до этого дело не дошло, тем не менее, терпением пришлось запастись – ответ он получил только через три недели. Страховщики сообщили, что готовы заключить договор на ОСАГО. Это письмо и стало проходным билетом в новый мир расценок автостраховок.  С ним «продавцы полисов» встретили Гвоздева куда более любезно: навязывать «допы» не стали, поэтому стоимость ОСАГО автоматически снизилась почти на 2 тыс. руб. 

Три загадочные буквы

Однако на этом сюрпризы для Гвоздева не закончились. Чем глубже Николай вникал в особенности страхования, тем больше узнавал о недополученных льготах. 

- Как работает скидка за безаварийную езду,  сегодня мало, кто знает, - считает автовладелец. – Посмотреть ее размер можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), введя свои ФИО и номер водительского удостоверения. Это так называемый коэффициент «бонус-малус», или КБМ.  Я был удивлен, почему у меня, опытного водителя с безаварийным стажем, он не дал хорошей скидки. Оказалось, что в 2013 г. страховщики вместо коэффициента 0,5 поставили мне единицу, чтобы получить побольше денег. Я уверен, что этот случай не единичный, поэтому обращаюсь ко всем водителям – держите руку на «пульсе»! Если разница в 5%, вы переплачиваете 300 рублей, а если в 20% - 1200 рублей! 

Николай решил бороться с беззаконием страховщиков, как говорится, по всем фронтам. По поводу неверного КБМ он написал заявления в РСА, Центробанк России и в страховую компанию. Первые две структуры сообщили, что будут разбираться в  ситуации, а вот страховщики не торопились с ответом. Каждый день Николай заходил на сайт РСА и проверял свой КБМ.

- Мне пришлось страховать автомобиль с меньшей скидкой, поскольку время уже поджимало, - рассказывает он. – Однако я сразу предупредил, что жду пересмотра КБМ и буду претендовать на перерасчет страховой премии по полису ОСАГО. Видимо, проверяющие структуры, как и обещали, разобрались с моим вопросом и уже через несколько дней КБМ переправили. После этого страховщики возвратили мне 2700 руб. в течение недели. Таким образом, ОСАГО обошлось мне всего в 3500 руб. 

По словам Николая, это еще не полная победа. Теперь он планирует вернуть средства в другой страховой компании, услугами которой пользовался ранее. 

- Из-за неверного КБМ я переплатил в общей сложности 1,5 тыс. руб., - рассказывает автовладелец. – Буду добиваться справедливости до конца: если мне не вернут эту сумму добровольно, то обращусь в суд. 

Такой же решительности хочется пожелать и другим автовладельцам. Не надо слепо верить страховщикам, не берите в нагрузку «допы», проверяйте свой КБМ, и даже при возросших тарифах реально купить бюджетную страховку. 

С.Медведева.

 

Фото С.Пестов.

 

Между тем

Лихачам придется раскошелиться

В закон об ОСАГО введут поправки, согласно которым полис для злостных нарушителей ПДД может серьезно подорожать. Одно из предложений  - водителям, совершившим ряд грубых нарушений в течение года, поднять стоимость страховки на 86%. По данным РСА, такое повышение может коснуться 5,5% автовладельцев. К подорожанию полисов стоит готовиться и другим автомобилистам, которые не соблюдают правила дорожного движения.

Кроме того, водителей ожидает новая система начисления коэффициента «бонус-малус». Уже с  1 января 2017 г. он будет утверждаться не страховой компанией, а РСА, причем не с момента заключения договора, а с начала календарного года. Таким образом, коэффициент будет привязан не к автомобилю, а конкретному водителю.

Еще одно новшество коснется электронных полисов ОСАГО. Продавать их будут страховые компании в обязательном, а не добровольном порядке, как происходит сейчас. Соответствующий законопроект подготовлен ЦБ РФ. 

 

Кстати

Как восстановить КБМ?

На сайте Российского Союза автостраховщиков даются советы, как водителям восстановить свой коэффициент «бонус-малус». Во-первых, необходимо определить с какого момента произошло обнуление или перекос КБМ. Для этого на сайте РСА нужно проверить КБМ в разные периоды. Сохраните запросы изменений вашего КБМ в течение года в электронной форме для последующей отсылки жалобы на страховую компанию. Учтите, если с момента обнуления КБМ было несколько полисов в разных компаниях, то придется исправлять коэффициент по всей цепочке. 

Желательно найти и старые страховые полисы, можно даже те, где вы фигурируете как водитель других автомобилей. В них (в особых отметках) можно увидеть, какой у вас был КБМ или класс. 

Далее отправляете жалобу в страховую компанию, РСА и ЦБ РФ. Кроме того, можно отправить жалобы в Общество защиты потребителей, Роспотребнадзор, ФАС. Если страховая компания разорилась, то только - в РСА и в Управление по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ.

В течение месяца вам должен прийти ответ от страховой компании.  Если же его нет, тогда придется обращаться суд.

 

 

Мнение эксперта

«От навязанной страховки можно отказаться»

- ОСАГО – одна из самых популярных причин обращения граждан за консультациями, - отмечает начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» Юлия Тундыкова. – По итогам 2015 г. от общего количества консультаций в сфере финансовых услуг у жителей Мордовии 60 % касались именно страховых услуг. Зачастую потребители не могут отказаться от навязанных полисов ОСАГО, поскольку страховщики стараются не вносить такое условие в договор.  Однако совсем скоро ситуация изменится. 2 марта 2016 года вступило в силу указание Центрального банка РФ, в соответствии с которым до 31 мая 2016 г. такое условие должно появиться в договоре. То есть, если страхователь откажется от финансовой услуги, то страховщик обязан вернуть ему страховую премию. Речь идет только о тех случаях, когда со дня заключения договора добровольного страхования прошло не более пяти рабочих дней. Причем, если гражданин отказался от услуги в этот срок, то уплаченная страховая премия возвращается полностью.  Если же страхователь отказался от договора в момент его действия, то страховщик может удержать часть премии. 

Получить разъяснения по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг можно по тел.: 8(8342)24-62-68 – консультационный центр для потребителей ФБУЗ «ЦГиЭ в РМ».


Personal web page Mordovia newspaper (с)