Сиротская реформа

Как изменятся детские дома в Мордовии с 1 сентября 2015 года?

1 сентября 2015 г. в силу вступает постановление Правительства РФ о реорганизации детских  учреждений для сирот. Теперь дома ребенка и прочие интернатные учреждения будут обустроены по семейному типу: помещения для воспитанников должны напоминать квартиры, а спальни быть маломестными. Но поменяются не только интерьеры, кардинально изменится сам подход к социализации детей. Главная цель новшеств - подготовка воспитанников к будущей жизни в семье, а не в больших коллективах. Решит ли реформа интернатных учреждений проблемы сирот в Мордовии – в нашем материале. 

 

Каждой семье – квартиру!

В Ялгинском детском доме-школе грядущие новшества восприняли с оптимизмом. 

Дело в том, что обустройство учреждения по семейному типу здесь началось задолго до принятия постановления. Реконструкция помещений была проведена еще восемь лет назад. 

- У многих сложилось впечатление, что в детском доме комнаты напоминают казармы – большие  и с множеством кроватей. Этого нет уже в помине! – говорит директор Ялгинского детского дома-школы Николай Николаев. - Воспитанники живут в обстановке, приближенной к домашней. Изменился и сам подход к формированию групп. Дети разделены на семьи, а всего их у нас шесть. В каждой из них по 16 человек разного возраста. В этом главный психологический момент, чтобы старшие помогали младшим, например, учили с ними уроки. 

У каждой семьи, можно сказать, своя квартира: зал (комната отдыха), спальни (для младших – на трех человек, старших – на двух), учебный класс, санузел и столовая, где проходят семейные чаепития. У детей, как говорят в детдоме, есть свое пространство, личные вещи – воспитанников нужно приучать жизни в семье, а не в коллективе. Но это внешняя сторона перемен, а что внутри?

- Главное, это не переставить мебель или перекрасить стены, а сократить число сирот, - подчеркивает Николай Николаев. – Конечно, эта работа проводилась и раньше, но можно сказать, по доброй воле, теперь это наша прямая обязанность. В постановлении четко прописано, что в детском доме ребенок содержится временно – до устройства в семью. 

Еще четыре года назад в интернатном учреждении, в рамках проекта «Право ребенка на семью», велась работа по устройству воспитанников в кровные семьи. Как результат - некогда пьющие родители кодировались, трудоустраивались, начинали платить алименты и восстанавливались в родительских правах. 

- У одной саранской семьи забрали сразу троих детей. Родителям было дано полгода «испытательного срока»,  и они исправились, до лишения их прав на детей дело не дошло,  - вспоминает директор. - Сейчас приходится активно перепрофилировать  деятельность воспитателей. Хочу заявить, что сокращения кадров не произойдет. Раньше функции интерната сводились только к воспитанию и обучению детей, а теперь это и передача детей в семьи, подготовка и сопровождение выпускников. Важный момент – постановление закрепило ограниченное количество работников в воспитательных группах. Это значит, что детям не придется каждый день привыкать к новому лицу. Замещение педагогических работников также не допускается. 

 

«Меня не берут, или Не хочу уходить»

Надо сказать, что уже число воспитанников детских домов каждый год уменьшается. Это связано с развитием института приемных семей. Для сведения: в такие семьи из Ялгинского детского дома-школы ежегодно уходит более 20 детей, тогда как на усыновление приходится один-два случая за три года. Но это вовсе не говорит о том, что после 1сентября 2015 г. все социальные сироты обретут семьи.

- Если посмотреть на ситуацию реально, то проблемы возникнут с так называемыми группами риска – детьми, которым сложнее всего найти родителей, - считает Николай Николаев. - Во-первых, это взрослые воспитанники. Они привыкли жить в детском доме и в приемные семьи идут неохотно. Во-вторых, это дети с кровными братьями и сестрами. Их «разбивать» нельзя, а желающих взять в семью сразу двух-трех детей очень мало. В-третьих, это дети с тяжелыми заболеваниями. Их всегда берут с настороженностью. Поэтому не менее важная задача, чем устройство детей в семьи, – подготовка их к взрослой самостоятельной жизни, чтобы в будущем они могли создать свои полноценные ячейки общества. 

