Только не сжата полоска одна

Нива крестьян из села Тарасово Атяшевского района может остаться под снегом

Вот приедет барин, барин нас рассудит... Эти слова из стихотворения «Забытая деревня» Н.А. Некрасова многим из нас хорошо знакомы еще со школьной скамьи. Поразительная вещь: прошло более 150 лет с той поры, как великий русский поэт впервые произнес эту фразу, однако она и сегодня довольно часто применяется в  лексиконе. Правда, нынче под «барином» подразумеваем не помещика или дворянина, а важного чиновника или руководителя, имеющего определенную власть и достаток. Благо, если современный барин проявляет себя толковым и порядочным человеком,  но в жизни нашей, к сожалению, нередко бывает так, когда главным в поведении отдельного начальника становится принцип «Хочу – милую, хочу – по миру пускаю».

 

Народ предупреждали...

На известный некрасовский афоризм навели обращения некоторых жителей села Тарасово Атяшевского муниципального района в редакцию нашей газеты.  «...Наступили осенние дожди, не за горами – мокрый снег и стужа, а мы всё никак не можем убрать с приусадебных участков зерновые культуры, - сетуют люди. – Засевая свои земельные участки ячменем и пшеницей, мы рассчитывали получить дополнительные корма для содержания домашней живности. Теперь с болью в сердце смотрим на посевы, ведь урожай зерновых теряется с каждым днем прямо на глазах... Власть местная при этом занимает позицию стороннего наблюдателя, а руководители сельхозпредприятия категорически отказываются выделять личным подсобным хозяйствам хотя бы старенький зерноуборочный комбайн...».

Признаться, раньше нигде не было такого – сеять зерновые культуры возле дома. По большому счету, в этом не было никакой необходимости, ведь сельчане, работая в колхозах и совхозах, получали, кроме зарплаты, и натуроплату, например, зерно. Причем, не по 1-2 центнера (столько зерна нынче выдают сельхозпредприятия за аренду земельных паев собственников), а по 5-10 тонн на каждую семью. Хотя есть ли смысл сегодня «плакаться» о прошлом, надо жить настоящим и будущим. Подвело крестьян в 2010 году аномально жаркое лето – многие подворья сельских граждан остались без кормов. Результат известный – буренки, телочки, бычки и другая живность сразу же пошла «под нож». Так, собственно, поступили и некоторые жители Тарасова.

Между тем наиболее решительные сельчане пошли по другому пути. Весной этого года они пригнали на свои земельные участки зерновые сеялки. На своих 30-40 сотках стали сеять ячмень, пшеницу. И это сделали, можно сказать, вопреки предупреждениям  руководства ОАО «Агроинвест» (местного сельхозпредприятия) о том, что хозяйство не намерено выделять осенью для частников зерноуборочный комбайн. Вся беда в том, что «барин» не стал толком объяснять, почему не хочет помочь тем, у кого он арендует сельскохозяйственные земли. Может, в «Агроинвесте» считают достаточным плату в виде двух центнеров зерна и одной бесплатной вспашки приусадебного участка за аренду 3,9 гектара пая?



«А вдруг комбайн утонет в болоте?!»

С другой стороны, сегодня начинает выясняться следующая картина. Сельхоз- предприятие в Тарасове, завершив уборку зерновых культур на здешних полях, уже несколько дней назад поставило все комбайны на постоянное место хранения, то есть возле технических мастерских. Стоят они аккуратненько в одном ряду и, скорее всего, не тронутся с места до страды 2012 года. Владельцы подсобных хозяйств то к одному начальничку подойдут за помощью, то к другому, а в ответ слышат одно и то же: «Вас предупреждали, нечего было сеять зерновые... Что, хотите, чтобы наши «ДОНы» навсегда остались на ваших непредсказуемых участках? Вдруг комбайны сломаются, застрянут в болоте, сгорят в пожаре? А ведь каждая такая машина стоит несколько миллионов рублей!..»

Бесспорно, доля истины в этих объяснениях есть. Собственник жалеет технику, думает о перспективах развития сельхозпредприятия. Спрашивается: а кто же подумает о тех, кто работает сейчас в хозяйстве, или о тех, кто по 30-40 лет проработали в тарасовском колхозе «Труд» и находятся на пенсии? Понятно, что никто не пригонит тот же зерноуборочный комбайн в Тарасово из Москвы или Саранска. Стало быть, проблему надо решать на местном уровне. Впрочем, вряд ли удастся это сделать в ближайшее время, поскольку администрацию сельского поселения, которую возглавляет М.М. Свойкина на протяжении почти десятка лет, некоторые вопросы социальной жизни, похоже, особо не волнуют. Ужасные дороги внутри села, инертность в реализации современного проекта по водоснабжению, недостаточность освещения сельских улиц в ночное время суток, проблемы с продажей излишков продукции из подсобных хозяйств – это лишь малая толика упущений в работе местного органа самоуправления.

