В Саранске вынесен приговор «черным риелторам»
В Октябрьском суде завершился второй процесс над братьями-близнецами Игорем и Олегом Карташовыми. 46-летние родственники, два с половиной года назад получившие сроки за вымогательства и мошенничества, держали ответ за аналогичные эпизоды, о которых стало известно во время первого суда. Жертвами инкриминируемых им преступлений вновь стали одинокие социально дезадаптированные люди.
Прокурора – словом, адвоката - тапкой
Увидев в зале суда журналистов, Игорь Карташов, поведение которого хорошо запомнилось и журналистам, и представителям судейского сообщества еще во время рассмотрения первого уголовного дела (за неоднократные нарушения порядка подсудимого удалили с процесса и половина разбирательства прошла без его участия), разразился отборнейшей бранью.
- Ваша честь, это как называется? – возопил он, указывая на камеры. – На … они сюда пришли?.. На … они здесь нужны?!
Его брат Олег был скромен: смиренно сидел на скамье подсудимых, старательно прикрываясь двумя листами белой бумаги. Учитывая, что Игорь являет собой его точную копию и лица не скрывает, поведение Олега выглядело несколько странно. Впрочем, эмоциональности не занимать обоим: как стало известно, во время процесса Игорь не постеснялся сказать «пару ласковых» прокурору, а Олег в порыве гнева прямо из-за решетки запустил тапкой в адвоката.
Из «двушки» в деревенскую развалюху
Судя по поведению близнецов на процессе, складывалось ощущение, что главную скрипку в их «дуэте» играл Игорь. Однако, по данным приговора, все обстояло с точностью до наоборот: организатором преступного «бизнеса» был именно Олег, для начала попробовавший свои силы в одиночку. В октябре 2009 года он выяснил, что в доме №21 по улице Косарева проживает одинокий пьющий мужчина, два месяца назад похоронившей мать и ставший единственным хозяином двухкомнатной квартиры и гаража. Недолго думая, Олег пришел к нему в гости, щедро угостил спиртным и на два дня отвез к своему другу в чамзинское село Медаево для снятия алкогольного синдрома. Когда новый знакомый пришел в себя, Карташов потребовал отдать ему квартиру. Ошеломленный мужчина попробовал отказаться и получил кулаком по голове. «Будешь артачиться, буду бить дальше», - пригрозил Карташов. Хозяин «двушки» испугался и согласился. Следующие несколько месяцев Олег стал частым гостем в его доме: угощал спиртным, угрожал, избивал и в итоге полностью подчинил себе потерпевшего. Весной Карташов заставил его подписать доверенности на посредников на продажу гаража и квартиры. Гараж, расположенный на Северо-Восточном шоссе, продали в мае, выручив за него 150 тысяч рублей (рыночная стоимость на тот момент составляла 267 тысяч). Очередь квартиры подошла в июле: риелтор, которую нанял Карташов, не подозревая о криминальной подоплеке дела, нашла покупательницу, которая приобрела жилье за полтора миллиона рублей.
Чтобы придать противозаконной деятельности мало-мальски пристойный вид, Карташов в середине июля 2010 года подыскал для ставшего бездомным мужчины дом в селе Паракино Большеберезниковского района всего за 90 тысяч рублей и в августе переселил его туда…
«Ты не ценишь свою жизнь»
Воодушевленный успехом, в начале 2011 года Олег Карташов, по данным приговора, подтянул к «черному риелторству» своего брата Игоря и друга Вячеслава Пудашкина. «Работать» в команде стало легче: каждый выполнял свою роль. Так, по материалам дела, Игорь подыскивал подходящих людей, втирался к ним в доверие, оказывал психологическое воздействие, Пудашкин контролировал потерпевших и занимался сбором документов по оформлению недвижимости в собственность, Олег обеспечивал продажу жилья и распределял прибыль.
