Где нам токаря найти? |
Престиж рабочих специальностей будет повышаться рублем Потребность страны в «синих воротничках» растет из года в год. Однако вопреки законам рынка спрос пока не рождает предложение. Специалистов с высшим образованием хоть завались, а квалифицированные рабочие - штучный товар. Сегодня мастерам своего дела работодатели в Мордовии готовы платить 20-30 тысяч рублей в месяц. Но даже при такой зарплате закрыть вакансию – настоящая головная боль для руководства предприятий. Кандидаты либо «недотягивают» до уровня, или просто не желают работать.
Я б в рабочие пошел… Глупо отрицать, что ситуация с профобразованием в стране критическая. Старая система качества подготовки изжила себя, а новая – до сих пор четко не сформирована. И поэтому каждый раз очередная дискуссия на тему «нужны ли ПТУ в современном обществе» заходит в тупик. «Камеры хранения трудных подростков» больше выполняют социальные функции, нежели производственные. По результатам российских соцопросов, из ПТУ в рабочие специальности сегодня идет максимум 20–30% выпускников. Остальные так и остаются призраками профессий на рынке труда. За последнее время изучались десятки способов искоренить перекос в обществе, но пока все «мимо». То, что хорошо в теории, на практике существенного эффекта не дает. Предложение расширить зону среднего и начального образования, сокращая высшее, тоже неоднозначно. Стремления молодежи регулировать одним «драконовским» методом крайне сложно. Например, в прошлом году в российских вузах сократили набор на гуманитарные факультеты, тем не менее, «технарей» все равно недобрали. В итоге больше студентов стали обучаться на гуманитарных специальностям, только за деньги. По результатам анкетирования, проведенного в 2010 году Госкомитетом РМ по труду и занятости населения, старшеклассники продолжают выбирать невостребованные специальности. Многие хотят стать юристами и экономистами, которых и без того пруд пруди. Хотя по-прежнему на рынке труда дефицит токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, слесарей-инструментальщиков, наладчиков станков, электрогазосварщиков, электромонтеров. Между тем, тех же электромонтеров с 2008 года не готовит ни одно учреждение профобразования в Мордовии - у сегодняшней молодежи нет желания получить не престижную профессию. Подобная участь может ожидать и другие востребованные специальности. - Несмотря на сложности, система профобразовнаия оперативно реагирует на требования рынка труда, - комментирует ситуацию заместитель министра образования РМ Сергей Ведяйкин. – В большинстве учебных заведений организованы краткосрочные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации, направление на которых происходит по заказу работодателей. Это во многом позволяет решить проблему с теми же электромонтерами, токарями, фрезеровщиками и т.д.
Требуется квалификация Вспомним советские годы. Тогда быть слесарем, токарем было не просто престижно, а очень почетно. Таким героям социалистического труда посвящались песни, романы и киноленты. Но главное даже не общественное призвание, а материальный стимул. Простой рабочий на заводе зарабатывал 300 рублей, тогда как инженер – 200, а бухгалтер – 100. При этом люди, создающие материальные блага, получали бесплатное жилье. Сегодня об этом остается мечтать выпускникам вузов, не говоря уже об учащихся профтехучилищ и техникумов. - Дисбаланс произошел в обществе, отсюда все проблемы, - считает Сергей Ведяйкин. – Поднять престиж системы профобразования на словах - это все равно, что на большом судне залатать пробоину в трюме. От этого корабль не поплывет. Проблему нужно решать в комплексе: развивать промышленность, социальную инфраструктуру, повышать уровень жизни людей труда. Система профессионального образования - индикатор процессов, происходящих в социуме, и она привязана к внешней среде. Это как в известной поговорке: «Почему село вымерло? Закрыли школу. Почему? Детей нет. Почему? Молодые не едут. Почему? Работы нет. Почему? Колхоз развалился». И эту цепочку можно продолжать и продолжать. Одно плавно вытекает из другого. Если рабочие не получают достойную оплату труда, значит какой-то механизм вышел из строя.