- У меня самой, кстати, тоже еще не убраны зерновые с приусадебного участка, - призналась при встрече с нами Мария Михайловна. – Что с ними будет дальше, пока не знаю.

На вопрос о том, обращалась ли глава администрации поселения в ОАО «Агроинвест» за оказанием помощи в уборке ячменя и пшеницы с частных земельных участков, М.М. Свойкина лишь пожимала плечами. Не значит ли это, что у местной власти не сложились нормальные отношения с новым руководством хозяйства? Может, поэтому сельчане сами стали искать выход из сложившейся ситуации?



Люди молятся на... фермеров

В соседнем селе Сабанчеево есть фермер Дмитрий Елеськин. Он-то и откликнулся на просьбы тарасовцев обмолотить своим комбайном зерновые культуры. Поработал механизатор несколько дней на приусадебных участках, но комбайн неожиданно сломался. Люди молятся, чтобы фермер быстрее устранил неисправность машины и снова пригнал бы ее на уборку частной нивы.

- Это такой добрый человек! – хвалят Елеськина тарасовцы и сабанчеевцы. – Он все делает так аккуратно и заботливо, что все мы очень благодарны ему. За оказанные услуги Дмитрий  берет умеренную плату, все по-честному. Вообще-то, сейчас мы готовы любому заплатить, пожалуй, любые деньги, лишь бы хлеб не остался лежать под снегом.

Заглянули в подсобное хозяйство Живаевых. Люди довольны, что с 40 соток елеськинский комбайн намолотил им 32 мешка зерна. И такое оно чистое! А ведь комбайн совсем старенький. 

Прикинули вместе с хозяевами общий вес намолоченного зерна – получилось примерно 1,5 тонны. Какая же урожайность выходит на гектар посевов? Оказывается, вполне приличный результат – не менее 37 центнеров. Учитывая, что владельцы приусадебного участка лишь три года назад внесли в землю органику, засеяли ее простыми семенами и совсем не занимались уничтожением сорняков, - себестоимость продукции сведена, можно сказать, до минимума. Так стоит ли ущемлять интересы крестьянина, решившего возделывать на своем приусадебном участке, кроме традиционного картофеля и свеклы, зерновые культуры?!

Любопытно, что в соседнем Ардатовском районе жители ряда населенных пунктов в течение многих лет последовательно занимаются выращиванием зерновых культур на земельных участках возле дома. Например, в селе Жабино нынче под этими посевами, говорят, было занято больше 10 гектаров, или примерно 25 участков. И там не было никакой проблемы с уборкой «домашней нивы». Здешняя власть постаралась, чтобы урожай был убран с каждого участка. На помощь сельчанам приходили комбайны из ООО «Жабинское». А вот в Тарасове почему-то не договорились...



«Была бы своя МТС...»

Если рассуждать масштабно, то решением поднятой в данной публикации проблемы, на наш взгляд, могли предметно заниматься и в Минсельхозпроде Мордовии. Помнится, еще не так давно, в рамках реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК», было создано в стране свыше 5 тысяч сельскохозяйственных потребительских кооперативов – перерабатывающих, заготовительных, снабженческо-сбытовых, кредитных и т.д. Им было выделено огромные суммы льготных кредитов. Немало потребительских кооперативов функционирует и в нашей республике. Главный вопрос: насколько эффективно? Думается, что не все в порядке в этой системе, если крестьянин-работяга мучается в поисках комбайна для уборки выращенного им урожая.

Может, лучше бы создать в каждом муниципальном районе Мордовии мобильные мини-МТС (машинно-тракторные станции)? Укомплектовать их складами для минеральных удобрений, ремонтно-техническими мастерскими, выделить не менее трех мощных автомобилей с длинномерными прицепами и манипуляторами для погрузки и выгрузки грузов, зерноуборочные комбайны, колесные трактора с полными комплектами навесного оборудования, диски легкие и тяжелые, широкорядные сеялки. Это не мы придумали, об этом говорят сейчас и специалисты, и жители населенных пунктов. Если кому-то такая идея покажется нецелесообразной и напоминает о «коммунистическом прошлом», то стоит заметить, что в советские времена было много чего хорошего, а потом утеряно. В том числе и в сельском хозяйстве.

- Была бы у нас в Атяшеве или Сабанчееве своя МТС, - сказал нам один из пенсионеров села Тарасова, - я не стал бы сейчас унижаться и бегать в поисках трактора или комбайна. Позвонил бы на станцию, сделал заявку на выполнение работ, а услуги оплатил бы на месте. Вот к чему надо стремиться, а не строить всякие козни на пути развития личного подсобного хозяйства...

Кто-то скажет: МТС – хорошо, да только кто ее поддержит финансово? Государство, разумеется. При условии, если оно захочет, чтобы наше село через несколько лет не превратилось окончательно в некрасовскую «забытую деревню», где даже современному барину уже будет неинтересно.

Н. Атласов,  Атяшевский район.


Personal web page Mordovia newspaper (с)