Отметим, что в интернатской школе учатся не только воспитанники детского дома, но и дети из обычных семей. Это делается для того, чтобы сироты могли знать, как течет жизнь за пределами детдома,  чем занимаются и как отдыхают их сверстники, которые живут с родителями, и даже во что одеваются и как ведут себя в обществе. Каждый ребенок должен понимать, что в детдоме он находится временно – придет день и родители, пусть даже приемные, обязательно заберут его домой.

 

«Включить внутренний будильник»

- Ребенка надо скорее устроить в семью и для того, чтобы у него не развилась психология иждивенца, и он быстрее научился самостоятельности, - поднимает еще одну проблему Николай Николаев. – Когда дети живут на всем готовом, то они к этому легко привыкают, и не знают, что делать после ухода из детского дома. Здесь ребенка разбудят, скажут ему: «иди умывайся» или «завтракай, учи уроки» и т.д., то есть ребенку не нужно заботиться ни о чем. Когда он уходит во взрослую жизнь, для него главное - включить свой внутренний будильник и правильно жить без подсказки. 

Конечно, дети прибираются в своих комнатах, учатся готовить еду, но не каждый день, только чтобы иметь представление. Заставить делать их что-то большее нельзя. В этом большой законодательный пробел. Воспитанникам, например, труднее найти себе подработку на лето или устроится в трудовой лагерь, в отличии от их сверстников из обычных семей. Предоставляя сиротам защиту со всех сторон, государство напрочь лишает их самостоятельности. 

- Этим детям нужно больше делать чего-то своими руками, - отмечает Николай Николаев. – Ведь в обычной семье ребенок сызмальства помогает родителям по хозяйству, получает стойкие трудовые навыки. Я считаю, что должен появиться какой-то законодательный механизм, который позволит воспитанников приучать к труду и большей самостоятельности. Хорошо, если парни потом пойдут в армию и там повзрослеют. А то есть и такие случаи: сироты бросают учебу, попадают в места лишения свободы, потому что не могут адаптироваться к новой жизни…Чтобы дети не сошли с правильной дороги, мы активно ведем борьбу с вредными привычками. Например, когда три года назад я пришел сюда на работу, курили 25 человек. Теперь только пять. Будем бороться и дальше… 

 

Купить компьютер на свои деньги

- Еще одна важная задача, которая стоит перед нами, – научить детей совершать покупки,  - продолжает директор детского дома-школы. - Пусть какую-то мелочь: заколку для волос или мороженое, но это будет опыт. Конечно, это происходит под присмотром воспитателей. Детей нужно учить жить по средствам, иначе потом в первый же день они могут «спустить» все свои накопления: пенсии, алименты, пособия, которые получают на сберкнижку. В детском доме для них все бесплатно, но во взрослой жизни – другая реальность. Мы им даже квитанции за ЖКУ показываем, поскольку, когда дети получают квартиры, они даже не догадываются, что им придется платить за свет и воду.

Старшим детям мы разрешаем покупать компьютеры для подготовки к ЕГЭ. Это, конечно, происходит под контролем органов опеки и попечительства. Вообще, компьютерная техника есть в учебном классе, но понятно, что этого в век информационных технологий недостаточно. Даже в интернате дети не должны быть оторваны от современной жизни. Иначе в чем смысл реформы? 

С.Медведева. 

Фото С.Пестов.

 

 

Кстати

По  информации Минобрнауки, на середину июля 2015 г. только 30% российских учреждений для детей-сирот соответствовали новым требованиям.  Проблемой, как обычно, стала финансовая сторона вопроса. Чтобы переделать большие помещения, построенные еще в прошлом веке, в уютные комнаты, нужны немалые средства. 

В Мордовии, как сообщили в Мин-образования РМ, продолжается подготовка к реализации 481-го постановления. Большую работу предстоит провести в Шейн-Майданской санаторной школе-интернате. По новым правилам даже в учреждениях подобного типа (здесь находятся сироты с неактивными и локальными формами туберкулеза), условия должны быть приближенными к домашним. 

 

 

Между тем

В этом учебном году свои двери не откроет Рузаевский детский дом-школа. Как пояснили в Минобразования РМ, это связано с оптимизацией учреждений образования. После выпуска в нем находилось всего 29 детишек. Эти воспитанники распределены между Ардатовским и Ялгинским детскими домами.


Personal web page Mordovia newspaper (с)