Важно не только кто и где будет учить, но и чему. Недавно министр образования РМ привел такой пример. На некоторых землях училищ сельхозпрофиля урожайность в два, а то и в четыре раза ниже средней по району. Тогда о какой подготовке можно вести речь? Умная экономика требует качественного профессионального образования. Работодателям нужны не просто рабочие руки, но и высокая квалификация. Эксперты полагают, что важной проблемой училищ остается традиционная ориентация на излишнее теоретизирование и преподавание от самых азов. Образование в ПТУ всегда было насыщено общеобразовательными дисциплинами, то есть фактически происходила доработка за школу. Переломить ситуацию должны стандарты третьего поколения, которые внедрены с 1 сентября 2011 года. Сроки обучения по начально-профессиональной подготовке уменьшились на 5 месяцев, а учебная программа урезалась почти на 700 часов. - Изменения произошли за счет дисциплин общеобразовательного цикла. То есть школьные предметы учащиеся будут изучать в более сжатом режиме, - пояснила начальник отдела профессионального образования Министерства образования РМ Елена Куршева. – Ни для кого не секрет, что в училища приходят ребята, которым тяжело учиться в школе. Если им увеличить нагрузку, то сложно будет вызвать интерес к рабочей профессии. Еще одно новшество, призванное поддерживать увлеченность, - модульное обучение. Небольшой курс теории должен сразу закрепляться на практике. Ребята чуть ли не с первых дней будут работать с инструментом, а не ждать конца года, как было раньше.
Однако среди многих плюсов есть один жирный минус. В нынешних условиях, «раскрывая все карты» сразу, можно не только завлечь, но и напрочь отбить интерес у молодежи. В век информационно-коммуникативных технологий вряд ли кто захочет вытачивать деталь вручную. - Подготовить специалиста на устаревшем оборудовании невозможно. Ежегодно выходит из строя и не подлежит восстановлению порядка 10 единиц техники, - отметил министр образования РМ Николай Бычков на августовской педагогической конференции. Слесарь, электрик, токарь, фрезеровщик – все это очень затратные для обучения профессии. Нужны станки, инструменты, материалы. Решить проблему помогает активное сотрудничество работодателей и учебных заведений. Стоит отметить, что в Мордовии функционируют 5 образовательно-производственных комплексов, оснащенных сверхсовременной учебной базой, производственными цехами, расположенными на территории ведущих промышленных предприятий, агропромышленных комплексов колледжей. Еще одна проблема – старение кадров. Средний возраст педагогов профессионального образования по республике – 47 лет. Молодежь преподавать в ПТУ идет неохотно, хотя положительные примеры есть. Молодые преподаватели и мастера работают в Автомеханическом, Политехническом, Строительном техникумах, Промышленно-экономическом колледже и других учреждениях. К слову, за последние 6 лет начальное звено профобразования в Мордовии сократилось в пять раз. Училища и лицеи, подтвердившие свою несостоятельность, канули в Лету. Зато количество колледжей и техникумов за эти же годы увеличилось с 19 до 31. Немаловажно, что на их базе студенты получают дополнительно к основной специальности рабочую профессию.
Формирование трудового потенциала стало задачей государственного значения. Устранить дефицит рабочих кадров во многом призвана программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы, принятая в Мордовии. Перекос на рынке труда должен искорениться за счет увеличения выпускников, получивших профобразование, активного переобучения по востребованным специальностям. Подготовка необходимых кадров будет вестись на условиях софинансирования и за счет средств работодателей. Кроме того, улучшится ресурсное обеспечение профессиональных учреждений. Надо отметить, что это не голая декларация и под нее выделяются реальные деньги. Мордовия, являясь победителем конкурсного отбора программ модернизации системы профобразования, будет получать федеральные субсидии. Это своего рода вклад в кузницу квалифицированных кадров. Теперь главное – правильно сориентировать школьников, чтобы, с одной стороны, выбор профессии отвечал запросам рынка труда, а с другой - соответствовал их способностям и интересам. Иначе и после современного оснащения ПТУ работать по-прежнему будет некому. С.Родионова. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |