Какой будет школа next? |
В Саранске обсудили модернизацию образования Накануне учебного года состоялась традиционная конференция педагогического сообщества, где подводились итоги и ставились задачи развития системы. Ключевым моментом стало обсуждение перспектив принятия нового закона об образовании.
Повысить статус педагога - Обсуждение закона об образовании – очень важно для всех, - отметил значимость мероприятия Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин. – От того, что мы закладываем в подрастающее поколение, будет зависеть будущее страны. Министр образования республики Николай Бычков призвал педагогов быть максимально честными и открытыми, говоря о проблемах системы, поскольку замалчивание тех или иных моментов только усугубляет ситуацию. Сам руководитель ведомства не скрывал: сложностей в системе хоть отбавляй, и все они требуют незамедлительного разрешения. Причем, в первую очередь, работникам образования нужно начать работу с совершенствования самих себя. - Актуальна проблема повышения профессиональной компетентности руководителей всех уровней, - заметил министр. – Именно такой руководитель, который не ждет инструкций, а уже имеет сложившийся опыт творческого, проектно-конструктивного ведения профессиональной деятельности, востребован в обществе. Слабым звеном в управленческой деятельности остается правовой нигилизм. Всего в системе образования республики работает свыше 7800 педагогов, 88% из них имеют высшее профессиональное образование. Однако есть сложности с привлечением в школы молодых специалистов. Число педагогов со стажем до пяти лет остается в республике низким - 6%, при этом доля учителей пенсионного возраста больше почти вдвое. Особенно остро эта проблема стоит в Ковылкинском, З.-Полянском, Кочкуровском районах. Настораживает тот факт, что наиболее возрастные педагоги ведут основные предметы: математику, русский язык, литературу, иностранные языки. Не хватает учителей по трудовому обучению и ОБЖ, поскольку их не готовит ни один вуз и педколледж, а также педагогов по физвоспитанию, так как они не закрепляются в школах. С каждым годом профессия учителя становится все более женской и на сегодняшний день количество педагогов-мужчин составляет 15%. На новый законопроект об образовании возлагаются большие надежды по повышению социального статуса педагога и привлекательность профессии. - Принципиально новым является то, что за субъектами Российской Федерации закрепляются полномочия по установлению дополнительных мер социальной поддержки молодых педагогов, - отметил Николай Бычков. В первом квартале 2011 г. средняя зарплата учителя составила 8816 рублей. В 2011 году стимулирующий фонд оплаты труда для учителей увеличен на 30 процентов, в том числе на 6,5 процента - с 1 июня, на 23,5 процента - с 1 сентября. Средняя заработная плата учителя с учетом повышения составит 11500 рублей, или 92,6% от средней заработной платы по экономике. Оплата труда будет обязательно дифференцированной и зависеть от результата работы, подходу к делу. С 1 сентября все директора школ должны пересмотреть положение о стимулирующих выплатах и утвердить новые критерии оценки педагогических кадров. Следующим этапом будет повышение заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений. Это вопрос будет рассматриваться уже в самое ближайшее время.
Обучение с пеленок Новый закон впервые определяет дошкольное образование одним из уровней общего. То есть обучение будут усовершенствовать, начиная с детского сада. Получение дошкольного образования станет возможным не только в образовательных учреждениях, но и путем семейного воспитания. Формы обучения могут быть разные, главное – сохранить преемственность этапов образования и безболезненно подготовить ребенка к школе. Один из актуальных вопросов сегодня – большая очередность в детские сады, особенно в Саранске. До конца 2015 года эту проблему в столице республики планируется разрешить полностью за счет открытия более трех тысяч дополнительных мест. Особенно остро вопрос с дошкольным образованием стоит в глубинке. В ряде населенных пунктов детям просто негде получить элементарные навыки и знания, подготовиться к первому классу. Как заметила заместитель Председателя Государственного Собрания РМ Тамара Тюрина, вопрос с организацией детей должен решаться и там, где всего 5-6 дошколят. Для этого, например, могут открываться группы при школе.
В современных условиях особая роль отводится системе оценки качества образования.
Школа должна быть сориентирована на качественную профориентационную работу. В Мордовии она пока находится на низком уровне, иначе как объяснить, что школьники по-прежнему отдают предпочтение модным специальностям, не задумываясь о будущем. - Почти две трети абитуриентов в этом году были нацелены на гуманитарные направления, - отметил ректор МГУ им. Н.П. Огарева Сергей Вдовин. Некоторые признавались, что подали документы на ту специальность, на которой будет легче учиться, и их мало волновало, где они потом будут работать. А еще ректор привел такой пример. Институт физики и химии на сегодняшний день по оснащенности - лучшее структурное подразделение вуза. Подобного оборудования даже нет в ближайших регионах, между тем из трех районов республики на специальности института нет ни одного первокурсника, из шести – только по одному. Подобная тенденция сохраняется и по другим значимым для республики специальностям. - Профориентационная работа – вопрос вопросов, причем прорабатываться он должен не в общих чертах, а детально, - обратил внимание педагогов Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин и поручил Министерству образования проанализировать ситуацию с выбором абитуриентов.
Приняла участие в республиканской конференции и Нина Ярошенко - начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора. Это ее первый визит в Мордовию, поэтому она не удержалась от сравнений и сопоставила масштабную строительную кампанию на улицах Саранска с такой же созидательной деятельностью республиканской системы образования. - Помимо активного участия региона в федеральных образовательных проектах здесь разработано большое количество региональных документов. Показатели, которые заложены в республиканской программе развития образования, значительно превышают среднероссийские. По моей информации, в Мордовии нет образовательных учреждений в аварийном состоянии. Кроме того, в республике высокий уровень аккредитации учебных заведений – 97,3%. Особое внимание представитель Рособрнадзора обратила на юридические тонкости. По результатам 2010 г. ведомством в стране было проведено 32 тысячи проверок и выявлено свыше 78 тысяч нарушений. Самым типичным (29%) из них стало противоречие устава образовательных учреждений правовой базе. - В новых условиях на устав нужно обращать первостепенное внимание – это залог успеха будущей работы, - отметила Ярошенко. Итогом мероприятия стало внесение предложений к закону, которые в ближайшее время будут направлены в Министерство образования и науки для дальнейшего обсуждения. С.Медведева. |
Personal web page Mordovia newspaper (с) |