Артём Сурков не считает себя суперменом, а просто делает свое дело
Cлучшим спортсменом Мордовии 2015 года Артёмом Сурковым я встретился после утренней тренировки. Скромный, объехавший к своим 22-м годам полсвета, он завоевал большой авторитет в жестком мире силовых единоборств.
- Артем, второй год подряд спортивные журналисты выбирают лучшим спортсменом Мордовии борца. Как ты считаешь, это стечение обстоятельств или тенденция?
- Думаю, что второе. У нас очень хорошая школа, наши тренеры старшего поколения, которые привили нам школу «руки снизу». Наша школа высоко котируется на российском уровне и за рубежом. Мы стабильно выступаем на самом высоком уровне. Поэтому это скорее все-таки тенденция.
- Расскажи о себе. В борьбу, как известно, тебя привел отец?
- Да. Папа и сам занимался борьбой, но недолго, два года. А потом появились мы. У меня есть брат-близнец Максим. Мы сначала ходили в спортивную гимнастику, занимались футболом, но в 9 лет пришли в школу борьбы, и остались в ней.
- 9 лет – возраст «ветреный», несерьезный. Когда ты понял, что это все – твое!?
- Сразу. У нас в школе всегда было очень интересно и весело. Занятия проходили в игровой форме. Тренеры устраивали для нас «веселые старты», а затем постепенно переходили к приемам, броскам и всему остальному.
- Когда пришли первые успехи?
- Таким турниром было первенство России 2007 года в Волгограде, где я и Максим, а мы выступали в разных весах, выиграли свои первые соревнования. Я и до этого уже серьезно относился к тренировкам, мечтал о больших победах. С детства мы с братом были приучены к труду, а потом, когда нас научили приемам, дали какие-то азы мастерства, было уже обидно бросать.
- Как проходил переход во взрослый спорт? Для многих это большое испытание.
- Постепенно, шаг за шагом. Сначала младшими юношами мы попали в сборную, потом в юношескую, юниорскую… Везде мы с братом были в сборной, ездили на сборы. В прошлом году я дорос и до главной команды.
- Как у тебя складываются отношения с Гоги Когуашвили?
- Он – главный тренер, я – спортсмен. У нас такие же отношения, которые должны быть между главным тренером и спортсменом. У Когуашвили такая позиция: кто на данный момент лучше, то и едет на соревнования.
- Сам ты как оцениваешь сезон-2015?
- Достаточно успешный сезон. Начали мы с Кубка мира, где стали вторыми. От участия в чемпионате страны тренеры сборной меня освободили, чтобы дать возможность лучше подготовиться к молодежному чемпионату Европы. Там я выступил удачно, выиграл, и за счет этого попал в команду на первые Европейские Олимпийские игры в Баку. Там я тоже выступил удачно, выиграл, а осенью поехал на чемпионат мира в Лас-Вегас, где разыгрывались путевки на Олимпийские игры. Выиграть не удалось, но самое главное, считаю, было завоевать лицензию на Олимпиаду. Не всем это удалось.
- «Золото» Баку – твоя самая большая победа на сегодняшний день?
- Была еще «бронза» чемпионата мира. Мне трудно выбирать. Любая медаль – это достижение. А главные победы у меня, надеюсь, еще впереди.
- Как понимаю, все мысли сейчас об Олимпиаде. Как ты будешь к ней готовиться?
- 14-15 января у нас международный турнир на призы Ивана Поддубного. Там будет отбор на чемпионат Европы. Потом молодежный чемпионат Европы, чемпионат Европы среди взрослых, чемпионат России, а потом Олимпийские игры. Будут еще два квалификационных турнира для тех ребят, которые еще не завоевали лицензию.
- Пока еще нельзя сказать, что ты точно поедешь в Рио?
- Конечно, нет. В России у меня очень много соперников. Вообще, наш вес до 66 кг – один из самых многочисленных. Сильных конкурентов у меня будет предостаточно. Но я их всех знаю, со всеми знаком, и по сборной, и по соревнованиям. Нет, говорить, что я уже точно еду в Рио, ни в коем случае нельзя.
- Что бы ты мог пожелать молодому поколению?
- Серьезного отношения к себе и к жизни. Поменьше «шататься» на улице, держаться подальше от соблазнов. Чтобы была в жизни цель, какие-то увлечения. Любить спорт, заниматься им. Просто так, для себя. Ну, а тем, кто занимается спортом серьезно, терпения, силы воли, здоровья и удачи.
А. Пьянзин |