В начале февраля 2011 года Игорь Карташов через знакомую оказался в гостях у жителей Светотехстроя – отца и дочери, проживающих в трехкомнатной квартире по ул. Пушкина и злоупотребляющих спиртным. Во время посиделок Карташов не жалел алкоголя для хозяев жилплощади и быстро узнал, что «трешка» находится в муниципальной собственности и на ней «висит» огромный долг за коммунальные услуги. Игорь предложил свои услуги по приватизации, чтобы в дальнейшем обменять квартиру на другое жилье, а оставшимися деньгами «покрыть» долг, однако хозяин отказался. Дважды двинув мужчину по голове и туловищу, Карташов ушел, оставив потерпевшего раздумывать над ситуацией. Через несколько дней Игорь вернулся с братом, они избили упорствовавшую жертву и потребовали согласиться на размен и продажу недвижимости. «Ты совсем не ценишь свою жизнь», - многозначительно высказался Олег. «У вас ничего не получится: по этому адресу зарегистрирована моя 10-летняя внучка», - выдвинул последний аргумент мужчина. «Твою внучку я выпишу отсюда за месяц! А если ты будешь сопротивляться, то вообще окажешься на улице!» - заявил Игорь. Через несколько дней они взяли в оборот сожителя дочери непокорного квартиросъемщика. Его посадили в машину (братья ездили на «Ниссане Кашкай», зарегистрированном на жену Олега) и поставили условие – уговорить «родственников» на продажу квартиры. «Иначе с тобой может произойти все, что угодно: можем подставить и ты сядешь, можем сделать калекой, а можем и убить», - вполне буднично обрисовали они перспективы. Вырвавшись от злоумышленников, мужчина обо всем рассказал сожительнице и ее отцу, но требовать чего-либо от них не стал.
В начале марта женщина неожиданно пропала. Спустя полтора месяца ее труп был обнаружен на Лямбирском шоссе. Испугавшись, что трагический исход как-то связан с Карташовыми, хозяин квартиры пригласил пожить к себе первого сожителя дочери. Ждать пришлось недолго: в конце апреля братья встретили мужчину у продуктового магазина и вновь потребовали отдать им жилплощадь. Увидев эту сцену из окна квартиры, гость вышел и увел его домой. Такого поворота Карташовы не ожидали, а перепуганный до полусмерти хозяин квартиры предпочел уехать за пределы Саранска, чтобы скрыться от преследователей.
В лучших традициях 90-х
Параллельно близнецы «обрабатывали» еще одного владельца жилплощади – 35-летнего хозяина квартиры по ул. Ярославская, как и его товарищи по несчастью, ведущего асоциальный образ жизни. 24 февраля 2011 года братья приехали к нему домой, выяснили, что квартира принадлежит муниципалитету и, как и в предыдущем случае, предложили свои услуги по приватизации. Мужчина принял их слова за чистую монету и согласился. На время «приватизации» Карташовы поселили его у Олега, где обильно поили, кормили и даже одевали. От статуса бездомного жертву спасло лишь то, что его паспорт и ордер на квартиру находились у родственников, а они наотрез отказались отдавать документы сомнительным «благодетелям». Тогда Карташовы попробовали другой способ и привезли мужчину в отдел УФМС для подачи заявления о потере паспорта. Но, видимо, незадачливого хозяина «трешки» охраняла высшая сила, поскольку в миграционной службе он встретил ту самую родственницу, которую тщетно осаждали близнецы. Эта встреча раскрыла потерпевшему глаза на происходящее, и он сбежал от «друзей» к дяде. Однако криминальная компания в два счета нашла его, привезла на Ярославскую и уже открытым текстом потребовала переоформить жилплощадь в их собственность. Выслушав несколько отказов, злоумышленники в лучших традициях 90-х сожгли потерпевшему руку над газовой плитой. После такого зверства пострадавший два месяца лечился в больнице; ему даже пришлось пересаживать кожу.
«Копейки не заработал!»
Вскоре после этого Карташовых и Пудашкина задержали. В ходе следствия приятель близнецов признал вину, заключил соглашение о сотрудничестве и был осужден раньше подельников к условному сроку. Карташовы отрицали свое участие в преступлениях. Суд приговорил каждого из них к 13 годам колонии строгого режима. Услышав срок, Игорь возмутился до глубины души и разразился нецензурной бранью в адрес председательствующего.
- Нет, ваша честь, ты о…л? Я копейки не заработал, а ты мне 13 лет даешь! В банду записал! Какая справедливость?! – орал он, щедро пересыпая речь ненормативной лексикой. – После этого знаете, кто вы? – В следующий момент Игорь на непечатном русском языке рассказал, кем считает правоохранителей, а затем, видимо, забыв, что перед оглашением приговора «приложил» и представителей СМИ, воззвал: - Журналисты! Нет, ты дай, я им объясню! – отмахнулся он от конвоиров, которые пытались его увести. - Копейки не заработал, а мне банду записали!..
Напоследок смачно выругавшись, Игорь, наконец, шагнул в дверь спецвыхода и еще долго шумел, спускаясь по лестнице. Тем временем на вопрос судьи, понятен ли ему приговор, Олег вполне спокойно ответил «да, понятен» и, продолжая тщательно прикрываться бумагами, отдался в руки конвоя. Ни ему, ни Игорю не привыкать к местам не столь отдаленным: и тот, и другой провели на разных зонах в общей сложности по два десятка лет… Приговор не вступил в законную силу. |