Жизнь за 800 тысяч

Житель Саранска предстал перед судом за расправу над московской подругой

Кочкуровский суд приступил к рассмотрению уголовного дела об убийстве 24-летней уроженки Чувашии Алины Седлецкас. Девушка расплатилась жизнью за 800 тысяч рублей, которые взяла в кредит для своего друга из Мордовии Андрея Иляскина. Тот, однако, не спешил отдавать долг, а после того, как подруга пригрозила найти на его управу незаконными методами, расправился с ней. Раскрыть убийство удалось не сразу; обвиняемый предстал перед судом спустя больше года после жуткого события.

 

Таинственное исчезновение и жуткое обнаружение

30 июля 2014 года Алина Седлецкас, в последние годы работавшая в Москве продавцом в косметическом магазине и танцовщицей в ночном клубе, вышла из съемной квартиры возле станции метро «Царицыно» и не вернулась. Она не выходила на связь ни с подругами, с которыми арендовала жилье, ни с матерью, ни с сестрой; не принесли успеха и поиски. Знакомые и родственники Седлецкас терялись в догадках, думали то о самом худшем, то уповали на чудо и возвращение девушки. Но надеждам не суждено было сбыться…

1 сентября трем рабочим кочкуровского сельхозпредприятия бросился в глаза аккуратный квадрат дерна в поле неподалеку от села Новые Турдаки, который будто бы прикрывал что-то. Один из мужчин заинтересовался и стал копать землю. На глубине примерно тридцати сантиметров лопата стукнулась о какой-то предмет. Сельчанин начал разгребать землю и наткнулся на женскую ногу. Шокированный рабочий тут же вызвал полицию. 

Правоохранители установили, что покойнице примерно 25 лет и она умерла не своей смертью: на шее девушки отчетливо просматривались следы от удушения. В кочкуровском поле тело пролежало больше месяца, чтобы опознать погибшую, потребовался еще один месяц. Под описание пропавших без вести в Мордовии она не подходила, позже ее опознали как пропавшую в Москве Алину Седлецкас. Личность убитой окончательно подтвердила экспертиза ДНК: генокод девушки совпал с образцами крови ее матери. 

 

Полгода розысков

В ходе оперативных мероприятий выяснилось, что в московской съемной квартире, помимо Алины и ее подруг, проживал уроженец Саранска Андрей Иляскин, который исчез сразу после того, как пропала Седлецкас. Вскоре следствие получило неопровержимые доказательства его причастности к убийству девушки, но подозреваемый не спешил попадаться на глаза правоохранителям. Несколько месяцев он числился в федеральном розыске; сыщики нашли его только в марте этого года. Злоумышленник затаился в Темникове. В старейшем городе Мордовии он сожительствовал с одной из подруг Алины, разумеется, не посвящая ее в свою страшную тайну. 

За Иляскиным пришли 14 марта. По горькой иронии судьбы, его жертве в этот день должно было исполниться 25 лет. Визиту оперативников парень не удивился: он не строил иллюзий, что убийство «повиснет», и признался в содеянном.

 

Испугался «коллекторов»?

Расследуя преступление, сотрудники Следственного комитета выяснили, что причиной расправы с девушкой стали деньги. По материалам дела, с января 2013-го по февраль 2014 года Алина Седлецкас по просьбе Иляскина взяла в двух банках кредиты на общую сумму 829 тысяч рублей. Тот, в свою очередь, обещал погасить долг до октября 2014 года, но делать это не спешил (по некоторым данным, свои заработки таксиста Андрей спускал в казино и ночных клубах). Кроме того, «массово» проживая в одной квартире, жильцы постоянно ссорились из-за каких-то бытовых вопросов, и в июле 2014 года Алина решила съехать. На аренду отдельного жилья ей нужны были деньги, и Седлецкас попросила Иляскина вернуть долг. Тот ответил, что у него есть еще два месяца, но девушка настаивала на немедленном возврате денег. Более того, несколько раз поругавшись из-за  этого, Седлецкас пригрозила Иляскину, что найдет людей, которые «вытрясут» из него 800 с лишним тысяч. 

Иляскин испугался, а затем, как указано в материалах дела, решил напугать девушку. Приехав в очередной раз домой проведать родных, он с другом 30 июля в двух километрах от села Новые Турдаки выкопал яму, похожую на могилу. Затем предложил Алине приехать к нему в Мордовию на машине друга. 31 июля знакомый Иляскина доставил Седлецкас в Саранск, где она пересела в «Шкоду Октавиа» своего должника. В половине десятого вечера парочка оказалась у могилы. Однако, по словам Иляскина, девушка не особенно напугалась при виде приготовленной для нее ямы, и снова устроила скандал. Тогда злоумышленник обмотал ее скотчем, обхватил сзади руками и стал душить. Жертва сопротивлялась что есть силы, в какой-то момент они оба упали на землю, но вырваться Алине не удалось. Когда Седлецкас перестала подавать признаки жизни, Иляскин отпустил ее и увидел, что девушка мертва. Чтобы скрыть преступление, он бросил тело погибшей в яму и засыпал ее свежим дерном.

 

Против СИЗО не возражал

…Первое заседание по нашумевшему делу оказалось недолгим: суд установил личность обвиняемого, рассмотрел дальнейшую меру пресечения для него и отложил процесс из-за отсутствия потерпевшей – матери Алины Седлецкас. 30-летний Андрей Иляскин, внешне никак не тянувший на роль душегуба, рассказал суду, что родился и зарегистрирован в Саранске, работой и семьей не обременен, хотя от предыдущего брака у него есть двое детей. Представитель гособвинения просил продлить для него меру пресечения в виде содержания под стражей. Иляскин не возражал. Протест поступил от его адвоката. «Потерпевшая заявила гражданский иск, моему подзащитному надо устроиться на работу, чтобы возместить ущерб. Свою причастность к преступлению он не отрицает и, хотя не возражает против содержания под стражей, я предлагаю отпустить его под подписку о невыезде», - заявил защитник. Суд, однако, поостерегся выпускать обвиняемого в убийстве на свободу даже ради такого благого дела, как заработок, и продлил арест до февраля следующего года. 


Personal web page Mordovia newspaper (с)