В Саранске арестованы «финансисты» из Казани и Чебоксар, обманувшие вкладчиков на миллионы рублей
Мордовская полиция развернула полномасштабную борьбу с финансовыми пирамидами, представители которых обманули жителей республики в общей сложности более чем на 10 миллионов рублей. На прошлой неделе оперативники Управления экономической безопасности регионального МВД с разницей в один день задержали в Казани председателя кредитно-потребительского кооператива «Сберсоюз» Антона Кирилюка, а в Чебоксарах – учредителя ООО «Народный сейф» Александра Никитина. Руководителей пирамид доставили в Саранск, где Ленинский суд заключил их под стражу.
В СИЗО нельзя, и на свободу - тоже
КПК «Сберегательный союз» был создан в мае 2011 года в Казани и за четыре года деятельности открыл филиалы еще в нескольких городах: Нижнем Новгороде, Йошкар-Оле, Альметьевске, Чебоксарах, Набережных Челнах. Офис в Саранске распахнул свои двери в апреле прошлого года. Сотрудники организации принимали от жителей вклады под 29% годовых. Около 30 саранских пайщиков доверили «Сберсоюзу» от 50 тысяч до 1 миллиона рублей.
В конце 2014 года в кооперативе начались проблемы: клиентам стали отказывать в получении процентов и не отдавали вложенные деньги. Но и тогда КПК продолжал принимать вклады и распространять рекламу. Весной 2015 года дела пошли настолько плохо, что закрылись офисы в Саранске и Чебоксарах. Денег людям так и не отдали, несмотря на то, что, например, жители Чувашии устроили у стен офиса настоящий бунт. В июне на официальном сайте КПК было размещено обращение к клиентам. Вкладчиков просили понять и простить. «Декабрь прошлого года сыграл с нами злую шутку. На фоне обесценивая рубля, введения санкций против России, закрытия других финансовых организаций пайщики поддались панике и начали досрочно снимать сбережения, что и привело к сбою», - оправдывались руководители «Сберсоюза» и просили дать отсрочку на решение проблем. 21 июля был закрыт офис и в Казани. В тот же день мордовские борцы с экономической преступностью задержали 34-летнего председателя кооператива Антона Кирилюка, который сразу написал явку с повинной. По данным МВД, общая сумма ущерба пайщикам во всех филиалах «Сберсоюза» составила более 400 миллионов рублей.
23 июля Ленинский суд избирал «финансисту» меру пресечения. Следователи УМВД по Саранску инкриминировали ему 38 эпизодов мошенничества на сумму около 8 миллионов рублей и организацию финансовой пирамиды и ходатайствовали перед судом об аресте. Подозреваемый против заключения под стражу не возражал, но оговорился, что лучшим вариантом был бы домашний арест. На домашнем заключении настаивал его защитник, прикрываясь при этом интересами потерпевших.
– Если сейчас моего подзащитного отправят в саранское СИЗО, мы блокируем работу по остальным потерпевшим. Понимаете, это в Саранске 30 потерпевших, а вот в Чебоксарах их 800, а по всем регионам - примерно 1800. В других субъектах Кирилюку не избирали меру пресечения, видимо, из стратегических соображений. Кирилюк признался, что совершил глубокую ошибку, открывая кооператив, написал явку с повинной и готов сотрудничать со следствием. Но не надо помещать его под стражу! - распинался казанский адвокат. - И в то же время я согласен, что его нельзя оставлять на свободе. Пайщиков много, они неконтролируемы и в этом случае жизнь и здоровье Кирилюка будут под угрозой. А домашний арест даст ему возможность взаимодействовать со следствием во всех регионах. Если надо, то мы можем в Саранске квартиру снять…
Арендовать жилье Кирилюку не пришлось. На ближайшие два месяца суд предоставил ему камеру в следственном изоляторе.
«Только сидеть!»
Заседание по избранию меры пресечения 30-летнему учредителю ООО «Народный сейф» Александру Никитину было еще более эмоциональным. На него пришли потерпевшие (преимущественно пенсионеры), вложившие под проценты все сбережения и теперь требовавшие вернуть деньги.
«Народный сейф» открылся в Саранске осенью прошлого года. Первое время вкладчики были вполне довольны партнерством с организацией, но в конце января счета были «заморожены», а из офиса вскоре вывезли всю оргтехнику и документацию. Жертвами «лопнувшего сейфа» стали 23 жителя Саранска, потерявшие в общей сложности 2,5 миллиона рублей. В апреле 2015 года было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, но подозреваемых – Александра Никитина и 33-летнего гендиректора сомнительного предприятия Алексея Павлова - пришлось поискать. Первого задержали в Чебоксарах 22 июля, второй до сих пор находится в розыске.
В отличие от своего немногословного коллеги из казанского КПК «Сберсоюз» Александр Никитин вину не признал и принялся доказывать потерпевшим, что обманывать никого не собирался.
- Ваши деньги были вложены в недвижимость и строительство, просто в конце прошлого года разразился кризис и произошел вот такой казус, что деньги были заморожены. Но на протяжении года я вам их отдам. Понимаете, если бы я хотел вас обмануть, то сразу не выплачивал бы проценты. Но ведь сначала вы их получали! И приходили вкладывать деньги во второй раз. Мне ваши средства не нужны, я хотел зарабатывать и никого не обманывать, - убеждал Никитин потерпевших.
- Вот мошенник, - громко прошептал один из обманутых вкладчиков.
- Вы хотите меня засудить, посадить, но если это случится, я вообще не смогу продать имущество, чтобы вернуть вам денежные средства, - продолжал между тем подозреваемый. – Понимаете, я ваши деньги не прогулял, не пропил. Просто не все от меня зависит. У меня самого двое детей пяти и десяти лет, еще есть младшая сестренка, у которой двое близнецов. И все они у меня на иждивении.
- Как будто у нас никого нет на иждивении! – возмутились люди.
- Ты вот скажи, где второй руководитель, - потребовал один из потерпевших.
- Я не знаю, - спокойно ответил Никитин.
- Но ведь наши вклады застрахованы! Почему страховая компания не возмещает? – продолжал допытываться мужчина.
- Нас самих обманули. Страховая компания находилась в Москве, ее представители убедили нас, что они реально работают, а когда мы туда обратились, этой организации уже не было, - ответил подозреваемый.
Объяснение вызвало у собравшихся нервный смех.
- У меня на иждивении дочь и внук! У меня и денег-то не было, я продала квартиру умершего отца и отнесла эти деньги вот ему! – кивая на подореваемого, рассказывала потерпевшая по имени Надежда. – И осталась ни с чем! Сейчас взяла в кредит 100 тысяч, ежемесячно плачу по 7 тысяч, а пенсия – 13!.. Я знаю, что неправильно поступила, доверив ему деньги, но и он виноват!
Следователь просил заключить Никитина под стражу. Потерпевшие горячо поддерживали это ходатайство, требовали у Никитина не рассказывать сказки, отправиться в СИЗО и написать доверенность на родственников, чтобы те продали имущество и отдали деньги. Чебоксарский адвокат подозреваемого в ультимативной форме заявляла, что если ее клиента посадят в СИЗО, он не станет распродавать имущество, потому что у него не будет на то желания и ратовала за домашний арест. Вкладчики не соглашались. «Только сидеть!» - высказывались они…
Заявления защитницы о честности и порядочности Никитина не произвели впечатления не только на потерпевших, но и на суд. Никитина заключили под стражу. |